15 сентября 2019 года в 19 часов 08 минут на охраняемом регулируемом переезде Аксенгир – Шамалган произошло столкновение пассажирского поезда № 43 Алматы – Костанай" с автобусом № 456 Алматы – Каскелен.
С самого начала сообщения о том, что произошло на железнодорожном переезде в Шамалгане, поступали противоречивые. По одной информации, водитель автобуса, битком набитого людьми, решил "проскочить" переезд на красный свет под опускающийся шлагбаум и сигнализацию. По другой – автобус вынужденно остановился на переезде из-за плотного "затора". Согласно третьим данным, автобус на переезде заглох, из-за чего и образовалась километровая пробка, мчавшийся на большой скорости поезд врезался в автобус.
Сначала сообщалось, что в автобусе находилось 45 человек. Президент Касым-Жомарт Токаев написал в Twitter о 67 пассажирах. Позже на брифинге глава МВД Ерлан Тургумбаев уточнил: в автобусе было 20 человек, 16 вышли через заднюю дверь. На момент столкновения в автобусе оставались водитель, женщина и двое ее детей.
По первой предварительной информации, два человека погибли и девять пострадали. Потом выяснилось: погиб водитель автобуса, женщина с детьми получили тяжелые травмы. Сообщалось, что все ближайшие больницы переведены на усиленный режим.
После аварии на переезде собрались сельчане. Жители села не считают, что водитель виновен, ведь "перед ним и за ним стояли машины", не виноват и дежурный по переезду – во всем виновата власть, которая уже семь лет обещает построить мост, но не делает этого.
Почему в трагедии в Шамалгане виноваты все мы
Кто же виноват в шамалганской катастрофе на переезде: водитель автобуса, дежурный по переезду или власть, которая не строит мост?
Этот вопрос inbusiness.kz адресовал Президенту ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога" Арсену Шакуову.
– Аварии на железнодорожных переездах случаются нередко. Но поражает другое. На кадрах видеоролика, снятого очевидцами, видно, что за несколько минут люди поняли, что вот-вот произойдет катастрофа, так почему же допустили трагедию? Почему погиб водитель? Почему женщина с маленькими детьми не смогла выйти из автобуса вместе со всеми? Зачем вообще водитель автобуса выехал на железнодорожный переезд, если видел, что впереди затор? Почему дежурный по переезду допустил образование затора на переезде? Почему другие водители, вместо того чтобы попытаться освободить дорогу автобусу, стали снимать происходящее на видео? Таких "почему" очень много.
Уверен, что трагедии никто не хотел. Водитель автобуса не хотел, чтобы пострадали люди, дежурный по переезду тоже не хотел никому зла, местная власть тем более не хотела, чтобы такое случилось.
Эта ситуация – показатель нашего уровня осознания дорожной безопасности. Если попытаться разобраться, то здесь целый клубок проблем.
– Следствие рассматривает несколько версий. Одна из них – возможные нарушения со стороны дежурного по переезду.
– Дежурный по переезду знал, что скоро будет поезд. У него есть расписание поездов, и поступает информация об изменениях. Он знал, что едет поезд, сколько у состава вагонов и какая скорость. Почему заранее не предпринял более решительных действий – непонятно.
– Дежурный по переезду может воспрепятствовать образованию затора? Есть у него такие полномочия?
– Это его работа – предотвращать вот такие ситуации. Задача дежурного не в том, чтобы предупредить поезд, а в том, чтобы не допустить затора на железнодорожном переезде и экстренного торможения поезда. Это важная миссия – останавливать транспорт и пропускать поезда. Мне интересно, что из-за чего пробка такая образовалась, каковы причины этой пробки.
– Согласно официальным данным, скорость поезда была 97 км в час, машинист за 500 метров до переезда применил экстренное торможение, тормозной путь составил 671 метр, а автоматическая система сработала при приближении поезда на расстоянии 2434 метра.
– Если бы поезд не скинул скорость, то сошел бы с рельс, и это была бы массовая катастрофа с большим числом погибших людей. Но получается, что тормозить поезд стал в самый последний момент. Пострадали дети, тоже непонятно почему. Неужели пассажиры не смогли помочь женщине с детьми? Избежать любыми путями катастрофы – это обязанность всех.
– Жители села считают, что водитель автобуса не виноват в том, что допустил остановку на железнодорожных путях. Говорят, что у него не было возможности отъехать: впереди и сзади был плотный затор.
– Одно из самых распространенных нарушений правил дорожного движения – выезд на перекресток, на котором образовался затор. Водители не думают, что создают неудобства другим и при этом быстрее не проедут. Аварии разной степени тяжести из-за такого нарушения случаются практически каждый день. Но железнодорожный переезд не перекресток, здесь все серьезнее, аварии на переездах одни из самых тяжелых. В ПДД есть правила переезда железнодорожных путей. Выехать при заторе на переезд равносильно суициду. Только мало кто отдает себе в этом отчет, когда торопится домой или на работу.
Я знаю этот железнодорожный переезд, там с двух сторон есть возможность отъехать как вправо, так и влево, но никто из стоящих в заторе даже не попытался этого сделать. У нас нет водительской солидарности, нет желания помочь другому водителю. Можно было бы избежать трагедии, если бы все водители, которые стояли в этом заторе, не выбежали снимать все на камеру, а попытались разъехаться и дать возможность водителю автобуса освободить железнодорожные пути.
Но и самое неприятное, что на сегодняшний день у нас отсутствует такое лицо, как ответственный по дорожной безопасности. Дорожной полиции уже нет, у патрульной полиции не в приоритете обеспечивать безопасность дорожного движения, а административная занимается последствием совершенного административного правонарушения. То есть никому, по сути, нет дела до того, насколько безопасны наши дороги.
Катерина Клеменкова