/img/tv1.svg
RU KZ
«Мы не можем постоянно развивать инфраструктуру для личного авто»

«Мы не можем постоянно развивать инфраструктуру для личного авто»

Нур-Султан развернут лицом к пешеходам.

09:04 08 Февраль 2020 13705

«Мы не можем постоянно развивать инфраструктуру для личного авто»

Автор:

Динара Куатова

Городская среда в первую очередь должна выстраиваться вокруг потребностей людей, стимулируя их выходить на улицы, пересаживаться на общественный транспорт или велосипеды. О том, какие изменения планируется в этом направлении провести в Нур-Султане, inbusiness.kz рассказал руководитель Центра урбанистики Асхат Садуов.

Пешеходы в приоритете

– Какие задачи стоят по улучшению городской среды в Нур-Султане?

– В марте 2019 года мы начали разрабатывать мастер-план «Комфортный город до 2030 года». В нем отражены все индикаторы, методологии в сфере планирования и развития города вокруг человеческого капитала, которые нужны, чтобы экономика была устойчивой. Другими словами, документ предполагает конкретные инструменты, позволяющие измерять, анализировать и планировать город для создания качественной среды.

Работу планируется завершить в этом году. После чего все выработанные решения будут внедряться в нормативно-правовые акты (НПА) для реализации всех задач, инструментов и механизмов, в том числе предложенных жителями города.

Сейчас стоит задача по улучшению комфорта для пешеходов. Для этого мы нацелены развивать общественный транспорт, добиться взаимодействия между полицентрами. Город не должен разрастаться без контроля. Все ресурсы должны осваиваться эффективно, чтобы экономика была устойчивой.

– Каких изменений ждать пешеходам? Тротуары будут расширяться? Пешеходных переходов станет больше?

– Тротуары будут расширяться. Что касается пешеходных переходов, то по нормативам расстояние между ними должно быть не более 400 метров. Сейчас этот регламент выдерживается. Но участки, которые нужно улучшать, тоже есть. Мы планируем всю транспортную систему развивать в пользу пешеходов, в пользу людей. Иначе, если мы будем развивать инфраструктуру для автомобилей, авто все больше будут заполнять улицы, люди будут пересаживаться на новые автомобили.

– Там, где недостает пешеходных переходов, будут устанавливаться наземные или подземные?

– Я лично против надземных переходов. Переходы должны быть по земле. Наземные переходы не сдерживают автомобильные потоки в той степени, чтобы отказываться от них в пользу надземных или подземных. Лучшие практики городов показывают, что потоки от этого не страдают. Все эти фазы можно регулировать светофорами. Важно создавать экономические каркасы, чтобы вдоль улиц происходила какая-то торговля, работал малый и средний бизнес.

– Как будет решаться проблема пробок?

– Основная причина перегруженности автотрафика заключается в небольшом количестве улиц на Левом берегу. У нас пробки на Левобережье связаны с размерами кварталов. Нам нужно связывать между собой основные магистрали, делать между ними «пересечки», создавать иерархию улиц, в которой должны быть не только магистрали.

К сожалению, улицы рассматриваются больше как транспортная инфраструктура, чем как экономический каркас. Мы должны выстроить иерархию этих улиц с коммерческой точки зрения. Артерии должны быть экономически привлекательными, второстепенные и третьестепенные улицы по убывающей должны быть менее экономически активными, чтобы там могли проживать люди. Типология улиц сегодня у нас состоит всего из четырех типов, а должно быть больше, чтобы город был разнообразным. Практика показывает, что сейчас у нас 20% улиц содержит 80% коммерческих объектов.

Также анализ выявил основные экономические центры. Это места притяжения приложения труда, которые нужно в первую очередь между собой увязывать, чтобы не создавались пробки. У нас есть узкие горлышки на реке, и нам необходимо больше мостов для связи данных экономических центров. Речь идет о бульваре Нуржол, историческом центре и районе «Евразия», который мы ранее не брали во внимание, не рассматривали его как экономический центр. Но район показывает, что основные потоки, как на Левый берег, так и на Правый, поступают именно оттуда.

– Протяженность велосипедных дорожек будет увеличиваться или с учетом климатический условий это нецелесообразно?

– У города есть программа по развитию велоинфраструктуры. Планируется провести еще 130 километров велодорожек. С каждым годом все больше горожан пересаживаются на велосипеды. Это хороший тренд, который положительно влияет на самочувствие жителей. Любой город, независимо от климатических условий, должен стимулировать людей к ходьбе, к использованию активного транспорта, каким является велосипед. Люди передвигаются пешком, улучшают свое состояние здоровья. Это простая модель, но она довольно эффективная. Есть исследование, что в городах, зависимых от автомобилей, у людей развиваются определенные заболевания. Здоровый город – это город, который стимулирует людей к ходьбе.

– В каких направлениях будут развиваться велосипедные линии?

– Левый и Правый берега у нас связаны. У нас сейчас есть связь с Ильинкой. Наша задача – закольцевать, чтобы была непрерывная сеть.

Центр не для авто

– С парковочными местами в Нур-Султане также проблема стоит остро. Что будет меняться, чтобы решить ее?

– В целом наше видение такое: парковки должны располагаться вдоль улиц, параллельно улицам. И у нас завышены требования по парковочным местам в жилых застройках. Там нам нужно снижать. Практика показывает, что в два раза завышены сегодняшние нормы. Соответственно, парковочные пространства невостребованы, они не заполняются, но инвесторы в них вкладываются. Таким образом, мы получаем не совсем востребованную экономическую модель зданий.

Также мы понимаем, что есть центры, которые нам нужно закрывать платными парковками. Это генерация дохода для бюджета. И это снимет нагрузку с центров. Мы не можем постоянно развивать инфраструктуру для личного автотранспорта. Иначе он будет бесконечно прибывать. Для развития современного города нужно закрывать центр для автомобилей и развивать общественный транспорт. Люди должны больше пользоваться общественным транспортом, чтобы добираться до центра.

Город для всех

– Как Вы оцениваете уровень доступности городской среды для людей с ограниченными возможностями в столице?

– Мы вырабатываем рекомендации, которые касаются проектирования улиц и зданий. Сегодня у нас есть определенный ряд проблем с инклюзивной средой. На данный момент разработаны единые дизайн-коды, в которые четко прописывают требования, чтобы люди с ограниченными возможностями или маломобильные группы населения могли иметь свободный доступ к зданиям и к пешеходной инфраструктуре. То есть все входы должны быть на нулевом уровне, не должно быть крылец, ступенек. Так же должно быть и внутри здания. И улицы в первую очередь должны быть комфортными для пешеходов.

– А те коммерческие объекты, которые уже имеют входные группы на втором уровне, будут подлежать реконструкции?

– Здесь необходимо делать уже технические решения, устанавливать подъемники, пандусы. Основные проблемы у нас касаются жилых комплексов. В общественных зданиях ситуация лучше. Там, как правило, владельцы пытаются всячески соответствовать требованиям.

– Когда будут внедряться единые коды?

- Проект «Единый дизайн-код» уже принят маслихатом. Все выработанные решения в рамках мастер-плана интегрируются в этот документ. То есть сейчас он работает в режиме пилота. Требования уже выставляются тем проектировщикам, которые на данный момент подают свои эскизные проекты.

Хаотичная ИЖЗ

– Единые дизайн-коды будут действовать для зон частной индивидуальной застройки, где застройка шла стихийно? Например, на Юго-Востоке?

– Ситуация с частным сектором немного сложнее, потому что мы не можем заходить на частную территорию и нарушать права человека, тех владельцев, которые имеют земельные участки. Но в мастер-плане рассматриваются новые инструменты, которые позволят развивать участки индивидуальной жилой застройки, чтобы каждый владелец мог изменить свой участок, улучшить городскую среду.

– Какие это инструменты?

– Если брать опыт европейских стран, то подобные зоны развивались в процессе урбанизации, вдоль улиц. То есть, где у нас расположены заборы, появлялись фасады. Первые этажи отдавались под коммерческие помещения. Каждый участок либо осваивался владельцем, либо привлекался соинвестор. Нам нужно выработать механизм, это может быть и государственно-частное партнерство (ГЧП), чтобы акимат совместно с владельцами мог выстроить совместно градостроительную политику на конкретных участках. Понятно, что акимат должен зайти туда с точки зрения инфраструктуры: канализация, водоснабжение, электроснабжение. Владельцы в свою очередь должны выполнять требования по высоте здания, фасаду и материалу. Если у нас получится в «пилоте» реализовать подобное, то это может послужить хорошим опытом не только для Нур-Султана, но и для всех казахстанских городов, где имеется застройка индивидуального жилья в центре города.

Динара Куатова

В столице задались вопросом, как создать «город для людей»

Эксперты обсудили основные проблемные вопросы 

23 Сентябрь 2020 17:40 1487

Фото: Серікжан Қобыланбаев

Сегодня в Нур-Султане состоялся пресс-брифинг о создании ассоциации QazUrban, инициированной Центром прикладных исследований TALAP. Выступая на открытии, координатор ассоциации Рахим Ошакбаев рассказал об основных направлениях  ассоциации, главной миссией которой является содействие развитию городов по принципу «город для людей».

