Об этом говорится в консультативном документе регуляторной политики к проекту Бюджетного rодекса, подготовленном министерством национальной экономики, передает inbusiness.kz.
Как отмечают в МНЭ, значение дефицита бюджета с 1,9% к ВВП в 2013 году выросло до 3,4% к ВВП в 2021 году.
В результате поступления трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет имели тенденцию постепенного роста с 3,9% к ВВП в 2013 году до 8,1% к ВВП в 2017 году и до 6,8-5,5% к ВВП в 2020-2021 годах.
В свою очередь, государственный долг за период с 2013 по 2021 год увеличился с 12,5% к ВВП до 27,0% к ВВП.
"В настоящее время учет финансов государства ведется только в рамках бюджета. При этом значительные активы государства используются вне бюджета – это внебюджетные фонды: ГФСС, ФСМС, ФПИО, ФКП и расходы субъектов квазигосударственного сектора. В связи с чем не видна полная картина по реальным финансовым ресурсам государства. Кроме того, в статистике долга не в полной мере учитываются условные обязательства государства, по которым может наступить субсидиарная ответственность правительства", – подчеркивают в ведомстве.
Реализуется большое количество программных документов, содержащих большое количество показателей, что приводит к распылению и неэффективному использованию финансовых ресурсов и усложняет мониторинг и контроль их реализации.
Бюджетный процесс, регламентированный действующим Бюджетным кодексом, является громоздким, длительным и включает множество согласовательных процедур.
В этой связи МНЭ предлагает сокращение сроков и этапов бюджетного процесса в два раза путем объединения бюджетной заявки и бюджетных программ в единый документ бюджетного планирования с исключением приказного утверждения и согласовательных процедур с МНЭ и минфином.
В целом, по данным МНЭ, из ретроспективного анализа действующего Бюджетного кодекса, принятого в 2007 году, следует, что за 14 лет в него были внесены 176 поправок, или в среднем 12 поправок в год. Он был основан на положениях предыдущих концепций по внедрению системы госпланирования, ориентированного на результаты (2007), и новой бюджетной политики (2013).
"Учитывая, что за 14 лет поправки вносились точечно, изменениям подвергались отдельные главы и статьи, требуется систематизация и перезагрузка содержания кодекса", – приводят аргументы в МНЭ.
Данные новшества запланированы на 4-й квартал 2025 года. Срок внесения проекта кодекса в мажилис парламента – сентябрь 2023 года. При этом срок его принятия – декабрь 2023 года.
"В этой связи с момента введения в действие кодекса и применения его положений при разработке документов системы госпланирования считаем необходимым как минимум два года для достаточной правоприменительной практики", – резюмировали в миннацэкономики.
Читайте по теме:
Минфин наращивает бюджетные расходы на 2,2 трлн тенге
Нужна амнистия статистики – Высшая аудиторская палата