"Не скажу, что банковский сектор находится в кризисе, но он однозначно проходит этап трансформации"

14257

Болат Жамишев поделился своим видением того, что происходит в финансовом секторе.

"Не скажу, что банковский сектор находится в кризисе, но он однозначно проходит этап трансформации" Фото: Мария Матвиенко

Болат Жамишев, завершающий свою деятельность в качестве председателя правления Банка развития Казахстана, – о том, с какого момента казахстанский банковский сектор перестал быть передовым, что МФЦА – это бизнес-проект, и не все бизнес-проекты выстреливают, и что будущим управляющим пенсионными активами важно найти правильный уровень гарантий. Также, как независимый директор «Цеснабанка», он рассказал об объединении этого финансового института с другим и о поиске консультантов для разработки долгосрочной стратегии.

Банки: кризис или трансформация?

«Почему получилось так, что самая передовая в СНГ банковская система вдруг оказалась в такой ситуации, что ее пришлось спасать?» – это был один из первых вопросов, который прозвучал для Болата Жамишева на встрече KASE Talks.

«Казахстан ничем не отличался от многих других стран, когда разгонял экономику за счет дешевого внешнего фондирования. Прирост ВВП обеспечивался строительством и финансовым сектором – они поддерживали друг друга. Когда в 2008 году начался кризис, а лимиты на развивающиеся страны обрезали еще в 2007 году, казахстанский банковский сектор остался без фондирования. Пузырь на строительном рынке, в свое время выгодный всем и поддерживаемый Правительством, лопнул. Это тот период, с которого казахстанский банковский сектор уже не является передовым», – ответил гость встречи.

Он не стал называть то, что происходит сейчас в банковском секторе, кризисом, но высказал мнение, что это этап трансформации, однозначно.

«Когда был кризис тенговой ликвидности, целые институты не работали на рыночных условиях. Сейчас в банковском секторе нет ничего, что можно было бы измерить как кризисное состояние. Я считаю, что банки находятся в состоянии, при котором кредитование экономики совершенно недостаточное. Страны, в которых ссудный портфель к ВВП на уровне 40%, имеют отсталую банковскую систему. Мы сейчас там. Говорить о том, что это кризис? Это нынешнее состояние уровня кредитования в нашей экономике, и понятно, что с него нужно подниматься. Но это не кризис, который переждешь, и затем, когда что-то поменяется, можно будет двигаться. Это то, что нужно двигать системно», – считает Болат Жамишев.

Он также отмечает, что новый стандарт финансовой отчетности МСФО-9 (внедряемый в Казахстане с прошлого года. – Ред.) значительно усложняет возможность кредитования корпоративного сектора.

«В учете необходимо отразить не только состоявшиеся убытки и проблемы, но и возможные. Если у тебя проект на 10-15 лет, ты должен будешь учесть все возможные риски, которые в этот период могут случиться. Это достаточно сложно, но возможно, если корпоративный сектор будет стремиться к прозрачности и Правительство будет обеспечивать прозрачность корпоративного сектора», – пояснил спикер.

Нужен ли Казахстану земельный банк

На прошлой неделе депутат Жексенбай Дуйсебаев, секретарь Комитета по аграрным вопросам мажилиса Парламента РК, предложил создать в Казахстане земельный банк, для того чтобы аккумулировать в нем средства, направляемые в АПК. Он перечислил ряд организаций и структур, которые в Казахстане так или иначе занимаются финансированием сельского хозяйства, и высказал мнение, что эти структуры отвечают только за свой оборот.

Комментируя эту тему, Болат Жамишев отметил:

«Мой ответ не будет отличаться от тех ответов, которые я на разных позициях разным людям в разных ситуациях давал. Я считаю, что не нужно создавать такой банк».

По его мнению, если это будет специализированный банк развития, то не понятно, какие преимущества он будет иметь по сравнению с «КазАгро».

Если же речь идет о банке второго уровня, то такой финансовый институт сконцентрирует все риски сельского хозяйства на себе. Концентрация рисков в одном секторе приведет к тому, что этот банк в конце концов лопнет. Это будет очень неустойчивый банк, и он будет требовать постоянной государственной поддержки.

«Есть холдинг «КазАгро», через который все это можно реализовать. И, когда такому институту постоянно оказывается финансовая поддержка, это нормально, для этого он и создан», – отметил спикер.

МФЦА, конкуренция и разделение «долей»

Ситуация на фондовом рынке, по мнению Болата Жамишева, складывалась в течение многих лет под действием как объективных, так и субъективных причин. Сейчас создан Международный финансовый центр «Астана» – еще одна биржевая площадка.

