Новые заимствования обойдутся золотодобывающей компании Solidcore Resources, ранее известной как Polymetal, значительно дороже. Об этом стало известно в ходе встречи ее руководства с инвесторами и аналитиками 11 июня, передает inbusiness.kz.
"Чистая денежная позиция составляет около 230 миллионов долларов, имеется фактический остаток денежных средств немногим меньше 700 млн долларов. Однако у нас еще есть чуть менее 500 млн долларов непогашенного долга. Вы можете видеть, что долг распределен в основном между европейскими банками – SG (Societe Generale. – Прим.), Raiffeisen и затем банком развития ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития. – Прим.), который изначально предоставил финансирование для строительства Кызыла (золоторудное месторождение Бакырчик в области Абай. – Прим.), так что эта кредитная линия все еще с нами. Также здесь есть немного ING (голландский банк. – Прим.). Из 500 млн (долларов. – Прим.), как упомянул Виталий (Несис – главный исполнительный директор Solidcore. – Прим.), 400 млн имеют срок погашения в ближайшие 24 месяца. Таким образом, нам нужно будет погасить их в довольно короткие сроки, и мы не предвидим возможности продлить текущие кредитные линии с имеющимися кредиторами на тех же условиях. Хотя мы разговариваем с тремя из четырех кредиторов, перечисленных здесь, с точки зрения потенциальных новых кредитных линий", – сообщил главный финдиректор Solidcore Максим Назимок.
В феврале inbusiness.kz писал, что долговая нагрузка казахстанских активов бывшего Polymetal достигала 171 млн долларов под конец прошлого года. Кредит у ЕБРР на развитие Кызыла на 140 млн долларов привлекался золотодобывающей компанией в 2017 году, он выплачивается, указывается на сайте европейского фининститута.
Судя по презентации встречи, в компании пока не планируют выплату дивидендов до завершения строительства автоклава – Иртышского гидрометаллургического комбината (Ертic ГМК (ЕГМК) в Павлодаре в 2028 году и собираются сохранять достаточно денежных средств для краткосрочных нужд в покупке новых активов. Кроме того, ее руководство ожидает, что она восстановит доступ к международным финансовым рынкам и обеспечит долгосрочное финансирование проекта возведения комплекса автоклавного окисления в Казахстане.
Сейчас в Solidcore думают, как финансировать бизнес с точки зрения текущих затрат и проектов будущего роста на фоне неплохого показателя имеющихся денежных средств и стабильных финансовых потоков от операционной деятельности, а также хороших цен на золото, правда, с учетом растущей инфляции в Казахстане.
"В теории у нас есть значительный потенциал по заимствованию, начиная от чистой денежной позиции для финансирования стратегии роста, и у нас действительно есть заинтересованность, по крайней мере, на неформальном уровне в настоящий момент от некоторых текущих кредиторов по финансированию нового комплекса автоклавного окисления (Иртышский ГМК. – Прим.), хотя это достаточно крупномасштабный проект, так что никто из них не может выступить единственным заимодавцем. С другой стороны, сложности, с которыми мы сталкиваемся, заключаются в необходимости установления бизнес-отношений заново практически с каждым контрагентом, с которым мы общаемся, как с западным, так и, скажем, ближневосточным или даже местным в Казахстане. Итак, продажа российского бизнеса произошла три месяца назад, но до сих пор требуется немало времени многим участникам финансового рынка, чтобы разобраться в деталях комплексной проверки (due diligence. – Прим.), потому что, по сути, это новая компания, новая структура акционеров, новая структура бизнеса. Должен сказать, что нас рассматривают как значительно меньшую и значительно менее диверсифицированную компанию, в отличие от Polymetal International, какой она была до санкций", – указал Назимок в выступлении.
По его словам, золотодобывающая группа также сталкивается с ограничениями с точки зрения юрисдикции, так как Казахстан для многих западных банков является так называемым "пограничным рынком" (frontier market), поэтому для страны у них кредитные лимиты невелики либо вовсе отсутствуют.
"Так что один миллиард капвложений даже при нынешних запланированных расходах — это то, что очень сложно профинансировать исключительно за счет банков. Мы также должны понимать, что текущая стоимость долга является очень низкой, она 4%, потому что мы унаследовали эти кредитные линии со старых добрых времен, когда процентные ставки были низкими и компания не притягивала дополнительных затрат на риск. Прямо сейчас мы столкнемся с давлением как со стороны макроуровня, поскольку базовые процентные ставки значительно выросли, так и с факторами риска, специфичными для страны и компании. Таким образом, стоимость долга, с которым мы можем столкнуться, скажем, при финансировании Иртышского ГМК или проектов "зеленой" генерации, вероятно, будет начинаться с восьми, может быть, девяти процентов в долларовом выражении в лучшем случае", – констатировал главный финдиректор Solidcore.
Во время сессии "вопросы-ответы" Назимок подтвердил, что обсуждения по новым заимствованиям сейчас ведутся с текущими европейскими кредиторами, так, к примеру, ЕБРР выразил интерес к продолжению сотрудничества и открытию новой кредитной линии. Кроме того, потенциальными заимодавцами могут выступить Банк развития Казахстана (БРК) и Евразийский банк развития (ЕАБР). Также Solidcore изучает вариант публичного размещения долга через выпуск облигаций, что, правда, выглядит более отдаленной перспективой.
К слову, на недавней онлайн-встрече с журналистами главный исполнительный директор золотодобывающей компании Виталий Несис говорил журналистам, что она может обойтись без дополнительного заимствования в строительстве Иртышского ГМК, где планируется перерабатывать низкоуглеродистый золотой концентрат с абайского месторождения Бакырчик.
"Для реализации проекта ЕГМК самого по себе у компании достаточно финансовых ресурсов. В настоящее время у нас на балансе существенное количество чистого кеша – это в основном деньги, которые компания получила от продажи российского бизнеса. Плюс с учетом текущей конъюнктуры, текущих цен на золото компания генерирует очень существенный денежный поток. Поэтому для реализации ЕГМК нам дополнительных источников фондирования не требуется. Мы в активном диалоге с финансовыми институтами по поводу финансирования потенциальных сделок по приобретению активов. Они в зависимости от своего размера могут потребовать дополнительных ресурсов. Но сам ЕГМК будет профинансирован из собственных источников – это как раз очень важно, потому что демонстрирует независимость реализации этого проекта от позиции каких-то внешних контрагентов", – сказал Несис, комментируя вопрос журналиста.
Как известно, сейчас бакырчикское сырье перерабатывается сравнительно дешево на правах толлинга на первой очереди автоклава Амурского гидрометаллургического комбината (АГМК), принадлежащего недавно проданному подсанкционному российскому подразделению Polymetal, и возвращается в Казахстан. Кстати, управление по контролю за иностранными активами казначейства США (Office for Foreign Assets Control (OFAC) дало добро на временное продолжение переработки бакырчикского концентрата на Амуре при условии строительства отдельного Ертic ГМК, статус этого проекта будет ежегодно рассматриваться американскими властями.
Согласно предварительным расчетам, строительство Ертic ГМК, который будет работать более 30 лет со штатом в примерно 500 человек, может обойтись в 800 млн долларов, однако не исключено, что смета может вырасти. Мощность автоклава предполагается на уровне 15 тонн золота при производственных оборотах в 250-300 тысяч тонн концентрата в год. Сырье с Кызыла в нем будет занимать почти половину загрузки – 120 тыс. тонн, остальное предполагается обеспечить сторонней золотосодержащей продукцией. В ходе общения со СМИ Виталий Несис сообщил, что через месяц в Павлодар будет отправлен сам автоклав весом более тысячи тонн, который через год прибудет на промышленную площадку, где сейчас создается необходимая инфраструктура.
В целом, согласно презентации со дня инвестора, Solidcore собирается суммарно вложить по инвестпрограмме до 1 млрд долларов в строительство Иртышского ГМК, подземную отработку Бакырчика с начала 2030-х годов и "зеленые" проекты в виде солнечных электростанций на Кызыле и Варваринском хабе в Костанайской области, которые будут балансироваться собственной газопоршневой станцией на 40 МВт.
Примерно 50 млн долларов в 2025-2029 годы компания планирует равномерно израсходовать на геологоразведку. К слову, в 2019 году inbusiness.kz писал, что у Polymetal годовой бюджет на геологию был больше – 20 млн долларов, еще 50 млн тогда были направлены на доразведку имеющихся месторождений. Судя по презентации, на севере Казахстана результаты исследований недр не были значимыми.
К 2029 году компания надеется предварительно подсчитать оценки запасов на проектах в восточной части Казахстана - Назаровская, Абда, Тарбагатай, Калба, а также в северном Прибалхашье – Актогай, Жолбарыс, Самсон, Кабанбай, Багай, Наурызбай, Карасай и Сенкибай. Однако, вероятно, возможный прирост резервов не даст увеличения добычи в два раза в среднесрочной перспективе до 1 млн унций ежегодно, как того желают в компании, по сравнению с существующим уровнем в почти полмиллиона унций. Поэтому Solidcore сосредоточится на покупке активов, где еще добыча не началась и имеются оценки перспективных ресурсов, есть потенциал для дальнейшей разведки. В географическом аспекте расширения деятельности компания отдает основной приоритет Казахстану, также есть интерес к Узбекистану, Азербайджану и Саудовской Аравии, ее геологические группы работают в Омане и Таджикистане.