Синдикат AM Investco в составе ArcelorMittal и Marcegaglia сообщил о достижении с итальянским правительством обязывающего соглашения о продаже крупнейшего в Европе металлургического комбината ILVA SpA, расположенного на берегу Средиземного моря в городе Таранто. Банк Intesa Sanpaolo присоединится к сделке перед ее закрытием, а вся документация будет подготовлена к 30 июня 2017 года.
ILVA имеет проектную мощность 11,5 млн тонн стали в год и производил 40% итальянской стали. Однако часть производств, в том числе две домны из пяти, были выведены из строя, после того как в 2012 году экологические активисты предъявили предприятию обвинение в повышенном уровне загрязнения окружающей среды и гибели от онкологических заболеваний по меньшей мере 11000 жителей прилегающих к заводу районов. Низкая загрузка мощностей и являлась одной из основных причин нынешней убыточности компании.
6 марта 2017 года консорциум в составе транснациональной ArcelorMittal и итальянской Marcegaglia года подал оферту на покупку металлургического комбината ILVA, а на прошлой неделе с правительством Италии было подписано обязывающее соглашение.
И то, на каких условиях было заключено это соглашение, требует отдельного рассмотрения.
Во-первых, это сумма покупки. Комбинат ILVA, имеющий проектную мощность 11,5 млн тонн стали в год, и который произвел в 2016 году 5,8 млн тонн проката, продан за сумму 1,8 млрд евро.
Во-вторых, это сроки, в течение которых консорциум обязан выплатить правительству Италии эти деньги.
"Цена покупки составляет 1,8 млрд евро, при этом ежегодные лизинговые выплаты в размере 180 млн евро будут выплачиваться ежеквартальными платежами. Причем арендные платежи квалифицируются как авансовые платежи по цене покупки. Начало аренды ожидается примерно на конец 2017 года. Срок аренды не менее двух лет", – говорится в пресс-релизе ArcelorMittal.
То есть по факту AM Investco расплатится за покупку нового комбината не живыми деньгами, а теми, которые консорциум на этом же комбинате и заработает.
В-третьих, обещанные инвестиции в модернизацию комбината в размере 1,3 млрд евро должны быть сделаны в течение семи лет.
В-четвертых, инвестирование в экологию в размере 1,1 млрд евро также должно быть проведено в семилетний срок. Причем около трети из этих природоохранных проектов на сумму 288 млн евро будут финансироваться не самим AM Investco, а за счет средств, замороженных правительством Италии на счетах бывших владельцев ILVA – Riva Group.
В-пятых, активы ILVA будут переданы AM Investco свободными от долгосрочных обязательств и финансовой задолженности и включают в себя 1 млрд евро чистого оборотного капитала.
Точно по такому же принципу "долги ваши, касса наша" и с оплатой в рассрочку несколькими траншами (опять же из будущей прибыли) "Митталом" был куплен Карагандинский металлургический комбинат, ныне АО "АрселорМиттал Темиртау".
Кроме того, французская Le Parisien утверждает, что "по данным профсоюзов, Am Investco планирует сократить численность персонала ILVA c нынешних 14200 человек до 9400 в 2018 году и 8400 к 2023 году".
Недаром вскоре после появления в конце мая сообщений о том, что именно ArcelorMittal и Marcegaglia выиграли заявку на приобретение ILVA, на комбинат приехал папа римский Франциск, который весьма недвусмысленно выразился по этому поводу.
"Болезнью современной экономики стало прогрессирующее превращение предпринимателя в спекулянта, который не любит свой бизнес, не любит рабочих и рассматривает их лишь как средство получения прибыли. Когда экономика находится в руках спекулянтов, все рушится", – цитирует понтифика газета La Stampa.
Тем не менее, Адитья Миттал, сын главы компании и по совместительству финансовый директор группы и генеральный директор европейского подразделения, комментируя приобретение крупнейшего в Европе металлургического предприятия, отметил, что "ILVA является важным стратегическим приобретением для ArcelorMittal".
Эпохальность этого события и его стратегическую значимость, о которой говорил сын, можно сравнить разве что с приобретением его отцом в 1995 году гигантского предприятия общей площадью 5000 га, индустриального флагмана всей Средней Азии – Карагандинского металлургического комбината, ныне "АрселорМиттал Темиртау". До этого он владел лишь небольшим заводом Sibalsa в Мексике, Sidbec-Dosco в канадском Квебеке, немецким заводом по выпуску катанки Hamburger Stahlwerke и Iron&Steel Company в Тринидаде и Табаго.
Контроль над флагманом казахстанской металлургии стал той самой "открытой дверью" в элиту мирового металлургического бизнеса. И эта "дверь" открыла Лакшми Митталу возможность один за другим скупить заводы Nova Hut в Чехии, Polski Huty Stali в Польше, Petrotub в Румынии, BH Steel в Боснии, Balkan Steel в Македонии, Alfasid в Алжире, Iscor в ЮАР, "Криворожсталь" в Украине. На предприятиях этих стран стандарты техники безопасности и социальной поддержки существенно уступали трудовым стандартам Западной Европы и США, что позволяло не менее существенно экономить на стоимости рабочей силы. А последующее в 2006 году поглощение люксембургского Arcelor не только сделало его производителем стали номер один в мире, но придало империи г-на Миттала внешний лоск.
Кроме того, приобретение ILVA стало прекрасным подарком самому Лакшми Митталу: 15 июня ему исполнилось 67 лет.
Олег И. Гусев