Нацбанк ждёт усиления денежно-кредитной политики

Татьяна Батищева Татьяна Батищева
3134

Регулятор оставил базовую ставку прежней, однако не исключает её увеличения к концу года.

Нацбанк ждёт усиления денежно-кредитной политики Фото: Максим Морозов

Базовая ставка Нацбанка, регулирующая стоимость денег в экономике, снова осталась неизменной – 9% годовых. Нацбанк сохранил базовую ставку на прежнем уровне с коридором в +/-1%. "Текущий и ожидаемый до конца 2018 года уровень годовой инфляции сохраняется внутри целевого коридора (5-7%). Однако усиление воздействий проинфляционных факторов, как со стороны восстанавливающего инфляционного спроса, так и показателей мировой экономики, снижают потенциал замедления инфляции на среднесрочном горизонте. Соответственно, повышаются риски нахождения инфляции возле верхней границы прогнозного коридора в 2019 году (4-6%) с превышением целевого ориентира 2020 года (ниже 4%)", – сообщается в сообщении Нацбанка от 3 сентября.

Решение монетарных властей было вполне ожидаемым. Спринтерский рывок доллара в августе, когда по отношению к тенге он укрепился на 16,4 базового пункта, пробив планку двухлетнего максимума, и достиг 365,23 тенге, прервал поступательную политику Нацбанка на снижение базовой ставки.

Рост стоимости валютного однодневного свопа на 25,3% и валютного двухдневного свопа на 57,47% (по состоянию на конец торгового дня 3 сентября) на Казахстанской фондовой бирже, которые отражают стоимость очень коротких займов под залог валюты на межбанковском рынке, ярче всего свидетельствуют о слабой вероятности очередной корректировки базовой ставки.

Днями раньше большинство экспертов, опрошенных Ассоциацией финансистов Казахстана (АФК), были уверены в сохранении базовой ставки на уровне в 9%, несмотря на замедляющуюся инфляцию (в июне годовая инфляция составила 5,9%), которая подвигла бы дальнейшее снижение ставки к 8,75% к концу года.

И наконец, в предпоследнем релизе от 9 июля Нацбанк уже признавал ограниченность своего влияния на инфляцию. Несмотря на сохранение годовой инфляции внутри ожидаемого коридора 2018 года, вероятность реализации инфляционных рисков в кратко- и среднесрочной перспективе, прежде всего со стороны внешнего сектора и бюджетной политики, ограничивает потенциал смягчения денежно-кредитных условий в текущем году, отмечалось в сообщении Нацбанка от 9 июля.

Крайне взвешенный релиз Нацбанка от 3 сентября свидетельствует о том, что шансов на дальнейшее смягчение денежно-кредитной политики практически нет. Регулятор внимательно отслеживает показатели по инфляции, однако не считает на данном этапе необходимым принятие корректирующих мер, говорится в документе. Но, тем не менее, Нацбанк не исключает в случае фактического и прогнозируемого инфляционного давления ужесточения денежно-кредитной политики.

"Годовая инфляция в августе достигла 6% против 5,9% в июле. Несмотря на замедление в годовом выражении роста цен на продовольственные товары (5,1%) и платные услуги (4,9%), динамика непродовольственной компоненты (8,2%) препятствует дальнейшему снижению общего уровня инфляции, – отмечается в релизе Нацбанка. – Характер инфляционного фона определяется во многом факторами со стороны предложения, формально не зависящими от денежно-кредитной политики Нацбанка. На потребительскую инфляцию во многом оказывает влияние рост цен производителей, особенно в обрабатывающей промышленности, непредвиденные шоки предложения, а также расширение совокупного (потребительского и инвестиционного) спроса".

Далее Нацбанк отмечает, что на фоне ослабления тенге, которое наблюдалось в последние месяцы, а также в случае подтверждения оценок по более медленному замедлению фактической инфляции по сравнению с ранее прогнозируемым её уровнем не исключается ужесточение денежно-кредитных условий до конца текущего года в целях минимизации рисков, связанных с ростом негативных ожиданий.

Татьяна Батищева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться