Насколько эффективной оказалась программа оздоровления банков?

18806

Из пяти игроков один продан, второй – в процессе продажи.

Насколько эффективной оказалась программа оздоровления банков?

В 2017 году в Казахстане была запущена программа повышения финансовой устойчивости банковского сектора. Созданный для этого фонд устойчивости приобрел у банков субординированные облигации с процентной ставкой 4% и обязательством банка погасить их через 15 лет. В итоге пять финансовых институтов получили в общей сложности 653,7 млрд тенге на оздоровление, а их акционеры пообещали принять солидарное участие в докапитализации своих банков.

Ранее регулятор отрапортовал о том, что два участника программы выполнили требования по формированию провизий, а некоторые оставшиеся могут выполнить их раньше срока. В рамках программы оздоровления по всем банкам был разработан план действий, рассчитанный на пять лет, и за три года порядка 80-90% требуемых регулятором провизий были ими сформированы. 65% из этих средств банки внесли за счет вливаний акционеров либо операционной прибыли.

Но стоит признать, что меньше чем через два года после начала программы крупнейшему Цеснабанку, получившему 100 млрд тенге на оздоровление, потребовалась новая государственная поддержка в виде 1 трлн тенге, которая ушла на выкуп портфеля сельскохозяйственных кредитов. Также произошла замена краткосрочных обязательств банка перед госкомпаниями на долгосрочные выпущенные облигации банка со сроком обращения 10 лет. Позже банк приобрела инвесткомпания First Heartland Securities и докапитализировала его на сумму более 70 млрд тенге. Сейчас другой участник программы – АТФБанк, получивший в 2017 году 100 млрд тенге, находится в процессе продажи.

Насколько эффективной оказалась программа оздоровления и позволила ли она очистить рынок?

"Мы считаем, что программа оздоровления дала банкам-участникам дополнительное время для того, чтобы продолжить расчистку балансов. Тем не менее она не привела к радикальному решению проблемы плохих активов в банковском секторе Казахстана. Мы также видим, что аналогичные программы поддержки, осуществленные, например, в РФ, не привели к успешным результатам. Причина, вероятнее всего, заключается в наличии мотивации и ответственности акционеров и управленческих команд в банках решать накопившиеся проблемы",рассказала директор направления "Финансовые институты и государственные финансы" агентства S&P Global Ratings Ирина Велиева.

Генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев считает, что эта программа с учетом внешней макроэкономической ситуации и состояния банковской отрасли на момент была достаточно актуальной и эффективной, банки получили необходимый им объем помощи, а также это было важным сигналом со стороны регулятора, что государство может помочь, но акционеры банков также должны взять на себя обязательства по докапитализации своих финансовых институтов. По его словам, это был внятный месседж для акционеров банков, что на помощь государства могут рассчитывать только те, кто готов принять часть убытков банков на себя и помогать банкам из своего личного кармана.

"Программа оздоровления, запущенная в 2017 году, показала себя только отчасти эффективной, т. к. спустя три года трем банкам – участникам этой программы вновь понадобилась господдержка. В то же время программа была шагом в правильном направлении, позволившим поддержать финансовую устойчивость нескольких системно значимых игроков на банковском рынке" – пояснила младший вице-президент – аналитик агентства Moody’s Светлана Павлова.

Напомним, что в феврале этого года после проведенной оценки качества активов была запущена вторая часть программы, в которую был добавлен новый игрок – Нурбанк, а планы банков-участников были актуализированы. На сегодняшний день в программе остаются четыре банка, которые работают над созданием провизий и улучшением качества активов: АТФБанк, Евразийский банк, Банк ЦентрКредит и Нурбанк. В рамках очередной госпомощи собственники этих банков должны были докапитализировать свои финансовые институты до конца мая. Так, в апреле 2020 года акционер Евразийского банка внес в его капитал более 4 млрд тенге. В мае акционер Нурбанка увеличил капитал на 20 млрд тенге. Тогда же акционеры БЦК увеличили собственный капитал банка на 4,3 млрд тенге. Таким образом, все банки, за исключением АТФБанка, увеличили капитал согласно требованиям регулятора.

Жанторе Касым


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться