Нацбанк принял решение повысить базовую ставку на 0,25 процентного пункта, до 9,25%, впервые в этом году – после четырёх снижений и двойного сохранения. Процентный коридор остаётся прежним, в пределах +\-1%. Однако регулятор твёрдо заявил, что рассмотрит необходимость сужения границ процентного коридора в целях повышения операционной эффективности денежно-кредитных операций.
Решение по увеличению ставки обусловлено усилением проинфляционых рисков, в том числе через влияние на инфляцию колебаний обменного курса. Нацбанк сохраняет свои оценки по динамике прогнозируемой инфляции вблизи верхней границы коридора 2018 года, то есть ближе к 6%, и обращает внимание на рост неопределённости в инфляционных ожиданиях, вызванной внешними факторами.
Таким образом, Нацбанк не воспользовался инструментом процентного коридора, о возможности сужений которого говорилось ранее. О том, что Нацбанк может обратиться к другим инструментам денежно-кредитной политики, его глава Данияр Акишев сообщил в воскресенье, 14 октября, выступая на ежегодной конференции МВФ и Всемирного банка в Бали.
Впервые о возможности сужения границ коридора Нацбанк заговорил после июльского заседания по монетарной политике.
"Учитывая, что операционный ориентир денежно-кредитной политики – индикатор TONIA – находится ближе к нижней границе процентного коридора базовой ставки, Нацбанк также рассматривает возможность повышения операционной эффективности денежно-кредитного регулирования. Во втором полугодии 2018 года будет изучен вопрос целесообразности сужения границ коридора", – говорилось в релизе от 9 июля 2018 года.
Сжимая процентный коридор, Нацбанк повысил бы стоимость собственных заимствований по краткосрочным нотам. Фактически базовая ставка оставалась бы неизменной, но при этом стоимость "коротких" денег возросла бы и повлияла на ценообразование финансового рынка, поскольку ноты Нацбанка формируют "кривую" доходность по краткосрочным займам. В принципе, Нацбанк уже использует этот инструмент, наращивая для инвестора стоимость размещений. Сегодня, 15 октября, очередной аукцион по семидневным нотам поднял их стоимость до 8,445% годовых против 8,439% 10 октября и 8,424% 5 октября. Полтора месяца назад, 3 сентября, Нацбанк разместил семидневные ноты под 8,009%.
В итоге после всех сообщений и намёков, что Нацбанк имеет другие инструменты денежно-кредитной политики, помимо изменений базовой ставки, регулятор пошёл в фарватере других центробанков, поднявших ключевые ставки. Поскольку увеличение базовой ставки точно так же, как и сужение процентного коридора, ведёт к удорожанию обслуживания Нацбанком своих долгов, скорее всего, на положительное решение по ставке повлияли сентябрьские расходы Нацбанка в размере 521 млрд долларов валютных интервенций для приведения валютного рынка в "чувство".
Отметим также, что решение по базовой ставке принималось в непростой ситуации. На настроение инвесторов плохо влияет торговая война, уже приведшая к распродажам на финансовых рынках. Вслед за ФРС мировые центробанки повышают базовые ставки, сокращая у инвесторов аппетит к рисковым вложениям на развивающихся рынках. Ликвидность уходит на развитые рынки в надёжный и теперь уже высокодоходный суверенный долг.
Что касается внутреннего рынка, то дисбалансов хватает и здесь. Доллар по отношению к тенге существенно укрепился в сентябре и продолжает оставаться дорогим, свыше 370 тенге, на фоне такой же дорогой нефти, цена которой всё ещё превышает 80 долларов за баррель.
Данные по росту инфляции за сентябрь показали двойное ускорение темпов роста цен. Усиление годовой инфляции в сентябре до 6,1% (в августе – 6%. – Ред.) сужает возможности регулятора удержать инфляцию в планируемом коридоре в 5-7%. Нацбанк уже отмечал (в релизе от 3 сентября, извещая о сохранении базовой ставки), что "характер инфляционного фона определяется во многом факторами со стороны предложения, формально не зависящими от денежно-кредитной политики Нацбанка". Это значит, что финансовому регулятору всё сложнее "управлять" инфляционными ожиданиями домохозяйств.
Вместе с тем новый уровень базовой ставки повысит привлекательность тенговых инструментов, и прежде всего нот Нацбанка. Банковский сектор получил приятный аргумент в пользу инвестиций в пику стагнирующему кредитному рынку. Перезапустить банковское кредитование теперь будет значительно сложнее.
Татьяна Батищева