Мясо нарастает в розницу

13597

Продавцы мясной продукции в Костанае в карантин выжили, переключившись со сферы ресторанного бизнеса на частного потребителя.

Мясо нарастает в розницу

Мясная продукция премиального качества в Казахстане ценится высоко, стоит недешево. Развитая сеть ресторанов обеспечивала производителей говядины стабильным спросом. Введение весной 2020 года режима чрезвычайного положения и последовавшего жесткого карантина, который до конца не снят до сих пор, поставили рестораторов в сложное положение, заставив их практически полностью остановить работу либо перейти на доставку. Обороты потребления мяса сферой гостиничного и ресторанного бизнеса повсеместно сократились. Поставщики продуктов питания также остались без рынков сбыта. Выиграть смогли лишь те, кто быстро сориентировался и перешел на новые рельсы: онлайн-торговлю и доставку до адресата.

Анализируя рынок сегодня, можно сказать, что сервис в сфере доставки продуктов питания в целом и мясной продукции в частности значительно повысился. Поставщики предлагают понятный алгоритм взаимодействия с потребителем, удобство и качество. Изменения были стремительными. Стимулом было выживание.

По данным комитета по статистике Казахстана, мясо за год (июль 2019-го – июль 2020 г.) подорожало на 13,8%. В денежном выражении речь идет о том, что ценник говядины вырос минимум на 250-300 тенге за килограмм. Рост стоимости вызван в том числе карантинными ограничениями и взрывным спросом на продукцию в весенний период, когда ажиотаж со стороны населения вызвал скачки цен на продукты питания. Однако рост стоимости говядины со стабилизацией ситуации не остановился. Экспресс-информация комитета по статистике свидетельствует о непрекращающемся, хоть и медленном – около 0,1% – ежемесячном росте ценника на мясо. В ведомстве анализируют стоимость лопаточно-грудной части туши КРС.

На свободном рынке в Костанайской области говядину сегодня можно купить не дешевле 2000 тенге за килограмм (за исключением "супового набора"). Оптом – от 1750 тг/кг. Цена мякоти и фарша стартует от 2700 тг/кг. Стоимость стейков мраморной говядины доходит до 13-15 тыс. тенге за килограмм.

На этом фоне роста цен костанайские поставщики мраморной говядины расширили рынок сбыта. До недавнего времени один из таких производителей, с кем поговорил inbusiness.kz, работал с ресторанами только Костанайской области. Молодое предприятие (зарегистрировано в 2018 году), входящее в структуру агрохолдинга "Зерновая индустрия", перерабатывало скот, поступающий с холдинговой же откормплощадки. Старт производству дал кредит, заявку на который компания подала в 2018 году. Деньги нужны были на развитие. 45 млн тенге, которые получили через фонд "Даму", направили на закупку оборудования: тестомесы, морозильные камеры, рефрижератор, а также машину по производству пельменей. Уже через год было создано еще одно профильное предприятие.

По словам руководства компаний, одно из ТОО теперь ориентировано на реализацию только мяса, в том числе премиальных стейков для объектов сферы HoReCa. Второе предприятие работает с розничными сетями, реализуя мясные полуфабрикаты. Оба расположены в одном помещении, имеют общий источник сырья. В 2020 году формат работы обеих компаний был скорректирован.

"По реализации мясной продукции мы переориентировались со сферы HoReCa на физлица. Те наши клиенты, кто продолжал работать, также получали от нас товар. В итоге за период пандемии мы не сократили объемы производства, а напротив, нарастили их, выйдя на новые рынки", – рассказал представитель компании Нурлан Амантаев.

Сегодня костанайская мраморная говядина представлена в Центральном, Восточном и Западном Казахстане. Всего охвачено 14 городов. На юг страны пока поставок нет. В результате ежемесячно два предприятия производят не меньше 30 тонн полуфабрикатов и 16 тонн мясной продукции.

За счет небольших оборотов, а перерабатывающие цеха компаний в неделю могут "съесть" до 100 голов КРС, здесь могут быстро реагировать на изменения рынка. Конкуренты признают, что за счет постоянного поступления свежего мяса костанайцы могут постоянно поддерживать высокое качество производимого товара. В компании подтверждают, что отгрузку делают несколько раз в неделю. Потому и производство оперативно реагирует под запросы потребителя. Пока, говорят производители, в топе популярных позиций говяжьи пельмени и стейки.

"Мы анализируем рынок и видим, что в одном из наших фирменных отделов средний чек составляет около 2000 тенге. Чтобы реализовывать всю говядину, что не попадает в стейки, запустили интернет магазин, а после и сформировали мясную корзину, состоящую из нескольких товарных позиций. Ее общий вес около 15 килограммов. Стоимость одного килограмма как раз 2000 тенге", – отметили в компании.

Сегодня предприятие ищет выходы на южные регионы страны. При необходимости здесь готовы нарастить мощность переработки до 200 голов в неделю. Однако речи о запуске мясоперерабатывающего завода нет. Крупные предприятия трудно перестраиваются под рыночные изменения. Часть компаний испытывают сложности с обеспечением сырьем. Как показал карантин, именно средний и мелкий бизнес наиболее оперативно подстроился под новые реалии и даже в условиях санитарно-эпидемиологических ограничений смог удержать позиции на рынке.

Татьяна Шестакова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться