Inbusiness.kz поговорил с экспертами о том, что мешает развиваться лизингу в Казахстане, и нужно ли "выравнивать" доли квазигосударственных и частных компаний.
Государство, банки…
"Компании с государственным участием сегодня фактически создают рынок лизинга. Иначе там был бы такой низкий уровень сделок, что можно было бы констатировать отсутствие отрасли в Казахстане", – говорит научный руководитель проектов рейтингового агентства "Эксперт РА Казахстан" Василий Калабин.
Он объясняет, почему произошел перекос в сторону государства. "Госорганы в какой-то момент увидели, что лизинг в некоторых секторах может быть эффективным инструментом поддержки бизнеса, и начали его развивать и включать в государственные программы поддержки экономики. Это было хорошее решение, поскольку лизинг действительно эффективный инструмент. При этом объем финансирования, проходящий по государственным программам, был намного больше, чем объем финансирования частных лизинговых компаний. В итоге почти сразу в структуре рынка стали преобладать государственные лизингодатели", – говорит Василий Калабин.
Второй крупной силой на рынке после государственных компаний, по его словам, в свое время стали банки и их лизинговые "дочки". И их доминирование на рынке объясняется той же причиной – доступ к фондированию, которое дочерние компании получали, если не с помощью кредитов, то с помощью вливаний в капитал.
"Постепенно банки потеряли интерес к лизингу и почти свернули свои операции. Возможно, потому что лизинг конкурирует с кредитом – их основным продуктом. Дочерние компании банков остаются на рынке, и остаются в числе сильнейших игроков, хотя их активность тоже вспыхивает и исчезает, и стабильного развития и роста почти ни одна компания не демонстрирует", – рассказывает эксперт.
Рынок действует скачками
По данным председателя правления ForteLeasing Талапа Рахманова, сегодня на рынке действует 21 компания, три игрока созданы с участием государства – это "БРК-Лизинг", "КазАгроФинанс" и "КазМедТех", и они занимают около 91-92% рынка. Из остальных компаний – частных – девять имеют банковское участие.
По подсчетам ForteLeasing (оценка, как говорит Талап Рахманов, условная из-за того, что отрасль не регулируется определенной структурой), в 2018 году объем рынка лизинга в Казахстане составил 547 млрд тенге. При этом по сравнению с 2017 годом произошло резкое увеличение – с 342 млрд тенге.
Василий Калабин дает такие расчеты: совокупный лизинговый портфель составляет примерно 400-500 млрд тенге, объем сделок в год – приблизительно 100-200 млрд тенге. Объем рынка лизинга растет ежегодно на 10-30%. Однако его особенность, по словам эксперта, в том, что рост скачкообразный.
"На рынке очень мало компаний, активных игроков не более двух десятков (по оценкам Талапа Рахманова, девять-десять, не считая тех трех, которые созданы с участием государства. – Ред.). Мало сделок (2-4 тыс. в год, из которых большая часть – это мелкие сделки КАФ с фермерами), поэтому динамика рынка зависит от единичных крупных сделок. Это выглядит таким образом: один игрок, например, заключил крупную сделку в этом году – рынок вырос за год, условно, сразу на 20%, в следующем году как-то урезали финансирование по одной из госпрограмм – и рост сразу меньше 10%", – поясняет эксперт.
В Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) дают такие актуальные данные по итогам 2015-2017 годов. У квазигосударственных лизинговых компаний активы выросли: у "КазАгроФинанса" – с 256,4 млрд до 282,8 млрд тенге, у "БРК-Лизинга" – с 55,0 млрд до 242,8 млрд тенге, у "КазМедТеха" – с 6,6 млрд до 7,0 млрд тенге.
В этот же период консолидированные активы крупных частных лизинговых компаний изменились следующим образом: у "Nova Лизинга" выросли с 70,2 млрд до 115,3 млрд тенге, у "Халык-Лизинга" выросли с 6,7 млрд до 7,1 млрд тенге, у ForteLeasing снизились с 4,4 млрд до 3,1 млрд тенге.
Пересечения практически отсутствуют
Василий Калабин уверен: не стоит думать, что государственные компании каким-то образом ущемляют частных лизингодателей и вредят конкуренции.
"Рынок лизинга в Казахстане все еще на ранней стадии развития, он не насыщен, здесь низкий уровень конкуренции, и всем может хватить места", – объясняет он свою точку зрения.
Василий Калабин указывает на такой момент: квазигосударственные лизингодатели работают больше с теми секторами, которые не очень популярны у частных лизингодателей.
"КАФ – в секторе АПК, где несколько лет вообще не было частных лизинговых компаний и только в последние годы стал проявляться их интерес. "БРК-Лизинг" больше финансирует крупные инфраструктурные проекты, которые слишком велики для многих частных компаний по объему финансирования. "КазМедТех" – в сфере медицинской техники, и здесь, насколько я знаю, вообще больше никто не работает", – говорит Василий Калабин.
И отмечает, что частные лизинговые компании больше работают с автомобильным транспортом, меньше – с железнодорожным транспортом, со строительной техникой и др.
"Пересечения в сферах работы частных и государственных лизингодателей есть, но они невелики. Лизинговые компании сегодня не конкурируют за одного и того же клиента, у них разные клиенты, и клиентов достаточно. На рынке скорее проблемы не со спросом, а с предложением. Поэтому я не вижу проблем и рисков в активной работе государственных лизингодателей – они дополняют частные", – отмечает собеседник.
Проблема фондирования устанавливает рамки
Проблема фондирования, а точнее, получение недорогих средств, остается для частных лизинговых компаний в Казахстане основным фактором, сдерживающим их развитие.
Талап Рахманов объяснил возникновение этой проблемы таким образом. Если лизинговая компания является "дочкой" банка, она не может получить от него дешевый кредит, поскольку Нацбанк, регулируя банки, запрещает им выдавать деньги на льготных условиях связанным компаниям. В то же время другие банки требуют от лизинговых компаний залоги наравне с другим бизнесом и неохотно принимают в качестве обеспечения ссудный портфель самой лизинговой компании.
Василий Калабин соглашается с тем, что главная проблема частных лизингодателей – это фондирование.
"Для того чтобы передать оборудование в лизинг, им нужно его приобрести. Количество сделок, которые может осуществить лизингодатель, ограничивается объемом его средств"", – говорит он.
По его словам, пока лизинговая отрасль в Казахстане не вызывает большого интереса инвесторов.
Для многих компаний источником фондирования становится банковское кредитование, а оно не всегда доступно и не всегда позволяет потом предложить клиентам выгодные условия по сделкам из-за цены, сроков и т. п. По словам Талапа Рахманова, сейчас средний процент по рынку составляет 16%.
"Недостаточное фондирование ограничивает количество и объем сделок, которые могут предложить частные лизингодатели", – отмечает Василий Калабин.
"Если говорить о квазигосударственных компаниях, то в их ресурсной базе преобладает государственное финансирование. К примеру, 85,7% обязательств "БРК-Лизинга" приходится на займы от материнского банка и государственные субсидии, 40,3% обязательств "КазАгроФинанса" приходится на задолженность перед акционером (МСХ РК)", – говорят эксперты АФК.
В то же время, по их словам, финансирование лизинговых компаний осуществляется в том числе за счет привлечения займов от БВУ, выпуска облигаций, увеличения уставного капитала акционерами. К примеру, у "КазАгроФинанса" 27,1% обязательств приходится на выпущенные долговые ценные бумаги, 7,1% обязательств "БРК-Лизинга" – займы от банков и прочих финансовых институтов.
Государственные и частные
Талап Рахманов считает, что один из наиболее острых вопросов – возможность частных компаний наравне с квазигосударственными участвовать в финансировании обновления основных фондов бизнеса.
"Мы посмотрели по данным Комитета по статистике РК, инвестиции в основные фонды в стране в 2018 году составили 11 трлн тенге, из них 200 млрд тенге влито лизинговыми компаниями. При этом доля квазигосударственных игроков в этом объеме значительно превосходит долю частных: 150 млрд против 50 млрд тенге. Мы считаем, что государство могло бы на законодательном уровне предусмотреть механизмы, которые позволили бы частным лизинговым компаниям участвовать в обновлении основных фондов наравне с квазигосударственными", – говорит он. По его словам, частные компании сегодня могут работать через программу субсидирования процентной ставки, по которой клиент получает ставку 7%. Однако в том случае, если он попадает по отрасли деятельности и ОКЭД.
В АФК также отмечают, что преимущество квазигосударственных лизингодателей в том, что они могут за счет дешевого фондирования устанавливать более низкие тарифы на свои услуги, чем конкуренты с рынка.
Василий Калабин не видит практической пользы от давления на крупных игроков рынка.
"Тот факт, что это государственные компании, делает их еще и более прозрачными, более подотчетными, к ним предъявляются требования к уровню корпоративного управления и тому подобное", – отмечает спикер.
На его взгляд, для того чтобы лизинговым компаниям можно было выдавать государственные средства (например, в формате поддержки предпринимателей через целевое финансирование лизинговых компаний, как это было через ФРП "Даму"), они должны обладать определенным уровнем надежности, финансовой устойчивости, корпоративного управления.
"При этом мы зачастую говорим про компании, у которых нет ни кредитных рейтингов, ни открытости, и не ясно, каков уровень их риск-менеджмента, как они принимают решения. Оценить надежность таких компаний очень сложно, поэтому и сложно принять решение о выделении им государственного финансирования. Уверен, что потенциальные инвесторы столкнутся с той же проблемой", – говорит Василий Калабин.
Он также отмечает, что рынок можно развивать, не только давая лизинговым компаниям деньги, но и за счет предоставления дополнительных льготных условий для лизингодателей и лизингополучателей со стороны государства, в частности в сфере налогов.
И в целом считает, что снижать долю государственных лизингодателей на рынке, конечно, нужно, но не за счет сокращения объема их работы, а за счет наращивания оборотов частных лизингодателей.
"Иначе мы рискуем сократить рынок, который и так очень мал", – говорит собеседник.
Будущее есть
В целом в Ассоциации финансистов Казахстана считают, что рынок лизинга развивается заметными темпами. И приводят в доказательство данные Комитета по статистике РК: в 2017 году общая стоимость договоров финансового лизинга составила 224,1 млрд тенге и увеличилась на 34,4% по сравнению с предыдущим годом.
"Мы ожидаем статистику по 2018 году для соответствующего анализа, которая, предположительно, появится в мае", – указывают аналитики АФК.
"Даже без учета крупнейших государственных компаний, реализующих крупные проекты, у отдельных участников рынка, включая компании, предлагающие исламские лизинговые продукты, портфель значительно вырос. Мы предполагаем, что рост рынка в том числе стимулируется государственными программами поддержки, включая программу финансирования лизинговых сделок субъектов малого и среднего предпринимательства "Даму-Лизинг", возможностями страхования рисков по лизинговым сделкам в АО Kazakh Export, – говорят аналитики АФК.
Дальнейшее развитие рынка лизинга будет зависеть от общего роста экономической активности и осведомленности клиентов о возможностях лизинга, для улучшения которой необходимы, прежде всего, усилия лизинговых компаний, заключают в Ассоциации финансистов Казахстана.
Елена Тумашова