Миллениалы меняют казахстанский корпсектор

Миллениалы меняют казахстанский корпсектор

Трансформация коснулась IT-компаний и банков, а производственные предприятия пока не готовы подстраиваться под поколение Y.

23 Декабрь 2016 16:22 2430

Миллениалы меняют казахстанский корпсектор

Автор:

Татьяна Киселева

Представители поколения Y, так называемые, миллениалы, рождавшиеся в 1985-2000 годах, оказывают сегодня колоссальное влияние на принципы работы казахстанских компаний. Ввиду того, что такие работники кардинально отличаются своим отношением к сотрудничеству с работодателем, от предыдущего поколения – X, руководители начинают перестраивать свои бизнес-процессы с учетом особенностей их поведения, мировоззрения и привычек. По наблюдениям бизнес-тренера и руководителя отдела персонала в горном курорт-отеле «Лесная сказка», Натальи Воронковой, на сегодняшний день во многих казахстанских компаниях появился новый тренд – внедрение программ по вовлеченности персонала, которые направлены на особенности поколения Y. «Этих людей не просто удержать, и только при помощи инструментов мотивации и геймификации они остаются работать в компаниях и приносят максимально быстрые желаемые результаты», - утверждает Наталья Воронкова,  подчеркивая, что инструменты мотивации должны быть заточены именно под сотрудников поколения Y, в противном случае данные программы не возымеют действия.

Мастера широкого профиля
Ввиду того, что поколение Y рождалось в новых социально-политических условиях, во времена горбачевской Перестройки и распада СССР, они обрели тот набор качеств, который совершенно не присущ поколению X. Директор Encourage company Галина Тартышная считает сотрудников поколения X более надежными и ответственными, в отличии от «игреков». «Иксы» нацелены на получение материальных ценностей, включая стабильную заработную плату. «Игрики» же больше ориентированы на интересную работу», - отмечает она. При этом, по ее словам, иногда такие люди могут работать на безвозмездной основе, если деятельность представляет для них интерес. «Поэтому в Казахстане так много волонтерских движений»,  - уверена г-жа Тартышная.

«Обладание технологическими навыками значительно повышает конкурентоспособность сотрудников поколения Y, относительно более зрелых работников. Старшее поколение вызывает у них снисходительную улыбку и недоверие: ценности поколения X в отношении работы, долга и ответственности они считают «устаревшим»», - отмечает директор по маркетингу компании Headhunter Дана Кузеева. По ее наблюдениям, для представителей поколения Y также характерны энергичность и широта интересов. «Они удивляют количеством и качеством идей, порой это настолько нестандартные решения, что представителям старшего поколения, они бы просто не пришли в голову. Креатив «игреков» просто не знает границ, но они быстро теряют интерес к делу», - говорит она. По ее словам, молодые люди поколения Y способны усваивать огромный поток информации, а ввиду того, что сегодня, в условиях глобализации, многие сферы деятельности пересекаются, это позволяет им стать специалистами широкой направленности. «В результате получается, что современный сотрудник работает на стыке многих профессий. Например, сегодня продвинутый менеджер по персоналу должен  иметь хорошие знания в области IT, финансов, PR. И в этом плане, конечно, миллениалы дают фору «иксам»»,  -  убеждена г-жа Кузеева.

Завышенные ожидания
С этим согласна и Наталья Воронкова. По ее наблюдениям, сегодня в казахстанских компаниях можно часто увидеть ситуацию, когда по скорости исполнения задач сотрудники поколения Y значительно превосходят сотрудников поколения X. «Поколение Y другое. В них с детства закладывались иные ценности, которые теперь и управляют их поведением, уже непосредственно в работе, - утверждает она. - Это поколение выросло на фильмах, в которых главные герои спасали весь мир, и у них сформировалась  гораздо большая вера в собственные силы, чем у поколения X». Так, по ее наблюдениям, представители поколения Y даже на собеседованиях ведут себя достаточно уверенно, иногда даже не имея опыта работы. И, несмотря на это, они, как она отмечает, запрашивают более высокие заработные платы, нежели люди поколения X, тем самым завышая свою ценность в глазах работодателя. «Лично меня как работодателя напрягает то, что миллениалы хотят получить вознаграждение за результат сиюминутно. В отличии от «иксов», которые более лояльны к работодателю. Если «игреки» не получают бонусов «здесь и сейчас», у них пропадает мотивация и стимул выполнять работу до конца, - делится Наталья Воронкова. - Если для поколения X важны стабильность, уверенность и гарантии в будущем, то для поколения Y характерно стремление к свободе, самостоятельность и низкая ответственность».

Наряду со стремлением часто менять место работы, многие работодатели относят к недостаткам поколения Y неумение долго удерживать внимание и желание все оспаривать. Это, по мнению Галины Тартышной, связанно с особенностями клипового мышления миллениалов. То есть поступающую информацию они воспринимают «кусками» и порой весьма поверхностно. В связи с этим, им сложно дается работа, связанная с высокой концентрацией внимания. В отличии от них, у представителей поколения X форма мышления линейная, что делает их более усидчивыми и последовательными.

Несмотря на это, г-жа Воронкова убеждена, что казахстанские работодатели должны следовать мировому тренду, который диктуют крупные компании, такие как Google, и перестраивать корпоративную культуру в пользу комфорта и развития сотрудников поколения Y. Ведь в целом, на сегодняшний день поколение Y охватывает примерно треть сотрудников во всем СНГ, а к 2020 году они станут доминирующей группой, соответственно, ничего другого не остается. «У нас осталось всего три года, чтобы компании стали привлекательными для сотрудников поколения Y», - отмечает она. 

Подстроиться под персонал
По словам г-жи Воронковой, в настоящее время популярность набирает «бирюзовая» модель управления в компаниях, при которой любой сотрудник может влиять на принятие решений, а генеральный директор не имеет полномочий принимать обязательные решения. Минимум начальников, максимум свободы – на этих принципах строятся «бирюзовые» организации. «Компании как во всем СНГ, так и в Казахстане уже вынуждены перестраивать свою организационную и корпоративную культуру под этот тренд, а именно под поколение Y», - утверждает она. В качестве примера она приводит  компанию Chocolife.me, которая, по ее словам, одной из первых выстроила корпоративную культуру в направлении постоянной мотивации и повышения командного духа сотрудников. Такой стиль управления, по ее словам, благотворно отражается на работе организаций. Однако не все компании готовы к подобной трансформации. В частности, в производственных компаниях с определенным алгоритмом и технологиями работы, связанными с человеческими ресурсами, «бирюзовая» модель управления не вписывается. К тому же, как она отмечает, сотрудники поколения Y реже всего устраиваются в производственные компании, а если и устраиваются, то в коммерческий отдел, отдел маркетинга или IT-департамент. По мнению Галины Тартышной, причина того, что в компаниях производственной направленности преобладают люди поколения X, кроется также в том, что среди молодежи в Казахстане сегодня мало инженеров и технических специалистов. По ее наблюдениям, большое количество представителей поколения Y работает сегодня в ресторанном бизнесе.

«Бирюзовая модель больше подходит для банков. На российском рынке  первыми внедрили этот тренд «Сбербанк» и «Альфа-Банк», и в итоге сейчас все банки Казахстана переходят к данной модели управления», - отмечает Наталья Воронкова. Кроме того, по ее видению, изменения коснулись IT и телекоммуникационных компаний. «Их система управления трансформируется под ценности, которые диктует поколение Y», - говорит г-жа Воронкова.

Обернуть в свою пользу
По мнению Даны Кузеевой, сегодня работодателям стоит поощрять «игреков», учитывая особенности их поведения. К примеру, желание сотрудников поколения Y выделиться и заработать «похвалу» можно использовать, доверяя им небольшие, но ответственные участки работы. При этом необходимо контролировать их гораздо чаще, чем «иксов». Давать задания им следует с творческим уклоном, чтобы у них была возможность проявить свои творческие задатки. К примеру, как она отмечает, «игрики» нередко преуспевают в организации корпоративных мероприятий. В целом, по мнению Даны Кузеевой, чтобы удержать талантливого сотрудника поколения Y, работодатель должен соответствовать его ожиданиям, постоянно реагируя на изменения его мотивационной карты. «Времена, когда частой смене мест работы работодатели  относились с подозрением давно прошли. Сейчас это нормально. Если у миллениала пропадает желание работать в компании, в связи с неудобным графиком или неподходящим ему стилем управления, или если работа мешает его личной жизни, он покидает компанию, не раздумывая», - отмечает г-жа Кузеева. Именно поэтому, по ее словам, работодатели в некоторых казахстанских компаниях предпочитают давать сотрудникам свободу, исходя из их потребностей. «Если для одних сотрудников важно получить дополнительные выходные, то для других привлекательно сокращение рабочего дня. Некоторые работники демонстрируют более эффективные результаты, работая удаленно, другие наоборот предпочитают задержаться в офисе. Одних мотивирует возможность повышения квалификации, других привлекает перспектива изучения иностранных языков. Беря во внимание ценности и особенности, характерные для представителей поколения Y, компания способна привлечь и удержать лояльного специалиста, готового работать на ее благо», - отмечает директор по маркетингу Headhunter.

В изменениях кроются возможности
По данным Данны Кузеевой, количество вакансий, размещаемых на порталах по поиску работы, увеличивается из года в год. В частности, как она отмечает, на сайте hh.kz на сегодняшний день зарегистрировано порядка 1,3 млн соискателей, что составляет седьмую часть всего трудоспособного населения Казахстана. Из них, по ее подсчетам, практически 40% всех соискателей являются представителями поколения Y. «Конечно, работодатели не указывают в своих вакансиях, представителя какого поколения они ждут. Однако, некоторые профессии, как например, web-разработчики, бренд-менеджеры и PR-менеджеры как будто специально созданы для «миллениалов», - делится наблюдениями г-жа Кузеева.

Галина Тартышная уверена, что трансформация, к которой подталкивает компании поколение Y, необходима. Это, по ее мнению, позволит работодателям определить, равномерно ли распределены функциональные обязанности среди персонала и вовлечены ли сотрудники в рабочий процесс, а также разобраться в том, насколько правильно выстроено стратегическое планирование компании. 

Татьяна Киселёва

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Работодатели Алматы и Нур-Султана вынуждены увольнять сотрудников

«Атамекен» спросил у предпринимателей, сколько человек они собираются высвободить или сократить на период действия чрезвычайного положения.   

25 Март 2020 09:00 15705

Работодатели Алматы и Нур-Султана вынуждены увольнять сотрудников

Опрос запущен 23 марта, за сутки в анкету заполнили 814 предпринимателей. Преимущественно представители карантинных городов Алматы (27%) и Нур-Султана (22%).  Об этом сообщается на сайте НПП РК «Атамекен».

23% опрошенных - предприниматели, занятые в сфере туризма. Прочие индивидуальные услуги 18%,  образование - 13%, услуги по проживанию и питанию заполнили 98 предприятий или 12%.

Всего на 814 предприятий приходится более 14,2 тысячи сотрудников. По результатам опроса 40% сотрудников будут отправлены на время карантина в отпуск без сохранения заработной платы. Еще 12% работников будут высвобождены. Наибольшее число высвобождений ожидается в Алматы (562 человек или 33%).  На втором месте Нур-Султан – 300 человек, третье – Караганда 147 человек. Также, предприятия отправили или планируют отправить своих сотрудников в отпуск без сохранения заработной платы. В этой части наибольшее количество в Алматы (31%), Нур-Султан (21%), Алматинская область (9%).

Больше всего высвобождение планируется в туристской отрасли 21% (356 человек) затем идут услуги по проживанию и питанию 19% (320 человек). Замыкает тройку сфера образования – 12% опрошенных (199 человек).

По мнению экспертов Нацпалаты количество высвобождаемых работников, будет только увеличиваться. Предложения НПП «Атамекен» по сохранению рабочих мест можно посмотреть  здесь.

Заполнить анкету можно здесь.

Восточный регион нуждается в кадрах

Только по официальным данным, в различных сферах Восточно-Казахстанской области сложился дефицит кадров более трех тысяч человек, но эти цифры могут не раскрывать полноты картины.

14 Июль 2019 14:38 3605

Восточный регион нуждается в кадрах

По данным Управления координации занятости и социальных программ ВКО, на электронной бирже труда по Восточному Казахстану открыто свыше трех тысяч вакансий. Работодатели в различных сферах ищут работников. В то же время, как отмечают предприниматели, им крайне сложно найти подходящие кадры, потому что местные жители желают более высоких зарплат, в страны ближнего зарубежья и другие регионы республики уезжают на постоянное место жительства самые квалифицированные специалисты, по программе переселения из южных регионов пока прибывает недостаточное число иммигрантов.

Выбирай на вкус

Исполняющий обязанности руководителя отдела анализа и мониторинга рынка труда Управления координации занятости и социальных программ ВКО Нуржан Канапин рассказал, что, например, в сельском хозяйстве наиболее востребованы ветеринары, механизаторы, агрономы, технологи мясного и молочного направлений. На промышленных предприятиях нуждаются в инженерах различных специальностей, горных мастерах, лаборантах, машинистах кранов, котлов, бульдозеристах. В строительстве необходимы инженеры-строители, техники-строители, геологи, машинисты. В сфере транспорта наиболее востребованы механики, водители, слесари, слесари по ремонту автомобилей, техники различного рода.

Также в образовании и здравоохранении на востоке востребованы медицинские сестры, лаборанты, воспитатели, методисты, много вакансий психологов. Есть работы «на постоянку», а есть временного характера.

Буквально на днях в СМИ была размещена информация от Управления координации занятости и социальных программ, что в Восточном Казахстане пять дорожно-строительных компаний, выполняющих ремонтные работы на участках дорог республиканского значения, предлагают более 400 рабочих мест с заработной платой от 100 тысяч до 250 тысяч тенге. Проживание и питание обеспечивается за счет работодателя. Больше всего требуется водителей категории «ВС» – 110 человек и дорожных рабочих – 90 человек. Также компаниям нужны машинисты, инженеры, лаборанты, водители автокрана, операторы-машинисты экскаватора, бульдозера, водители самосвалов, мастера, административно-управленческий аппарат. 

«Объем работ большой, поэтому сложился дефицит кадров, начиная от инженерно-технических работников до механизаторов. По этой причине предприятия объявили набор дополнительной рабочей силы», – объяснили в ведомстве со ссылкой на дорожные организации. Всего они планируют отремонтировать 800 километров дорог по двум направлениям.

«Конечно, государство принимает меры, чтобы восполнить трудовые ресурсы. У нас есть программа продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек». Мы закрываем вакансии за счет соискателей. Если нет подходящих, проводим краткосрочное обучение, готовим кадры, – перечислил Нуржан Канапин. – В рамках краткосрочного обучения те работодатели, которые к нам обращаются, если они согласны подождать, пока мы им обучим специалистов, то мы набираем группу и обучаем для них людей.

По информации Нуржана Канапина, если человек не может найти работу по своей специальности, то он на добровольной основе может переобучиться на другую специальность в колледжах, трудоустроиться на те вакансии, которые востребованы. Для молодых специалистов есть молодежная практика, которую оплачивает государство, а не работодатель. Она нужна для тех студентов, которые недавно окончили университет, не имеют стажа.

Помимо этого, как заверил г-н Канапин, все колледжи стараются готовить студентов по востребованным специальностям. Управление координации занятости и социальных программ ВКО каждый год дает областному Управлению образования информацию о потребности в кадрах на ближайшие три года, а оно, в свою очередь, знакомит с ней учебные заведения.

Помогают, как могут

По словам Нуржана Канапина, социальщики помогают в переселении на восток из южных регионов, где есть переизбыток кадров, на постоянной основе проводят агитацию среди них, приглашают к нам в область. На постоянной основе проводят ярмарки вакансий во всех городах и районах. Например, в июне этого года прошла областная ярмарка вакансий, где участвовали работодатели, жители региона, студенты по программе «Серпiн». Как отметил г-н Канапин, в частности, ТОО «Казцинк» приняло на работу много студентов. 

Как говорят в Управлении координации занятости и социальных программ ВКО, цифры электронной биржи труда могут не отражать реального положения дел, связанного с вакансиями. Но это ведомство постоянно проводит разъяснительную работу с населением, чтобы они предоставляли сюда свои вакансии. Соискатели, в свою очередь, могут оставить на бирже свое резюме.

Работы много – платят мало

В то же время сами предприниматели Восточного Казахстана нередко говорят о нехватке кадров. По мнению ресторатора Рустема Адамова, регион является трудодефицитным, и это огромная проблема, которая сдерживает развитие бизнеса. «Причем это не локальная проблема. Она существует у 100% предпринимателей сферы общепита, – считает Рустем Адамов. – При этом не только в ресторанном бизнесе не хватает рабочей силы».

По его словам, колледжи готовят недостаточно кадров, в частности, работников сферы общепита в разы меньше от необходимости. Помимо этого, в отрасли остается минимум вчерашних выпускников, потому что работа тяжелая.

«У нас люди физически в принципе не хотят работать, низкая производительность труда при высоком уровне оплаты. Соответственно, себестоимость единицы продукции и уровень зарплаты в нашем регионе выше, чем на юге. У нас за 100 тысяч тенге вы уже не найдете работника средней технической квалификации – поваров, кассиров. А если им платить по 150 тысяч тенге, то цены должны быть выше на 30-40%, а у нас и так регион дорогой. По швейному производству всех пенсионеров-швей выстаскиваем и умоляем работать. В Семее есть единственный колледж по их подготовке, все швеи там остаются. То же самое по строительству. Сейчас в Усть-Каменогорске строят торгово-развлекательный комплекс АДК, там 100% строителей из Алматы командированные. Дайте объявление, что ищете строителей за пять тысяч тенге в день, может, придут один-два неквалифицированных ученика!» – говорит Рустем Адамов.

По мнению предпринимателей, в регионе все же нет государственного системного подхода по обеспечению рабочей силой и необходима структурная реформа рынка труда, стимуляция внутренней миграции, с тем чтобы с юга приезжало больше трудоспособной молодежи.

К слову, по данным Управления статистики ВКО, за 2018 году в Восточно-Казахстанскую область на постоянное место жительства из других стран и областей республики прибыло 11,6 тысячи человек, выехало за пределы области 24,4 тысячи, или в 2,1 раза больше, чем прибыло.

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: