Национальный банк Республики Казахстан принял решение снизить базовую ставку до уровня 9,00% годовых с сужением процентного коридора до +/- 1,5 п.п. Соответственно, ставка по операциям постоянного доступа по предоставлению ликвидности составит 10,5% и по операциям постоянного доступа по изъятию ликвидности – 7,5%.
Снижение базовой ставки обусловлено ослаблением проинфляционных рисков и более сильным сокращением экономической активности в первом полугодии 2020 года, чем ожидалось в рамках прогнозного раунда май-июнь т. г. Принятые меры по ужесточению карантина окажут дополнительное дезинфляционное воздействие.
При этом базовая инфляция (trimmed mean) и медианная инфляция в июне 2020 года демонстрируют более умеренную динамику – 6,1% и 4,4% соответственно. Стоит отметить постепенное ускорение с начала года (в декабре 2019 года – 5,2% и 4,3% соответственно), но при этом показатели базовой инфляции растут медленнее общей инфляции, сигнализируя о более умеренном росте монетарного компонента инфляции.
Существенно снизились риски роста долларизации, что расширило потенциал для снижения ставки. В результате оперативных мер по защите тенговых активов по итогам шести месяцев т. г. долларизация депозитов снизилась с 43,1% до 40,0% по предварительным данным, что также благоприятствует возможности по снижению базовой ставки.
Сужение коридора продиктовано стабилизацией ситуации на финансовых рынках и постепенной адаптацией экономики к новым условиям. Это решение позволит приблизить ставки денежного рынка к базовой ставке, обеспечит снижение волатильности ставок денежного рынка и будет способствовать формированию у участников рынка более устойчивых ожиданий.
Новый уровень базовой ставки позволит в определенной степени компенсировать возросшие кредитные риски, снизив стоимость кредитов. Текущее решение позволит сгладить влияние последствий мер по ужесточению карантина на казахстанскую экономику и поддержит процесс восстановления роста экономики Казахстана.
Годовая инфляция формируется в соответствии с прогнозами. В июне 2020 года она составила 7,0%. Основной вклад в инфляцию вносит удорожание продовольственных товаров, рост цен на которые составил 11,1% в годовом выражении. При этом месячная продовольственная инфляция замедляется – с 1,9% в апреле до 0,5% в июне т. г. Наибольший годовой рост по итогам июня наблюдается на фрукты (23,0%), макаронные изделия (15,3%), мясо и мясопродукты (14,0%), хлебобулочные изделия и крупы (13,5%), рыбу и морепродукты (11,7%).
Рост цен на остальные компоненты инфляции остается умеренным. Непродовольственная инфляция складывается ниже прогнозов и составила 5,4%. Месячная динамика роста цен стабильна и не превышает 0,5%. Сдерживающее влияние на непродовольственную инфляцию будет оказывать подавленный потребительский спрос в условиях действия карантинных мер и снижения покупательской способности населения на фоне падения реальных денежных доходов. Инфляция платных услуг в июне составила 3,0% в годовом выражении.
Инфляционные ожидания остаются относительно стабильными. В июне 2020 года количественная оценка инфляции на год вперед составила 5,4%. Доля респондентов, ожидающих сохранения либо ускорения роста цен в течение следующих 12 месяцев, снизилась до 43% (в мае – 54%).
В целом фактическая динамика годовой инфляции по итогам июня 2020 года соответствует прогнозным оценкам. В последующие месяцы ожидается дальнейшее ускорение годовой инфляции в рамках прогнозной траектории 8-8,5% на конец 2020 года.
Возросший дезинфляционный эффект от мер по ужесточению карантина, а также более существенное снижение ВВП в первом полугодии т. г. по сравнению с прогнозами обеспечат постепенное замедление инфляции к верхней границе целевого коридора 4-6% в 2021 году.
Основными рисками для роста инфляции в текущем году являются влияние фискального и квазифискального импульса на инфляционные процессы, снижение предложения, вызванного нарушением цепочек поставок в условиях карантина, а также рост цен импортных поставок на фоне ослабления обменного курса тенге.
По итогам первого полугодия 2020 года ВВП Казахстана сократился на 1,8% в годовом выражении при прогнозе -1,5%. Это обусловлено спадом в секторе услуг, несмотря на ослабление карантинных мер и открытие объектов торговли и общественного питания с середины мая 2020 года. Положительный вклад в динамку ВВП внесли отрасли информации и связи (9,0%), здравоохранения, образования и государственного управления. Наблюдается рост производства горнодобывающей (2,2%) и обрабатывающей промышленности (4,8%). Экономическая активность также поддерживается расширением строительных работ (на 11,2%) и увеличением валового выпуска продукции сельского хозяйства (на 2,4%).
Индекс деловой активности, рассчитанный Национальным банком на основе опросов предприятий, находится в отрицательной зоне, но после падения до исторических минимумов в апреле т. г. (37,2) вырос в июне т. г до 46,8. В разрезе отраслей замедление показателя в большей степени наблюдается в секторе услуг и промышленности.
Снижение потребительской и инвестиционной активности оказывает давление на совокупный спрос. Введенные карантинные меры оказали негативное влияние на доходы населения, отразившись на снижении потребительской активности. Основным фактором послужило замедление роста реальной заработной платы наемных работников. Кроме того, закрытие и приостановка деятельности отдельных производств привела к ухудшению ситуации на рынке труда.
Инвестиции в основной капитал сокращаются, в том числе отражая подавленный внутренний спрос из-за сокращения реальных доходов населения. Объем инвестиций в основной капитал по итогам первого полугодия т. г. снизился на 2,9% в годовом выражении. Основное влияние на динамику инвестиционной активности оказал спад инвестиций в горнодобывающей промышленности на 11,6% (январь-июнь 2020 года к январю-июню 2019 года), обусловленный приостановлением строительных работ на Тенгизском месторождении.
Поддержку совокупному спросу оказывает рост государственных расходов на социальное обеспечение и социальную помощь. Расходы республиканского бюджета на данную сферу в январе-июне 2020 года выросли на 19,9%.
Ситуация во внешнем секторе остается неопределенной. В июне 2020 года в результате частичного снятия карантинных ограничений отмечено улучшение показателей в мировой промышленности и сфере услуг. Однако остаются высокими риски повторной вспышки пандемии COVID-19, что усиливает неопределенность относительно продолжения восстановления деловой активности в мировой экономике в ближайшие месяцы. Слабый внешний спрос и нехватка стимулирующих мер могут ограничить ожидаемый рост мировой экономики, несмотря на восстановление экономики Китая. На дальнейшие перспективы развития мировой экономики накладываются также социальные волнения в мире, возможное ухудшение экономических отношений между США и Китаем, сохраняющаяся продолжительное время низкая инфляция в развитых странах, высокая безработица и рост задолженности в некоторых странах.
Оценки по перспективам роста стран – торговых партнеров Казахстана в 2020 году пересмотрены в сторону снижения. Согласно ожиданиям Consensus Economics, экономика России в 2020 году сократится на 5,2%. Из-за ухудшения ситуации с потребительским спросом на фоне пандемии коронавируса прогноз по росту экономики ЕС на этот год снижен до 8,4%. Прогнозы по экономике Китая на 2020 год не изменились. Рост ВВП Китая в 2020 году составит 1,4%. В этой связи требуется пересмотр прогнозов основных макроэкономических показателей.
Текущая ситуация на мировом рынке нефти характеризуется как относительно позитивная. Ослабление карантинных мер во многих странах стимулирует восстановление спроса и положительно сказывается на цене нефти. После снятия локдауна в мире, и соответственно, перезапуска промышленного сектора, потребление нефти существенно увеличилось. По данным EIA, в июне 2020 года в сравнении с предыдущим месяцем мировой спрос на нефть увеличился на 5,3 млн. баррелей в сутки. Рост потребления нефти зафиксирован во всех крупных странах-импортерах нефти за исключением Китая.
При этом, производство нефти продолжает постепенно сокращаться, чему способствует соглашение ОПЕК+ и более слабая добыча нефти в США и Канаде. В результате мировые котировки цен на нефть марки Brent с начала июля 2020 года удерживаются выше 42 долл. США за баррель.
Во второй половине 2020 года и в 2021 году ожидается рост спроса на нефть. Ожидаемое ускорение потребления нефти будет способствовать сокращению накопленных с начала 2020 года запасов нефти. Добыча нефти в этом году будет снижаться в странах вне ОПЕК (особенно в США, Канаде, Мексике) и в рамках соглашения ОПЕК+. Ускорение добычи нефти ожидается в 2021 году, что будет связано с восстановлением цен на нефть и в целом стабилизацией ситуации в мировой экономике.
Несмотря на положительный текущий счет платежного баланса в начале текущего года, Национальный Банк ожидает ухудшения показателей статистики внешнего сектора. Низкие цены на нефть во втором квартале 2020 года, сокращение темпов ее добычи и снижающийся спрос на основные экспортные товары в сравнении с 2019 годом обусловят расширение дефицита текущего счета платежного баланса (в 2019 году дефицит составил 6,5 млрд. долл. США). При этом, сокращение импорта будет менее существенным ввиду реализации государственных программ и инициатив по поддержке реального сектора. Расширение дефицита текущего счета будет оставаться фактором риска ослабления тенге, и как следствие, фактором проинфляционных рисков.
Внешний инфляционный фон сохраняется на низком уровне. Инфляция в ЕС составила 0,5% по итогам мая. Годовой рост цен в Китае в июне составил 2,5%, находясь ниже целевого ориентира. В России в июне инфляция находилась на отметке 3,2%. В условиях снижения перспектив восстановления экономики и существенного роста дезинфляционных рисков ЦБРФ на последнем решении снизил ключевую ставку на 1 п.п. до 4,5%.
Текущее решение принято с учетом рисков по отклонению инфляции от прогнозного коридора, неопределенностью скорости восстановления во внешнем секторе и более существенным сокращением национальной экономики, что может отразится на снижении потребительского спроса и придать дополнительный дезинфляционный эффект.
Национальный Банк продолжит вести мониторинг внутренних и внешних факторов, которые оказывают влияние на динамику инфляции. Дальнейшие решения по базовой ставке будут приниматься с учетом соответствия фактической динамики инфляции ее прогнозным ориентирам, а также баланса внутренних и внешних рисков.
Очередное плановое решение Национального Банка Республики Казахстан по базовой ставке будет объявлено 7 сентября 2020 года в 15:00 по времени г. Нур-Султан.