Государство вернуло себе несколько относительно привлекательных месторождений твердых полезных ископаемых (ТПИ). К такому выводу пришел автор inbusiness.kz после ознакомления с очередным списком расторгнутых контрактов и отозванных лицензий на недропользование. Список был выслан мининдустрии через электронную платформу e-otinish в ответ на запрос о предоставлении информации с именами недропользователей, у которых были отозваны лицензии или контракты на добычу или разведку ТПИ с начала 2023 года.
Напомним, в начале августа сообщалось, что правительство продолжает работу по пересмотру контрактов и лицензий недропользователей, допустивших нарушения их условий. На тот момент по итогам проведенного анализа уполномоченными органами были расторгнуты 118 контрактов (с начала 2023 года – 19 контрактов) и 245 лицензий по твердым полезным ископаемым (ТПИ) (с начала 2023 года – 42 лицензии). В декабре inbusiness.kz писал, что мининдустрии опубликовало список из 183 отозванных лицензий и 92 расторгнутых контрактов на недропользование на своем сайте, правда, некоторые из них были возвращены добровольно после отработки. Отозванные месторождения и участки при наличии перспектив в запасах в дальнейшем могут еще выставлять на аукцион для передачи новым инвесторам, чтобы обеспечить дополнительный приток инвестиций в недропользование.
В представленном мининдустрии нынешнем списке расторгнутых контрактов на недропользование значится 21 месторождение – Мыншокы, им ранее занимались недропользователь ТОО Cam Technologies, Сарыкуболды (ТОО "Асыл Тас Инвест"), Итмурынды (ТОО Bar Neo), Сарыкум (ТОО "Сарыкум груп"), Киикбай-Сайдал (ТОО "Арка Голд Компани"), ТМО Акшатауского ГОК (ТОО LAM 2030), Аиртауское рудное поле (ТОО "Алтай Бизнес"), Мыстобе (ТОО "Астана Тайм"), Борлы (ТОО Copper KZ-CA), Елемес (ТОО "Өрнек Алтын"), Атбас (ТОО Silk Road Saryarka Venture), Тымлай (ТОО Tenir Logistic), Кутюхинское (ТОО "Брендт"), Чанг (ТОО "ГРК Chang"), Адыр (ТОО "Адыр"), Шевченковское (ТОО "Казкобальт"), Котуркаин (ТОО Altin Emel Mining), Восточный Балхаш-1 (ТОО "Прайм Металс Эл Эл Пи"), Теллур-Степок (ТОО TS Minerals), Ансай (ТОО "ГРК Металлинвест") и Поля шахты Дубовская (ТОО "БаКаФ Инжиниринг"). Со своей стороны отметим, что некоторые из названных аннулированных контрактов еще обозначены в качестве действующих на сайте министерства индустрии.
Нюансы возвращенных недр
Судя по публичным данным, интересными с точки зрения запасов ранее могли бы показаться месторождения Теллур-Степок, находящиеся в Акмолинской области. Если верить источнику в Интернете, то запасы золотосодержащих руд месторождения Теллур по состоянию на 2010 год по категории С1 + С2 (разведанные и предварительно оцененные) составляли 392,7 тыс. тонн при хорошем содержании золота 12,57 г/т.
"Совокупные запасы двух месторождений составляют 440 тыс. унций золота, серебра и других металлов. Запасы месторождения Теллур составляют приблизительно 260 тыс. тонн руды при содержании золота более 17 грамм на тонну, или 140 тыс. унций золота. Месторождение Степок находится в 3 км от Теллура. Его запасы составляют около 300 тыс. унций золота", – сообщали СМИ в 2011 году.
Разработкой Теллур и Степок ранее занималась компания Akmola Gold, известная своей ролью в аресте бывшего главы комитета геологии Базарбая Нурабаева в 2017 году. По данным inbusiness.kz, концерн "Казахалтын" считал этот актив привлекательным в 2018 году.
Еще одним интересным объектом недропользования может показаться угольное месторождение Сарыкум в Карагандинской области. Оно содержит редкий для Казахстана антрацит, его залежей в стране мало. В 2018 году inbusiness.kz писал, что запасы месторождения превышали 400 млн тонн угля марки А1-А3.
Если говорить о небольшом золотом месторождении Кутюхинское ТОО "Брендт", то, по данным СМИ, там разработка открытым способом началась в 2010 году, отрабатывалась технология кучного выщелачивания. В настоящее время карьеры отработаны, говорится в отчете о возможном воздействии к проекту ликвидации последствий разработки месторождения. Вероятно, можно предположить, что оно было добровольно возвращено государству, так как было уже истощено.
Судя по архивной информации в открытых источниках, разведочный участок Мыншокы выставлялся на аукцион шесть лет назад. Он содержал цветные, благородные металлы и нерудное сырье, частично его территория пересекалась с полигоном "Сарышаган", указывалось в его описании. Тогда же, к слову, в аукционном извещении, согласно открытым данным, упоминалось и карагандинское месторождение хризопраста Сарыкуболды. Аиртауское рудное поле с золотосодержащими рудами в Карагандинской области также выставлялось на конкурс шесть-семь лет назад, оно частично располагалось в районе падения частей ракетоносителей. Что касается золотого месторождения Мыстобе в этом же регионе, то, по данным СМИ, в 2015 году оно реализовывалось через аукцион, за него было в итоге предложено 240 млн тенге, причем последний контракт на его недропользование был заключен в 2018 году.
Про давно разведанное месторождение Борлы в Актогайском районе Карагандинской области СМИ писали под конец 2022 года, когда там был запущен гидрометаллургический завод, который по плану собирался выпускать до 5 тыс. тонн катодной меди. Запасы и ресурсы проекта оценивались в 216 тыс. тонн. Для строительства завода иранским инвесторам потребовалось 11 млрд тенге, в мининдустрии отмечали, что проект был реализован при поддержке Kazakh Invest.
Проект по разведке золота на участке Атбас выполнялся компанией "Қарағанды Ақ Тұмар" в СП Silk Road Saryarka Venture совместно с социально-предпринимательской госкорпорацией "Сарыарка" недалеко от Аркалыка в 2015-2019 годах, на него было потрачено почти 300 млн тенге. Госдоля в 25% была отчуждена в пользу частного партнера.
Про баритовое месторождение Ансай в Туркестанской области СМИ писали, что в его разработку будет вложено примерно 12 млрд тенге со стороны недропользователя "ГРК Металлинвест". Его запасы оценивались в 7 млн тонн, компания планировала возвести рядом с Кентау обогатительный комплекс ежегодной мощностью 250 тыс. т природного сульфата бария.
По титаномагнетитовому месторождению Тымлай в Жамбылской области тоже были большие планы. После начала геологоразведки с 2006 года ТОО Tenir Logistics в 2016 году предполагало возвести ГОК мощностью примерно 1,85 млн тонн по титаномагнетитовому концентрату. В результате реализации проекта с участием китайских партнеров на сумму до 700 млн долларов планировалось выпускать в год 45 тыс. тонн диоксида титана пигментного, 10 тыс. тонн диоксида кремния, 650 тыс. тонн пентаоксида ванадия, 190 тыс. тонн специальных видов стали.
ТОО "Адыр" с правами недропользования на одноименное рудопроявление меди в Алматинской области и ТОО Altin Emel Mining с золотым участком Котуркаин в том же регионе были связаны с компанией KM Gold, публикующей документы на сайте Казахстанской фондовой биржи, и СПК "Жетису". Судя по документации в Интернете, госдоля в ТОО "Адыр" была позже приватизирована.
Разведкой меди на территории "Восточный Балхаш – 1" в Аягозском районе области Абай и Актогайском районе Карагандинской области компания "Прайм Металс Эл Эл Пи" занималась еще с 2007 года. В результате было установлено несколько рудных участков, где собирались провести детальные поиски и оценочные работы, указывается на ее сайте. На них планировалось построить обогатительную фабрику по производству медно-молибденового концентрата.
Сроки реализации проекта разработки карагандинского месторождения жадеита Итмурынды намечались до 2036 года. Этот минерал, похожий на нефрит и популярный в Китае, собирались добывать открытым способом и сезонно – с середины марта до конца ноября.
Кобальто-никелевое месторождение Шевченковское в Костанайской области стало известно в СМИ благодаря делу с участием бывшего вице-министра индустрии Тимура Токтабаева, который якобы передал его без проведения аукциона под предлогом разведки. Сейчас для месторождения, куда прежний инвестор обещал вложить до 250 млн долларов, ищут нового недропользователя – для этого будут проведены аукционные торги после судебного разбирательства с прежним владельцем участка.
Не исключено, что и по другим контрактам, включенным в нынешний список расторгнутых, также ведутся судебные тяжбы с профильным госорганом. Вполне возможно, что в случае их успешного разрешения неотработанные месторождения, по которым контрактные обязательства были отозваны из-за нарушений, также могут быть выставлены на аукцион.
Круговорот лицензий
Кроме списка расторгнутых контрактов на недропользование, в министерстве индустрии также потрудились предоставить inbusiness.kz список возвращенных в этом году лицензий на участки. Среди имен недропользователей, вернувших их, значатся следующие компании: "Казахстан Фортескью", "Астра-А", "Проектная фирма "Гарант", "Геологоразведочное управление", New Goldcorp, Brendt, Titanium Market, "Н.И.Н.", Project Global, Baytau Mining, Sunlight Investments, "Вектор ПВ", "Астык-Астана-Кордай 2030", Qazaq Soda, KazGeoEnergy, "СП Сине Мидас Строй", "Атырау Тау Кен", BI Service Tas, "Азия Гео Минералс", "Дәнекер Жол", Innovative Transport Mission, ИП Юлдашев, Railway LTD, "Жана Мыс", TAS Esil, Mir Invest Group, Quantum minerals, "Альтаир Голд".
Как видно из названий, некоторые из возвративших лицензии являются дорожно-строительными компаниями. Из прежнего опыта можно высказать предположение, что у отдельных названных недропользователей возврат был осуществлен добровольно, как это случилось в прошлом году. К примеру, согласно финотчетности "Казахстан Фортескью" за 2022 год, компания недавно отказалась от 10 участков в Балхаш-Илийском проектном районе.
В мининдустрии также предоставили список имен недропользователей, получивших лицензии на разведку по 15 лотам в ходе аукциона, проведенного в начале августа. В нем значатся названия 14 компаний – "Казклэй", Steel Corp, "Жин Шин мининг лимитед лиабилити компани", "Альтаир Голд Майнинг", "К-Ризёвз", Acros Pro, Gold share of interest, DragMetZrn, "Голдиум", Lakeside Minerals Limited, ERG Exploration, "Горнорудная компания "Жана Арка", SHOGA и Alatau Mining.