По его словам, было решено создать некоммерческую организацию в форме ассоциации, которая бы объединила экспертов, гражданских активистов и неравнодушных граждан и привлекла внимание общественности к вопросам комфортной городской среды. Самый большой процесс, который сейчас происходит в Казахстане, – это урбанизация, в настоящее время порядка 58,2% населения проживает в городской местности, прогнозируется, что через 30 лет этот показатель достигнет 70%, сообщил Рахим Ошакбаев. Также он затронул тему качественного строительства доступного жилья.

«В Казахстане реализуется госпрограмма доступного жилья. При этом многие специалисты выражают мнения, что дома, сдаваемые в рамках госпрограммы, не являются комфортными и качественными.

Как он рассказал, в данное время свыше 500 тысяч граждан стоят в очереди на жилье. Они должны иметь право на качественную застройку и озеленение, доступ к спортивным и детским площадкам.

«У нас типичная картина в столице: когда заходишь во дворы, невозможно пройти – все заставлено машинами. Также есть вопросы отставания строительства инфраструктуры – детских садов и школ от жилищного строительства», – констатировал спикер.

В свою очередь руководитель Центра урбанистики Нур-Султана Елнар Базыкен рассказал, как изменятся улицы столицы в рамках нового мастер-плана. По его данным, определены две четкие стратегии, как сделать город устойчивым, комфортным и здоровым.

«У нас есть конкретные цели – благоприятный город для людей, что включает в себя создание пешеходных улиц, доступное перемещение по всему городу, переработка отходов, сокращение выбросов, увеличение биоразнообразия, проектирование улиц таким образом, чтобы человек мог позволить себе вести активный образ жизни», – отметил Базыкен.

По его словам, также разработана программа благоустройства города, в рамках которой будут реконструированы городские улицы, в основном в историческом центре. Цель программы – сделать улицы удобными для пешеходов, лиц с ограниченными возможностями, для велосипедистов и транспорта. Также, как сообщил выступающий, в Нур-Султане имеется большое количество тупиков, в этой связи была инициирована концепция города без заборов. В текущем году были убраны заборы в парке Жеруйык, в президентском парке, во всех районах, где огорожены жилые дома, активно убирают заборы. Все это делается для создания безбарьерной среды.

Директор компании «Коркем-Телеком» Асет Ахметов объяснил, как связана теория «разбитых окон» и повышение общественной безопасности, почему проектировать дворы жилых домов нужно с этой точки зрения и как в этом поможет система «Сергек». По его словам, KPI данной системы  является безопасность.

«Когда мы стали анализировать безопасность и смертность на дороге, поняли, что это на 100% переплетается с урбанистикой. Согласно данным ВОЗ, по состоянию на 2018 год Казахстан является одним из лидеров Европы и Центральной Азии по смертности в ДТП и уступает только Российской Федерации и Таджикистану с количеством 17,6 человека на 100 тысяч населения. В городе Нур-Султане другие цифры, но в целом по стране идет рост.

Как сообщил спикер, в 2016 году была создана национальная концепция безопасности, которая ставит цель снизить количество смертности на дорогах до шести человек на 100 тысяч населения. По данным компании, с помощью интеллектуальной системы в столице данный показатель удалось снизить до 3,4 человека на 100 тысяч жителей. В то же время дальнейшее снижение зависит от урбанистики. В качестве примера он привел ширину улиц, по его словам, в городе необходимо делать более узкие улицы и уменьшать количество полос, чтобы водители снижали скорость на дорогах. Как отметил спикер, во многих городах скорость на улицах составляет 30 км/ч, чему также способствуют узкие улицы.

«В течение трех лет мы изучали, почему, когда строят подземный пешеход, люди туда не идут, когда расширяют дороги, ситуация ухудшается, и мы поняли, что необходим дизайн города, тогда узкие улицы не позволяют разогнаться до высоких скоростей. Это и есть урбанистика», – резюмировал Асет Ахметов.

Майра Медеубаева  

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Как рейтинговые агентства оценивают города?

Инвестиционная привлекательность, или прозрачность для горожан.

30 Июнь 2020 16:28 1154

Фото: Максим Морозов

За рубежом довольно распространено получение регионами и городами рейтингов от международных рейтинговых агентств. Казахстанские города тоже имеют рейтинги. 13 марта Fitch подтвердило рейтинг Алматы на уровне «BBB» со стабильным прогнозом. Алматы является крупнейшей экономикой в стране, которая генерирует диверсифицированную и стабильную налоговую базу. В агентстве считают, что город исторически демонстрировал разумный контроль над расходами, о чем свидетельствуют расходы, отслеживающие доходы в течение последних пяти лет. Самыми крупными статьями являются образование (21% от общих расходов в 2018 году) и коммунальные услуги (20%).

Рейтинг Нур-Султана от рейтингового агентства Moody's находится на уровне «Ваа3» с позитивным прогнозом. Как отмечают аналитики, Нур-Султан прочно связан институциональными, экономическими и финансовыми узами с правительством Казахстана, которое является крупнейшим кредитором города. Moody's продолжает считать, что город по-прежнему в значительной степени зависит от суверенных капиталовложений, и ожидаемое улучшение кредитоспособности правительства свидетельствует о его возможности оказать помощь Нур-Султану в обеспечении его быстрорастущего населения за счет бюджетных трансфертов.

Как аналитики рейтинговых агентств оценивают города?

Вице-президент – старший аналитик Moody’s Владлен Кузнецов отмечает, что рейтингование региональных и местных администраций проводится согласно специальной методологии. В отличие от коммерческих институтов, регионы и города выполняют социальные функции и их цели не связаны с функцией максимизации прибыли. При оценке учитываются следующие факторы: степень развития экономики региона или города, ее концентрация, законодательная база (например, распределение полномочий и доходов среди различных уровней бюджета, степень автономности при принятии решений и распоряжении доходами и расходами), показатели сбалансированности бюджета, долговая нагрузка, риски рефинансирования, управление ликвидностью, а также качество управления бюджетом и рисками.

При этом рейтинги региональных и местных администраций предоставляют их кредиторам/инвесторам информацию о кредитном качестве эмитента. В процессе анализа раскрываются сильные и слабые стороны экономики, управления долгом и бюджетом региона или города. Рейтингование эмитента предполагает определенную степень раскрытия информации.

Наталья Легеева, ведущий аналитик «Суверенные, региональные и муниципальные финансы» S&P Global Ratings рассказала, что агентство поддерживает рейтинги кредитоспособности городов и регионов и для оценки этих уровней государственного управления существуют общие критерии по всему миру, за исключением США (для них отдельная методология).

«Мы считаем, что общей задачей органов региональной и местной власти является предоставление услуг общественного сектора и развитие инфраструктуры за счет имеющихся доходов и при необходимости – за счет привлечения заимствований на рынках капитала. В методологии мы анализируем факторы, которые оказывают влияние на готовность и способность органов власти своевременно и в полном объеме обслуживать и погашать долговые обязательства. Принципы присвоения рейтингов сочетают использование качественных и количественных методов анализа шести рейтинговых факторов: системы региональных (муниципальных) финансов, экономики, качества управления финансами, финансовых показателей, ликвидности и долговой нагрузки», – отметила она.

Что дают рейтинги городам?

«Рейтинги наших городов напрямую не влияют на прозрачность бюджетов, однако улучшают инвестиционную привлекательность эмитентов», – поясняет генеральный директор ТОО DAMU Capital Management Мурат Кастаев. Для столицы они имеют важность с точки зрения развития МФЦА и привлечения иностранных инвесторов и капитала, для Алматы – для поддержания и сохранения статуса финансового, делового и торгового центра страны.

«Покупать эти бумаги я бы не стал, т. к. эти регионы не имеют самостоятельных бюджетов и в распоряжении собираемыми городскими бюджетами средств полностью зависят от республиканского бюджета. Для независимых и не заинтересованных в имиджевых и политических выгодах инвесторов такие бумаги были бы интересны, если бы городские бюджеты были автономными и доходность этих ценных бумаг зависела от доходов/расходов бюджетов и их доходности для инвесторов», – отметил он.

Сергей Дроздов, аналитик ГК «ФИНАМ», подчеркнул, что рейтинги от крупнейших международных рейтинговых агентств нужны как городам, так и инвесторам.

«Если город обладает наивысшим рейтингом, он может рассчитывать на более быстрое привлечение денежных средств от крупных инвесторов под минимально допустимую процентную ставку и в достаточных объемах. В дальнейшем привлеченные ресурсы могут быть вложены в развитие инфраструктуры и производства, что благоприятно для роста уровня жизни граждан. Для инвесторов рейтинги служат своеобразным ориентиром для размещения капитала и дают информацию о качестве заемщика. Стоит отметить, что в декларациях подавляющего большинства инвестиционных фондов прописаны правила, по которым запрещается инвестировать в активы ниже инвестиционного рейтинга», – отметил аналитик.

Ольга Фоминских


Подпишитесь на наш канал Telegram!