/img/tv1.svg
RU KZ
Миттал идет на юг и на восток

Миттал идет на юг и на восток

Поднебесная создает конкурента ArcelorMittal на фоне совокупной задолженности 30 крупнейших металлургических концернов в 150 млрд. долларов.

16:18 19 Август 2016 5188

Миттал идет на юг и на восток

Автор:

Олег И. Гусев

Особая роль в накоплении таких долгов по оценке международной аудиторской и консалтинговой компании Ernst & Young отводится Китаю, сообщает metallinfo.ru.

С 2000 года в КНР были введены в строй мощности по выплавке порядка 1 млрд. т стали в год, что привело к увеличению глобального избытка мощностей до 700 млн. т в год. Эти проекты реализовывались, как правило, с помощью внешнего финансирования, что, по данным Ernst & Young, привело к росту совокупного долга китайских металлургов до около $500 млрд.

Анджани Агравал, руководитель глобальной группы по металлургической промышленности в Ernst & Young отметил, что, многие сталелитейные компании в настоящее время испытывают серьезные финансовые проблемы, а некоторые находятся на грани банкротства.

Так, Андреас Госс, генеральный директор ThyssenKrupp Steel Europe заявил, что к маю 2017 г. руководство подразделения намерено разработать новый план агрессивного сокращения затрат, который может включать закрытие некоторых металлургических предприятий компании. Это решение может быть принято вне зависимости от исхода переговоров о создании совместного предприятия с индийской группой Tata Steel, в состав которого могут быть включены все сталелитейные активы германской корпорации.

В свою очередь Кушик Чаттерджи, финансовый директор Tata Steel, также не исключает слияния европейских металлургических активов группы с какой-либо другой компанией, хотя переговоры о создании СП ведутся, прежде всего, с ThyssenKrupp.

Китайская Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC) выступила с заявлением по поводу закрытия избыточных мощностей в национальной металлургической отрасли. В нем она сообщила как о новых финансовых стимулах, так и о санкциях для тех компаний и местных администраций, которые саботируют решения центрального правительства.

Комиссия, в частности, отмечает, что рассматривается вопрос о выделении дополнительных средств в 100 млрд. юаней (около 15 млрд. долларов) на финансирование программ по трудоустройству сотрудников тех предприятий, которые будут закрыты в металлургической и угледобывающей отраслях. NDRC впервые ставит вопрос о покрытии за счет государства проблемных долгов сталелитейных предприятий.

Так же комиссия считает приоритетом скорейшее закрытие безнадежно убыточных компаний-«зомби», которые поддерживаются на плаву за счет новых, заведомо безвозвратных кредитов, часто выдающихся при негласной поддержке местных властей.

Для выявления и удаления таких предприятий с рынка, будут использоваться повышение стандартов энергоэффективности, ужесточение экологических нормативов, качества и безопасности труда. А за незаконное строительство или расширение металлургических предприятий NDRC сулит суровые репрессии.

За первое полугодие 2016 года  в Китае было выведено из строя только 13 млн. т годовых мощностей по выплавке стали. По данным Министерства промышленности КНР это составляет чуть больше трети от годового плана в 45 млн. т. В связи с этим Минпром считает, что процесс закрытия избыточных предприятий должен быть ускорен, так как в целом за пятилетку с 2016 по 2020 гг. эта цифра должна составить 140 млн. т.

Реорганизация китайской металлургической отрасли подразумевает не только сокращение выпуска, но и консолидацию, создание более эффективных и конкурентоспособных на международном уровне компаний.

В результате слияния двух гигантов по производству стали - крупнейшей компании в стране Hebei Iron & Steel c Shougang Group, а также второго по величине производителя Shanghai Baosteel - с Wuhan Iron & Steel Group, в Китае образуются две госкомпании — Northern China Steel и Southern China Steel, доминирующие на сталелитейном рынке страны, сообщает Bloomberg. Это решение позволит Китаю создать конкурентов крупнейшей в мире металлургической компании ArcelorMittal.

На этом фоне сам производитель стали №1 решил продать свои китайские активы. Еще в 2005 году, на «растущем Китае», ArcelorMittal купил в Поднебесной акции завода Hunan Valin Steel Co.,Ltd.

В 2016 году, когда администрация провинции Хунань определилась со своими планами по закрытию во второй половине текущего года избыточных металлургических мощностей, было объявлено о планах ArcelorMittal продать свою долю в компании - 10,08% акций местной государственной инвестиционной компании за 1,1 млрд юаней (около 150 млн долларов). Соглашение с Shenzhen Qianhai Jiuyin  уже заключено.

Напомним, что в этом году металлургический гигант, с целью покрытия долгов эмитировал права на акции на сумму три миллиарда долларов, и продал активы более чем на один миллиард. Это позволило ему сократить чистый объем обязательств до $12,7 млрд. к концу первой половины 2016 г. по сравнению с $17,3 млрд. по итогам первого квартала.

Напомним, что в феврале корпорация продала 35% акций испанского производителя штампованных деталей для автомобилестроения Gestamp Automacion.

Кроме того, по данным французской газеты Le Figaro, ArcelorMittal собирается продать два подразделения во Франции, на которых трудятся около 1700 человек. Речь идет о двух компаниях, выпускающих металлопродукцию для автомобилестроения и других машиностроительных секторов.

В этой «распродаже» нет ничего удивительного - бизнес есть бизнес. Мы уже писали о том (ссылка на «Когда Миттал захочет продать активы в Казахстане?»), как без сожаления Миттал избавляется от малодоходных активов. Уходя с одних рынков, ArcelorMittal вступает в альянсы там, где это ему выгодно.

Когда еще в начале 2016 года стало ясно, что спрос на сталь в Индии будет одним из самых высоких в мире, Миттала потянуло на родину.

В опубликованном в среду 17 августа 2016 года докладе, аналитики агентства Moody's сделали вывод, что растущий спрос на сталь в Индии позволит местным металлургическим компаниям демонстрировать более высокую рентабельность, чем у их коллег в регионе.

«В частности, спрос на сталь в Индии будет опережать средний показатель по региону, в то время как рост ВВП в 2016 и 2017 году останется на уровне 7,5 процента, то есть одним из самых высоких в Азии», - говорится в докладе.

Кроме того, защищая собственных производителей, министерство финансов Индии объявило новые антидемпинговые пошлины для поставок холоднокатаной стали из Китая, Южной Кореи, Японии и даже Украины.

На этом фоне заявление о том, что индийская государственная металлургическая компания Steel Authority of India (SAIL) и ArcelorMittal хотят создать совместное предприятие, не стало громом среди ясного неба.

SAIL намерена в течение 10 лет нарастить мощности до 50 млн тн. в год. По данным Times of India, одним из новых проектов SAIL станет совместное предприятие с ArcelorMittal. Предполагается, что мощность СП составит 1,2 млн тн. в год. Оно будет специализироваться на производстве холоднокатаного проката и специальных сталей. Запуск проекта назначен на декабрь.

Здесь же необходимо напомнить и об активности ArcelorMittal в Иране.

Во-первых, о соглашении с Tourism Financial Group об участии в двух металлургических проектах: пятилетнее  операционное управление Bonab Steel Industry Complex, и совместные инвестиции в проект стоимостью около 1 млрд евро по разработке крупного железорудного месторождения и строительство завода по производству восстановленного/горячебрикетированного железа.

Во-вторых, как сообщает агентство Bloomberg, Иран планирует приватизировать третьего по величине производителя стали в стране Esfahan Steel. По словам Масуда Голампура, менеджера по маркетингу Novin Investment Bank, компании из Южной Кореи и Люксембурга заинтересованы в покупке доли объемом 73 % на данном предприятии. Не нужно пояснять, что это за «заинтересованная компания» с головным офисом в Люксембурге.

На этом фоне большой активности ArcelorMittal в направлении «двух больших И» - Ирана и Индии, отсутствие таковой в казахстанском подразделении корпорации, лишь подтверждает выведенный нами ранее тезис:

«Интерес Миттала к «АрселорМиттал Темиртау»  обратно пропорционален росту производства на развивающихся рынках древних Персии и Индостана».

Олег И. Гусев, Караганда

P. S. Маленькая радостная новость: Baosteel намерена повысить базовые цены на прокат с поставкой в сентябре, сообщает пресс-служба компании.

Цены на горячекатаный и холоднокатаный рулон были подняты на 100 юаней  - примерно 15,06 долларов за тонну. Эксперты считают, что ценообразование в одной из крупнейших металлургических компаний Китая и Юго-Восточной Азии является маркером для других производителей, которые практически всегда поднимают свои цены следом за Baosteel.

Наилучший результат в наихудших условиях

Правительство Италии дожало ArcelorMittal и отдаёт ему ILVA на своих условиях.

07 Сентябрь 2018 11:44 6455

Производитель стали № 1 в мире сообщил, что ему удалось заключить временное трудовое соглашение с профсоюзами ILVA, которое является «важной вехой в предложении AM Investco» о приобретении крупнейшего в Европе металлургического комбината, расположенного в портовом городе Таранто.

Соглашение предусматривает, что компания нанимает 10700 сотрудников вместо 10300, указанных в проекте соглашения, представленном ранее. Кроме того, оно включает добровольный план стимулирования досрочного выхода на пенсию с суммой в 100 тысяч евро. Mittal также инвестирует в развитие и экологию предприятия 4,2 млрд евро.

Теперь свое слово должен сказать трудовой коллектив, который будет призван проголосовать за соглашение в течение недели. Забастовка, объявленная на 11 сентября, отменена.

AM Investco долго плёл паутину вокруг проблемного итальянского комбината, и уже почти заполучил его. Однако новый министр экономического развития Италии Луиджи Ди Майо спутал ему все карты, заставив раскошелиться на гораздо большую сумму.

А началось всё 6 марта 2017 года, когда консорциум в составе транснациональной ArcelorMittal, итальянской Marcegaglia (мировой лидер в сфере переработки стали), а также крупнейшего коммерческого банка Италии Intesa Sanpaolo, который гарантировал финансовую сторону сделки, подал оферту на покупку металлургического комбината ILVA, расположенного на берегу Средиземного моря, в итальянском городе Таранто.

В конце мая 2017 года ArcelorMittal и Marcegaglia выиграли заявку на покупку проблемного, но крупнейшего в Европе металлургического завода ILVА. Это решение в ближайшее время формально должно было ещё ратифицировать Министерство экономического развития Италии.

Примечательно, что на следующий же день после сообщения о сделке на предприятие прибыл сам папа римский Франциск, который выступил перед более чем тремя тысячами металлургов.

«Сегодня они продают свой народ, а завтра продадут собственное достоинство» (Today they are selling the irpeople, tomorrow they will be selling their owndignity)», – с ходу заклеймил владельцев глава католической церкви.

Воодушевившись словами понтифика, 8 ноября 2017 года Европейская комиссия открыла расследование для оценки рисков предполагаемого приобретения ArcelorMittal компании ILVA. Комиссия была обеспокоена тем, что это слияние может снизить конкуренцию на ряд изделий из плоской углеродистой стали.

«Сталь является основой для многих товаров, которые мы используем в нашей повседневной жизни, а в европейских отраслях, зависящих от стали, работают более 30 миллионов человек. Мы тщательно изучим влияние планов ArcelorMittal на покупку ILVA на эффективную конкуренцию на рынках стали», – заявила тогда европейский комиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер.

Не прошло и двух недель, как 20 ноября европейские антимонопольные органы «попросили» Marcegaglia покинуть консорциум АМ Investco, что она и сделала в декабре 2017 года. Кроме того, в качестве одного из условий для того, чтобы дать операции зелёный свет, антимонопольщики выставили требование, чтобы ArcelorMittal продал один из заводов ILVA в Пиомбино в Тоскане.

15 марта 2018 года в целях решения проблем с антимонопольным законодательством Евросоюза для получения разрешения на приобретение ILVA группе ArcelorMittal предложил продать еще несколько своих предприятий в Европе. 13 апреля 2018 года производитель стали № 1 в мире принял такое решение.

Несмотря на договорённость о передаче к 1 июля группе Лакшми Миттала прав собственности на комбинат ILVA, кабинет министров отсрочил окончание сделки до 15 сентября текущего года, желая получить от покупателя «больше гарантий, больше занятости, более лучшей экологии».

Чтобы ArcelorMittal стал сговорчивее, по поручению нового министра экономического развития Луиджи Ди Майо Управление по борьбе с коррупцией (ANAC) открыло расследование, чтобы проверить, насколько законно был проведён тендер на продажу металлургического комбината, в результате которого консорциум Am Investco победил синдикат Acciaitalia в мае 2017 года.

Бывший министр экономразвития Карло Календа, который руководил процедурой тендера и подведением его итогов год назад, тогда заявил:

«Любая дополнительная проверка законности и соблюдение правил приветствуется».

А нынешнему министру Луиджи Ди Майо необходимо больше того, о чём договаривался с ArcelorMittal его предшественник:

«Нам нужны определённые гарантии занятости. И на данный момент экологический план неудовлетворительный. Нам нужны гарантии от компании, которые обеспечат улучшение состояния окружающей среды».

Решение о передаче комбината ILVA консорциуму AM Investco должно было быть принято к 15 сентября. Ди Майо дожимал инвестора, отвергая один за другим предложения ArcelorMittal, заявляя о готовности аннулировать результаты тендера:

«Правительство не спешит отдать ILVA первому встречному покупателю. Я попросил ArcelorMittal улучшить свою оферту в плане защиты окружающей среды и сохранения рабочих мест. По моему мнению, они недостаточно хороши», – сказал Ди Майо 30 июля.

Министр также напомнил «о необходимости одновременно защищать как занятость, так и право города Таранто дышать».

Не менее твёрдо отстаивали свою позицию и профсоюзы.

В конце концов, 6 сентября 2018 года и было подписано промежуточное соглашение.

«Экологический план, а также достигнутый производственный план представляют собой наилучший возможный результат в наихудших возможных условиях. Что касается первого, то нами было получено заверение, что при увеличении производства стали более шести миллионов тонн в год общие выбросы пыли на заводе не превышают уровни, связанные с производством до шести миллионов тонн», – заявил по окончании переговоров Ди Майо.

Также министр отметил, что вопрос соблюдения договорённостей будет на постоянном контроле кабинета:

«Что касается будущего, то город Таранто не должен быть заложником только одной компании. Именно эта недальновидная идея развития сделала Таранто пустыней. Государству с сегодняшнего дня придётся серьёзно поработать для восстановления доверия своих граждан. И я беру на себя эту ответственность. Нынешнее правительство будет следить каждый день за соблюдением всех принятых (инвестором. – Авт.) обязательств. И двери министерства всегда будут открыты для комитетов и граждан».

Следует отдать должное молодому министру Луиджи Ди Майо, вступившему в игру практически на завершающем этапе, когда вопрос с передачей комбината уже был практически решён. Но он сумел переломить её ход и уверенно отстаивает интересы Италии, ведя партию к победе.

Решение вопроса с комбинатом ILVA – это ярчайший пример того, как должно действовать правительство, защищая своих граждан и интересы своей страны, и профсоюзы: никаких закулисных сговоров, никакого компрадорства.

Юридическое завершение сделки и официальное начало договора аренды и покупки ILVA консорциумом AM Investco ожидается 1 ноября 2018 года.

Олег И. Гусев

Мало половин

Правительство Италии выдвигает новые требования к ArcelorMittal.

13 Июль 2018 10:05 5424

Несмотря на договоренность о передаче к 1 июля группе Лакшми Миттала прав собственности на комбинат ILVA, кабинет министров отсрочил окончание сделки до 15 сентября текущего года, желая получить от покупателя «больше гарантий, больше занятости, более лучшей экологии».

Чтобы производитель стали №1 был сговорчивей, по просьбе министра экономического развития Луиджи Ди Майо, Управлению по борьбе с коррупцией (ANAC) было предложено открыть расследование, чтобы проверить, насколько законно был проведен тендер на продажу металлургического комбината, в результате которого консорциум Am Investco победил синдикат Acciaitalia в мае 2017 года.

Инициатором же проведения расследования стал губернатор региона Апулия Микеле Эмилиано, заявивший, что «предпочтение, предоставленное Am Investco, кажется несоответствующим, поскольку оно основано, по существу, только на его экономическом предложении, в то время как Acciaitalia предложил к 2021 году разработать лучший экологический план с использованием технологий с более мягким воздействием на окружающую среду».

Вообще проблемы с приобретением крупнейшего в Европе комбината ILVA, да еще и расположенного в портовом городе Таранто на берегу Средиземного моря, у Миттала начались гораздо раньше. Но на начальном же этапе его позиции, как и позиции конкурента, были весьма сильны.

Для участия в тендере на покупку крупнейшего европейского металлургического комбината в команду синдиката AcciaItalia в начале 2017 года вошли:

1. Индийская металлургическая компания JSW Steel – 35% в новом предприятии;

2. Итальянская металлургическая компания Arvedi, изобретатель производства горячекатаных рулонов непосредственно из жидкой стали в непрерывном и бесконечном процессе Endless Strip Production – 10%;

3. Финансовый холдинг Леонардо Дель Веччио Delfin, владельца крупнейшего в мире производителя оптики Luxottica и обладателя второго по величине состояния в Италии – 27,5%;

4. Государственный банк развития Cassa Depositi e Prestiti – 27,5%.

В составе Am Investco были не менее именитые участники:

1. Транснациональная корпорация ArcelorMittal – 85% в будущем совместном предприятии;

2. Итальянская металлургическая компания Marcegaglia, мировой лидер в производстве изделий из нержавеющей стали – 15%;

3. Крупнейший коммерческий банк Италии Intesa Sanpaolo, который гарантировал финансовую сторону соглашения.

Интерес к этой сделке был не менее высоким, чем в 2006 году, когда Mittal Steel поглощал люксембургский Arcelor. Достаточно сказать, что сам Папа Римский, узнав, что именно Лакшми Миттал победил в тендере, в конце мая 2017 года лично приехал на предприятие ILVA и, выступая перед более чем тремя тысячами металлургов, заявил: 

«Сегодня они продают свой народ, а завтра продадут собственное достоинство» (Today they are selling the irpeople, tomorrow they will be selling their owndignity)», – сходу заклеймил владельцев глава католической церкви.

«Болезнью современной экономики стало прогрессирующее превращение предпринимателя в спекулянта, который не любит свой бизнес, не любит рабочих, и рассматривает их лишь как средство получения прибыли. Когда экономика находится в руках спекулянтов, все рушится», – цитирует Франциска газета La Stampa.

Воодушевившись словами понтифика, 8 ноября 2017 года Европейская комиссия открыла расследование для оценки рисков предполагаемого приобретения ArcelorMittal компании ILVA. Комиссия была обеспокоена тем, что это слияние может снизить конкуренцию на ряд изделий из плоской углеродистой стали.

«Сталь является основой для многих товаров, которые мы используем в нашей повседневной жизни, а в европейских отраслях, зависящих от стали, работают более 30 миллионов человек. Мы тщательно изучим влияние планов ArcelorMittal на покупку ILVA на эффективную конкуренцию на рынках стали», – заявила тогда европейский комиссар по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер.

Не прошло и двух недель, как 20 ноября европейские антимонопольные органы попросили Marcegaglia покинуть консорциум АМ Investco, что она и сделала в декабре 2017 года. Кроме того, в качестве одного из условий для того, чтобы дать операции зеленый свет, антимонопольщики выставили требование, чтобы ArcelorMittal продал один из заводов ILVA в Пиомбино в Тоскане.

15 марта 2018 года в целях решения проблем с антимонопольным законодательством Евросоюза для получения разрешения на приобретение ILVA группе ArcelorMittal предложил продать еще несколько своих предприятий в Европе.

В конце концов, 13 апреля 2018 года производитель стали №1 в мире принял решение пожертвовать несколькими заводами ради обладания ILVA. И вот теперь – новое расследование, инициированное губернатором провинции Апулия и министром экономического развития Италии. Плюс – неразрешенные вопросы с профсоюзами. Тем не менее, отправка документов в Управление по борьбе с коррупцией ANAC никак не комментируется ArcelorMittal.

Бывший министр экономического развития Карло Календа, который руководил процедурой тендера и подведением его итогов год назад, спокойно заявляет: «Любая дополнительная проверка законности и соблюдение правил приветствуется».

А нынешнему министру Луиджи Ди Майо необходимо больше того, о чем договаривался с ArcelorMittal его предшественник:

«Нам нужны определенные гарантии занятости. И на данный момент экологический план неудовлетворительный. Нам нужны гарантии от компании, которые обеспечат улучшение состояния окружающей среды».

Ждем 15 сентября.

Олег И. Гусев