«KASE и МФЦА следует разделиться и определиться с полномочиями. Поскольку наш рынок конкуренцию между двумя площадками не выдержит. Это не та конкуренция, которая нашей стране нужна», – сказал спикер.

Он уточнил, что не работал специально над конкретными предложениями, как это сделать.

«У меня есть просто понимание того, что Международный финансовый центр – да, в государственном масштабе, но это бизнес-проект. Не все бизнес-проекты выстреливают. Это не то, что ты создал, внес изменения в законодательство, назначил людей, люди начали работать, и все пошло-поехало. Это проект с определенными рисками, который может не состояться», – говорит Болат Жамишев.

И напоминает о попытке создания международного финансового центра в Алматы, что планировалось буквально перед самым кризисом 2007 года. И кризис эту идею очень сильно осложнил.

«Это большая амбициозная задача, которую страна перед собой поставила, и хотелось бы, чтобы она реализовалась. Но есть такой момент: не во всех случаях вообще нужно использовать английское право. То есть то преимущество, которое дает МФЦА, не во всех случаях нужно. Все-таки если речь идет о привлечении внешних инвесторов, то, наверное, требования к ним не те же, что к внутренним. Поэтому здесь должна пройти линия разделения. Для обеих площадок (KASE и МФЦА. – Ред.) должны быть четкие и понятные правила игры для тех и других, чтобы не было возможности арбитража», – отметил финансист.

Пенсионные активы: что делать

Отвечая на вопрос о будущем пенсионных активов, Болат Жамишев напомнил, что возглавлял Национальное пенсионное агентство при Министерстве труда (в 1997 году. – Ред.), в составе рабочей группы занимался разработкой концепции и закона о пенсионном обеспечении.

«Я думаю, инициатива по созданию частных управляющих компаний хорошая. Все-таки создание ЕНПФ было ошибкой. Но, даже если она допущена, надо пытаться не начинать все с чистого листа. Если уж ЕНПФ создан, можно использовать его преимущества», – отметил он.

Например, чтобы контроль над эффективностью управления в доверительном управлении осуществлялся не надзорным органом, который всегда ограничен каким-то рамками, а ЕНПФ.

«И в этом случае полномочия его могут быть очень широкие – буквально такие, какие он пропишет в договоре на управление. Но за этими правами, естественно, будет и ответственность. То есть Единый накопительный пенсионный фонд будет ответственен за сбор пенсионных взносов, за передачу в управление, за правильное управление, за сохранность – чтобы не было манипуляций со стороны управляющих компаний», – поделился мнением спикер.

По мнению Болата Жамишева, вопрос об уровне гарантий будет ключевым для населения, для того чтобы оно в принципе определилось с тем, какой компании передавать свои пенсионные накопления.

«Потому что в периоды высокой инфляции и больших рисков гарантирование на уровне инфляции ни одна управляющая компания не обеспечит. Я за то, чтобы гарантии были на определенном уровне, но вопрос – на каком. Гарантировать так, чтобы исключить интерес к какому-либо рисковому инвестированию, тогда не будет частных компаний. И будет то, что мы заслуживаем», – считает спикер.

«Цеснабанк» на стадии стабилизации

«В отличие от Банка развития Казахстана, о котором я могу говорить вообще обо всем, что знаю, здесь ситуация несколько иная. Банк находится в стадии стабилизации, поиска путей развития», – продолжает Болат Жамишев (с февраля этого года он является независимым директором этого банка. – Ред.).

В настоящее время, по его словам, принято решение об объединении «Цеснабанка» и First Heartland Bank. Напомним: в начале февраля этого года АО First Heartland Securities, брокерская компания, входящая в группу First Heartland, в которую также входят коммерческий банк First Heartland Bank и компания по управлению активами First Heartland Capital, объявило о приобретении 99,5% простых акций АО «Цеснабанк».

По словам Болата Жамишева, финансовые институты объединяются «не потому, что две модели банков схожи и их объективно нужно слить, а потому, что и у того, и у другого банка один и тот же акционер, и абсолютно незачем иметь два банка».

«Решение будет найдено», – подчеркнул собеседник.

Он также рассказал, что разработана стратегия краткосрочных действий на год (для «Цеснабанка». – Ред.). И отбираются консультанты для разработки долгосрочной стратегии банка.

«В ближайшее время соглашение с консультантами будет подписано, и долгосрочная стратегия банка будет разработана исходя из того технического задания, которое приняли во внимание все потенциальные консультанты. Банк будет универсальным. Но концентрироваться будет на работе с малым и средним бизнесом, ограниченно – с корпоративными клиентами», – заключил Болат Жамишев.

Елена Тумашова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться