/img/tv1.svg
RU KZ
Надо ли дальше строить LRT, покажет госэкспертиза

Надо ли дальше строить LRT, покажет госэкспертиза

Об этом сообщил главный архитектор столицы Нурлан Уранхаев.   

15:35 21 Январь 2020 4161

Надо ли дальше строить LRT, покажет госэкспертиза

Автор:

Айгуль Тулекбаева

Пока же еще готовится технико-экономическая документация.

«Что касается ЛРТ, заказчиком является управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений, по второй очереди ЛРТ  ТЭО готовится. Как все будет готово, будет понятно. Если госэкспертиза не откажет – будем строить», – сказал он в кулуарах СЦК.

Напомним, строительство линий легкорельсового транспорта в столице давно приняло скандальный окрас. Экс-заместитель акима столицы Канат Султанбеков находится в розыске по делу о хищении средств в Астана LRT, сумма ущерба составила 5 млрд тенге.

По делу проходят пять бывших должностных лиц акимата из руководящего состава и  шесть руководителей подрядных организаций. Строительство первой ветки началось в 2011 году и первоначально должно было завершиться в 2013-м.

Ранее некоторые эксперты предлагали отказаться от строительства, поскольку расходы на это не окупятся.

Президент Касым-Жомарт Токаев поручил правительству и акимату установить конкретные сроки возобновления работ и завершения первой очереди LRT, а также определиться по графику реализации второй очереди. 

Айгуль Тулекбаева

Уже почти половина действующих строительных компаний временно неактивны

К 1 октября 2020 года в стране было зарегистрировано 61,6 тыс. предприятий в сфере строительства – на 3,5% больше, чем годом ранее.

22 Октябрь 2020 10:58 210

Фото: Максим Морозов

Из них число действующих предприятий составляло 66%, или 40,7 тыс., – на 7,7% больше, чем годом ранее, сообщает портал ranking.kz. Практически все компании (98,9%) в сфере строительства представлены малым бизнесом. На долю крупного и среднего бизнеса приходится 0,4% и 0,7% соответственно.

В региональном разрезе почти четверть действующих предприятий в секторе приходится на Нур-Султан: 9,8 тыс. компаний – на 8% больше, чем годом ранее. В тройку лидеров также вошли Алматы (6,5 тыс. предприятий, плюс 4,6%) и Карагандинская область (3 тыс. предприятий, плюс 8,1%).

Наряду с официальными данными стоит отметить: президент Казахстанской федерации недвижимости Ермек Мусрепов утверждает, что из-за пандемии и кризиса число строительных компаний в стране сократилось почти вдвое. По его словам, в целом спрос на недвижимость по сравнению с прошлым годом увеличился на 20%. Однако многие застройщики не укладываются в сроки.

В федерации не прогнозируют подорожания квартир как на первичном, так и на вторичном рынке. Допускают, что в коридоре инфляции могут вырасти цены на элитную недвижимость. Что касается экономкласса, то стоимость квадратных метров останется прежней, так как в стране нет платежеспособного спроса.

В целом активность в строительном секторе действительно упала: среди действующих предприятий почти половина – временно неактивные: 19,7 тыс. компаний – сразу на 17,7% больше, чем в прошлом году.

Активно работают 15,7 тыс. предприятий – минус 2,4% за год. Численность новых компаний в секторе выросла на 7%, до 5,2 тыс. предприятий.

В сентябре средняя цена нового жилья составила 303,9 тыс. тг за кв. м, против 285,6 тыс. тг годом ранее (рост на 6,4%).

Вторичное благоустроенное жилье подорожало на 10,2% за год, до 217,5 тыс. тг, неблагоустроенное – на 6,7%, до 131,6 тыс. тг.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Строительство моста через Бухтарминское водохранилище: «рокировка» победителей конкурса

Кто достроит мост?

20 Октябрь 2020 08:08 3727

В конкурсе по строительству моста через Бухтарминское водохранилище местное ТОО «ОблШыгысЖол» «подвинуло» подрядчиков из Атырау.

В Восточном Казахстане организаторам и заказчикам строительства мостового перехода через Бухтарминское водохранилище тяжело дается определиться с подрядчиком, который приступит-таки к возведению этого очень важного инженерно-технического сооружения. После того как 23 сентября текущего года победителем открытого конкурса стала компания из Атырау – ТОО «Атырауинжстрой-АИС», его участники подали жалобы в департамент внутреннего государственного аудита, оспаривая итоги тендера.

На основании результатов камерального контроля итоги конкурса были пересмотрены 15 октября. Победителем лота на сумму в более 26,2 млрд тенге без учета НДС стала компания из Усть-Каменогорска – ТОО «ОблШыгысЖол», которое в конкурсе от 23 сентября было признано потенциальным поставщиком, занявшим второе место. Сейчас же на втором месте значится компания «Казстройподряд».

Почему не ТОО «Атырауинжстрой-АИС»?

Какие же нарушения обнаружили специалисты ДВГА по ВКО? Как следует из уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля от 14 октября, которое размещено на сайте goszakup.gov.kz, конкурсная заявка ТОО «Атырауинжстрой-АИС» подлежит отклонению в соответствии с подпунктами № 1 и 2 пункта 150 Правил осуществления государственных закупок. А именно: потенциальный поставщик не допускается к участию в конкурсе (не может быть признан участником конкурса), если он и (или) его субподрядчик либо соисполнитель определены не соответствующими квалификационным требованиям. По данным госаудита, в составе конкурсной заявки ТОО «Атырауинжстрой-АИС» отсутствовал требуемый вид лицензии на «Монтаж технологического оборудования, пусконаладочные работы, связанные с: связью, противоаварийной защитой, системой контроля и сигнализации, блокировкой на транспорте, объектах электроэнергетики и водоснабжения, иных объектах жизнеобеспечения, а также приборами учета и контроля производственного назначения». При этом данное нарушение по заявке ТОО «Атырауинжстрой-АИС» в части несоответствия разрешительных документов по вышеуказанному подвиду лицензии не отражено конкурсной комиссией в протоколе предварительного допуска в нарушение Закона РК «О государственных закупках». В то же время конкурсная комиссия должна была предоставить потенциальному поставщику право для приведения заявок на участие в конкурсе в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации в течение трех рабочих дней со дня размещения протокола предварительного допуска к участию в конкурсе на веб-портале госзакупок. Кроме того, ДВГА по ВКО, изучив конкурсную заявку ТОО «Атырауинжстрой-АИС», установил, что сведения о его заявленном субподрядчике ТОО KazConstruction-NS не заверены на веб-портале посредством электронной цифровой подписи субподрядчика. То есть ТОО KazConstruction-NS, как субподрядчик, не подписал электронно-цифровой подписью и не заверил прилагаемые сведения, тем самым не может быть принят во внимание как субподрядчик. Как же в самом ТОО «Атырауинжстрой-АИС» отнеслись к такому повороту событий, inbusiness.kz оперативно узнать не удалось: на телефонные звонки на предприятии в Атырау никто не отвечает.

Удорожание возможно

ТОО «ОблШыгысЖол», руководителем которого является Жанболат Казанов, зарегистрировано в Усть-Каменогорске. Ранее являлось коммунальным государственным предприятием на праве хозяйственного ведения управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО. Согласно данным сайта privatization.gosreestr.kz, КГП на ПХВ «ОблШыгысЖол» было приватизировано. Торги состоялись 15 ноября 2017 года. Договор купли-продажи был заключен 22 февраля 2018 года.

Тем временем на сайте goszakup.gov.kz опубликовано объявление о проведении открытого конкурса по госзакупкам услуг технического надзора за строительством мостового перехода через Бухтарминское водохранилище. Срок начала приема заявок – 12 октября, окончания – 23 октября. Сумма закупки – свыше 218,9 млн тенге без учета НДС. Организатор конкурса – управление государственных закупок ВКО, заказчик – областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Ранее объявленный конкурс по услугам технического надзора по строительству моста через Бухтарминское водохранилище был признан несостоявшимся. Согласно протоколу итогов конкурса от 19 августа 2020 года, из семи компаний, подавших заявку на участие в нем, шесть были отклонены как не соответствующие квалификационным требованиям.

К слову, общая стоимость проекта вместе с разработкой проектно-сметной документации технадзором составляет около 32 млрд тенге, но это цены 2017 года. Поэтому сами чиновники говорят о том, что этот проект может быть пересмотрен в сторону значительного удорожания. По действующему законодательству, строительным нормам стоимость проекта корректируют, если работы по нему не начаты после истечения трехлетнего срока со дня получения положительной государственной экспертизы. Положительное заключение РГП «Госэкпертиза» на проект строительства мостового перехода через Бухтарминское водохранилище было получено 8 декабря 2017 года.

Ольга Ушакова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!