О волках, овцах, спорте - и жизни после отмены статьи 215 УК РК

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
28717

Заместитель генпрокурора сорвал овации от бизнес-аудитории.

О волках, овцах, спорте - и жизни после отмены статьи 215 УК РК

Под неожиданный шквал аплодисментов заместитель генерального прокурора Марат Ахметжанов уходил с трибуны IV съезда национальной палаты предпринимателей "Атамекен". Восторг бизнесменов вызвал рассказ представителя главного надзорного органа о том, как казахстанский бизнес и проверяющие структуры будут жить после отмены статьи 215 Уголовного кодекса по лжепредпринимательству. 

Для начала господин Ахметжанов рассказал, что работа уже проделана немалая. Так, сегодня благодаря мобильным приложениям предприниматель может узнать о предстоящей проверке, да и вообще ознакомиться с картами проверок. Существенно сокращаются контрольно-надзорные функции – за семь лет проверок стало меньше в пять раз. А скоро их будет еще меньше: по новому закону о прокуратуре (который сейчас находится на рассмотрении парламента), и вовсе будет отказ от проверок бизнеса.

"Они будут только в исключительных случаях по поручению Главы государства", – заявил замгенпрокурора под аплодисменты участников съезда. 

Впрочем, признал он, минусы существуют. Главный из них – уголовный процесс. Благодаря тотальной регистрации преступлений, в том числе экономических, у фискальных органов были развязаны руки.

"Фактически на законном основании фискалы стали вовлекать предпринимателей в орбиту уголовного преследования, изымались документы, арестовывались счета и имущество. В конечном счете, подрывалась деловая репутация предпринимателя. 40% предприятий, попавших в орбиту уголовного преследования, закрывались. Такая система, конечно, была удобна для уполномоченных органов, проверяли без надлежащего анализа, прикрываясь поручениями следователя в рамках уголовного процесса, – рассказал господин Ахметжанов и самокритично признался: – Поэтому наши инструменты в таких случаях, к сожалению, не сработали. Как говорится, закрыв форточку, широко распахнули ворота".

Теперь же решено изменить этот порядок регистрации экономических преступлений – если нет ущерба, подтвержденного актом уполномоченного органа, то оно не подлежит регистрации. В результате вдвое уменьшилась общая регистрация, а экономических преступлений – в четыре раза. При этом в полтора раза повысилось выявление преступлений в сфере теневой экономики.

"Но этих результатов мы добились, не меняя закона, просто включили адмресурсы и ужесточили контроль", – заметил замгенпрокурора. 

Несмотря на это, констатировал он, проблемы у бизнеса остаются. Господин Ахметжанов предложил задаться здравым вопросом, можно ли сегодня честному бизнесу успешно развиваться, платя все налоги, выполняя все обязательства перед государством, и сам же ответил – нет. Но причина этого не в законодательстве и злобных фискалах, а в недобросовестной конкуренции. 

"К сожалению, сегодня у нас нет добросовестной конкуренции. Обнал – это болезнь, глубоко проникающая в бизнес. В Казахстане зарегистрировано 75 тысяч плательщиков НДС, а в связях с лже-фирмами засветились 35 тысяч. Получается, чтобы уйти от налогов, половина бизнесменов так или иначе пользуются услугами обнала. Это факт. Тем самым они создают себе незаконные преимущества перед добросовестным бизнесом. Конечно, им легче вести свой бизнес: нет налоговой нагрузки, могут снижать себестоимость продукции, больше платить своим рабочим, закупать лучшее оборудование – это как допинг в спорте. Здесь и коррупция. Кто-то все это видит и крышует. А честный бизнесмен, который платит все налоги, всегда будет проигрывать таким конкурентам. В итоге теневой бизнес либо разоряет его, либо развращает и заставляет становиться таким же, как и он", – живописал он проблемы бизнесменам. 

В генпрокуратуре решение видят в системных изменениях – в гуманизации уголовного законодательства и декриминализации той самой статьи 215.

"Мы посмотрели еще раз, как на практике. Почему мы сначала выявляем лже-фирму и только потом отрабатываем ее контрагентов. После приговора, когда они закрашены, направляем им так называемые письма счастья, уведомления, то есть извещение об оплате налогов. Чисто налоговые отношения были сильно криминализированы. Помимо налоговой проверки, бизнес должен был выдержать мощь и силу уголовного процесса", – рассуждал он. Бизнесмены в зале с усмешкой кивали – уж они-то про мощь и силу знают не понаслышке. О чем и говорили на всех доступных площадках на протяжении многих лет. Но об этом в прокуратуре немного позабыли.

"Поэтому мы решили, что здесь неправильно поставили телегу впереди лошади, – подытоживал замгенпрокурора. – Если все очевидно, и поставщиком выступает фирма-однодневка, то, на наш взгляд, вполне достаточно и одного акта налоговой проверки по одной сделке. Самое главное – здесь не было избирательного подхода. Репрессии сметали всех под одну гребенку. О тех методах, о тех достижениях, о которых я говорил и которые применяются, они применялись как к нарушителю, так и к чистому бизнесу. И поэтому не было стимула к нормальному развитию. Никто не разбирался где волки, а где овцы. И это всегда порождало нигилизм и иждивенчество". 

Решение проблемы кроется, по видению прокуратуры, в развитии налогового администрирования и современных технологий.

"Надо бороться не с последствиями, а с причинами. Прежде всего, полностью перейти на риск ориентированную систему проверок. Не проверять, как сейчас, всех подряд. Теперь будет отбор по критериям. Например, огромные обороты, много поставок, а работников, техники, даже офиса у предприятия нет – это сигнал. Часто корректируются декларации – сигнал. Меняются документы – сигнал. Эти все сигналы приведут тебя в красную зону. А там ты жди проверку", – объяснил суть новых методик господин Ахметжанов. А бизнесменам предложил немного пофантазировать: 

"Представьте, что налоговые отношения – это боксерский ринг. В одном углу – бизнесмен, в другом – налоговик с дубинкой. Кто победит? По-моему, ответ здесь очевиден, – сказал он под бурные овации. – Дубинка – это уголовный процесс. И весь следственный арсенал. И соответственно, если в руках у человека есть дубинка, мы атрофируем его профессиональную деятельность. Он не будет стремиться выводить новые инновационные технологии, цифровизацию и другие инструменты, которые будут позволять ему анализировать и выявлять именно тех нарушителей, именно тот теневой бизнес. А ему удобно, потому что 35 тысяч контрагентов, и у них план на четыре года проверок. То есть, не заморачиваясь, сегодня можно по одному потихонечку проверять, и прекрасные будут показатели. Поэтому сегодня мы эту дубинку забираем". 

При этом он признал: на первых порах после отмены статьи 215, конечно, будет дискомфорт – разделение, новые подходы будут болезненными. Но бизнесу не надо унывать. "Уважаемые господа бизнесмены, болезнь слишком запущена. И сегодня мы не сможем витаминами и таблетками лечить. Придется именно какие-то хирургические вмешательства проводить. Необходимо внедрять и улучшать мировой опыт, новые технологии, электронные счета-фактуры, безналичные расчеты. Все это для того, чтобы сделать операции прозрачными и законными. Вот тогда получится стимул попасть в зеленую зону, и чтобы тебя оставили в покое, – сказал господин Ахметжанов, чем снова сорвал бурные овации. И тут же, словно засмущавшись, попросил: – Аплодисменты преждевременны". В зале раздался дружный смех.

"Потому что никто не снимает ответственности за уклонение от уплаты налогов, – продолжил он под усилившийся хохот. И уже более размеренно объяснил: – фактически статья 245 будет адресно использована именно в отношении нарушителей: кто создал лже-фирму, он тоже не уходит, он соучастник, он будет привлекаться по части 2 статьи 245. Но необходимо отметить, что это уже не бизнесмен, это волк в овечьей шкуре. И к нему мы будем применять уже другие нормы общеуголовного характера. И самое главное, сегодня необходимо, важно поменять идеологию борьбы с теневой экономикой. И мышление самого бизнеса. Наша цель – создать атмосферу общей нетерпимости к неплательщикам, под ними должна буквально гореть земля". 

Пока предприниматели вытирали проступившие от смеха слезы, он продолжил рассказывать:

"Это как в футболе. Если имеется честная игра по правилам, то там игрок сам аппелирует к судье и говорит, что он использует нечестные приемы. Сегодня, к сожалению, бизнес-сообщество молчит, если конкурент недобросовестными методами пожирает его хлеб, забирает его рабочие места, забирает его рынок. Сегодня это основная болезнь. Не должно быть недобросовестной конкуренции, должна быть тотальная борьба с теневой экономикой. Вы если видите – мы должны этого игрока удалить с поля. 

Здесь мы должны представить себе, что мы находимся в лодке, и государство всегда будет давать все поощрения, и если будем грести только в одну сторону, то мы будем крутиться на месте. Поэтому если будем работать сообща – поплывем вперед. В итоге мы получим добросовестную конкуренцию и здоровый предпринимательский дух, основанный на состязательности и добросовестности".

На этой ноте господин Ахметжанов покинул трибуну. Под бурные и долгие овации предпринимателей.

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться