/img/tv.svg
RU KZ
FTSE 100 7 610,70 РТС 1 634,32 DOW J 29 201,99 Hang Seng 28 338,57 KASE 2 354,22 Brent 64,30
Погода:
-7Нур-Султан
-4Алматы
FTSE 100 7 610,70 РТС 1 634,32
DOW J 29 201,99 Hang Seng 28 338,57
KASE 2 354,22 Brent 64,30
Объединение АРЭК и Астана-РЭК даст снижение тарифа на 5%

Объединение АРЭК и Астана-РЭК даст снижение тарифа на 5%

В минэкономики сейчас обсуждается обоснованность слияния электросетей столицы и прилежащего региона.

14 Январь 2020 14:23 2110

Объединение АРЭК и Астана-РЭК даст снижение тарифа на 5%

В этом году тарифы ЖКХ развернутся в сторону увеличения после передышки в ушедшем, обусловленной снижением тарифов на электричество. Inbusiness.kz переговорил с главой департамента регулирования естественных монополий Нур-Султана Булатом Танабергеновым и генеральным директором ТОО «Астанаэнергосбыт» Александром Зинкевичем о том, насколько большим будет рост цен на электроэнергию в столице в новом сезоне.

– Г-н Танабергенов, расскажите, пожалуйста, о повышении тарифов ЖКХ в столице в этом году, почему это происходит, когда были утверждены заявки и какие изменения были в прошлом году, с какой базы будет повышение?

Б. Т.: В соответствии с законом о естественных монополиях в 2015 году были утверждены предельные уровни тарифов для базовых субъектов естественных монополий на период 2016-2020 годы с ежегодным увеличением тарифов для базовых субъектов по производству тепла – это «Астана-Энергия», передачу тепловой энергии у нас осуществляет «Астана-Теплотранзит» и снабжение тепловой энергии – «Астанаэнергосбыт». В сфере водоснабжения, водоотведения – ГКП «Астана су арнасы», единственно, по «Астана су арнасы» был утвержден единый тариф на пять лет. По остальным субъектам был утвержден тариф с ежегодным ростом, начиная с 2016-го и заканчивая 2020 годом.

– Они будут заново подавать заявки на пять лет в этом году?

Б. Т.: Да, должны выходить в середине 2020 года с вводом действия с 1 января 2021 года. Касательно тарифов – по «Астана-Энергия» на 2020 год был утвержден тариф в размере 1891 тенге за Гкал. Ежегодно сами субъекты на протяжении последних двух-трех лет практически не доходили до уровня, утвержденного департаментом. Как известно, они имеют право снижать или повышать тариф не выше уровня, утвержденного уполномоченным органом. Если в 2019 году по «Астана-Энергии» действовал 1549 тенге, это все я без НДС говорю, то в 2020 году при утвержденном 1891 тенге будет действовать 1672 тенге. Рост от действующего в 2019 году тарифа – 7,9%. То же самое по «Астана-Теплотранзит» – при утвержденном 1346 тенге на Гкал субъект нам подал уведомление о том, что снижает до уровня 1213 тенге с начала 2020 года. И в среднем по снабжению тепловой энергии у нас получается порядка 8% роста с 1 января 2020 года, в том числе для населения рост будет в размере 5%, для юрлиц и прочих организаций – 10%. Напомню, в прошлом году с начала года практически по всем базовым субъектам было снижение тарифов на 10% для населения.

– В 2018 году тоже снижали вроде как, компенсирующий тариф вводили.

Б. Т.: Вводили и в 2018, в 2019 году по поручению было снижено на 10%, а в 2020 году для населения мы даем только 5%.

– Надбавка «Астанаэнергосбыт» по теплу останется 25 тенге?

Б. Т.: Надбавка не меняется, ничего не меняется у «Астанаэнергосбыт», увеличивается тарифы по производству у «Астана-Энергии» и передаче «Астана-Теплотранзит».

По ГКП «Астана су арнасы» также здесь тариф был утвержден единый на все пять лет, средний по водоснабжению 94,25 тенге за куб, по водоотведению 87,86 тенге. На 1 января 2020 года, если практически утвержденный тариф для населения составляет 44,80 тенге, но в этом году фактически будет 40,70 тенге без НДС. Рост на 10% от ранее действовавшего, практически возвращаемся к тому, что снижали с января 2019 года. По водоотведению также для населения рост составит 10%.

– По «Астана-РЭК» суд недавно отменил решение предыдущей инстанции, получается, ваша позиция по их тарифу оказалась правильной?

Б. Т.: Да, на сегодняшний день, если утвержденный тариф на 2020 год составляет 3,11 тенге на кВт-час, он будет действовать фактически на уровне в 2,97 тенге. Мы ввели в прошлом году компенсирующий тариф, сейчас на протяжении полугода практически в суде находилось дело, и на сегодняшний день вынесено уже решение в пользу департамента.

– Какие-то перерасчеты будут у них за то, что на своем тарифе настаивали они?

Б. Т.: Здесь перерасчета не будет, потому что у субъекта выставляли счета, какие есть на сегодняшний день, увеличения практически не было, и, кроме того, 2,8 тенге тариф выставлялся в прошлом году, хотя утвержденный на 2019 год 3,1 тенге. Он остается на том же уровне, несмотря на решение суда, там были компенсирующие тарифы, потом они тоже снижали по поручению так же, как и все остальные субъекты. Поэтому здесь перерасчета никакого не будет. Эти услуги по передаче электрической энергии находятся в тарифе «Астанаэнергосбыт».

В декабре месяце «Астанаэнергосбыт» зашел в департамент с заявлением о предстоящем повышении цены, в его проекте среднеотпускной тариф составил 15,43 тенге, в том числе для населения 12,82 и для прочих 18,07 тенге за кВт-час. Причины роста – рост цен на услуги энергопроизводящих организаций, станциям практически всем увеличение произошло, у транспортирующей организации повысилась цена, закуп мощности, и также по решению суда вознаграждение банка мы на сегодняшний день включаем. Поэтому среднеотпускной тариф составил 14,1 тенге – рост 11%. Населению здесь мы предусмотрели только 10% роста, прочим потребителям – 16,87 тенге, или 16% роста.

Последний раз практически для «Астанаэнергосбыт» утверждался тариф в 2015 году. С 1 января 2016 года он составлял 14,59 тенге, далее в 2018 году один раз снизился, в 2019 году с января также повторно было снижение до уровня 12,62 тенге, и на 1 января 2020 года тариф составляет 14,1 тенге, то есть даже практически ниже уровня 2016 года, когда он составлял 14,59 тенге. Субъект заявлял 15,43 тенге за киловатт-час повышение. Мы, рассмотрев все эти затраты, некоторые из них исключили, и вот такой средний тариф 14,1 тенге, а для населения на 10% увеличивается.

– «Астанаэнергосбыт» в этом году также будет убыток терпеть?

А. З.: Есть понятие еще дифференциации тарифов, она сама по себе всегда является убыточной. Грубо говоря, это зависит от нескольких видов дифференциаций, избежать которых невозможно. Допустим, на сегодня предусмотрен какой-то удельный вес физлиц и юрлиц. У нас идет всегда разница в сторону только физических лиц по двум причинам: само население прибывает в город, и компании-застройщики, которых очень много, которые раньше весь объем потребляли как юрлицо, дом достроили, ввели в эксплуатацию, квартиры сдали – это стали теперь физлица. Объем юрлица ушел, превратился в физлиц. Вместе с тем конкуренция на рынке, даже три причины. Поэтому у нас ежегодно идет изменение удельных весов, которые ни мы, ни КРЕМ предугадать не могут, какой он будет. В итоге получается, что всегда в сторону увеличения населения и, соответственно, когда это происходит, мы начинаем нести убытки, это процесс неизбежный, который при очередном утверждении тарифа заново рассматривается, если есть там убытки, они вкладываются в новый тариф, либо, если получается доход, то они нивелируются, снимаются. Доходы мы еще ни разу не получали, от дифференциации были только убытки. Поэтому тут предугадать невозможно.

По каким статьям расходов произошло снижение по вашей тарифной заявке? Кажется, у вас повышение закладывалось на 2,8 тенге?

А. З.: Департамент в рамках проведения экспертизы цены посчитал, что у нас необоснованно большие затраты по зарплате. Срезали именно в этой части и затраты по вознаграждению банков, две статьи. В основном зарплату, мы закладывали в нашу сбытовую составляющую только заработную плату, потому что она у нас не менялась с 2016 года по 2019 год фактически. Правилами вроде как предусмотрена индексация на уровень инфляции, каждый год она была, но за весь этот период зарплаты нам не дали, в сбытовой части нашей сокращение затрат произошло.

– Вы будете сокращать персонал?

А. З.: Нет, сокращать не будем. Мы работаем в рамках тех зарплат, которые были в 2016 году, у нас постоянно были намерения увеличить заработную плату, довести ее до уровня средней по отрасли в городе. Соответственно, для того, чтобы увеличить, нам нужно было поднять тариф на этот уровень. Пока нам на этот уровень увеличение не дают, поэтому мы работаем на уровне прежних зарплат, естественно, у нас с этим есть проблемы, понятно, это отток персонала постоянно, миграция квалифицированных кадров.

– Получается, на 1,5 тенге повышение тарифа на электричество будет?

Б. Т.: Да.

– Это именно для населения, для бизнеса – на два тенге получается?

Б. Т.: Здесь получается 10% роста для населения, 16% для прочих – бюджетных, юридических лиц. Эта вся информация была уже субъектами доведена в средствах массовой информации до потребителей.

Еще хотел бы отметить один момент, такой анализ небольшой провели. По населению с учетом того, что с 1 января 2020 года тепло выросло на 5%, водоснабжение и водоотведение на 10%, электричество на 10%, есть такой небольшой анализ, сколько будет платить население в однокомнатных, двухкомнатных квартирах по всем тарифам, с учетом теплоснабжения, электроснабжения, горячего теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Посчитав весь этот рост, можно увидеть, что с однокомнатной квартиры на двух человек с прибором учета разница составит по всем комуслугам всего 460 тенге в месяц. По двухкомнатной квартире – порядка 500 тенге на трех человек. Трехкомнатная на четырех человек – 627 тенге. Это учитывая отопительный сезон. Практически за трехкомнатную квартиру будет 600 тенге переплачивать семья.

– По дифференциации тарифов на электричество для бизнеса – для этой прослойки потребителей сильно повысили тарифы. Получается, она продолжит утекать к другим энергосбытовым организациям, по крайней мере, крупные потребители. В итоге все равно это будет как ком нарастать, и в следующем году, наверное, опять придется повышать из-за того, что будет меньшее количество потребителей среди юрлиц, которые субсидируют население практически. Может, нужно уравнять тарифы между бизнесом и населением, непонятно, почему бизнес должен платить больше, ведь он и налоги платит. В Алматы, к примеру, все одинаковый тариф платят. Такие разговоры были в акимате, это обсуждалось?

А. З.: Да, этот вопрос обсуждался. Не только в акимате, но и на уровне миннацэкономики. В настоящее время создана рабочая группа, которая будет этот вопрос обсуждать и рассматривать. Что касается убрать дифференциацию – здесь ее одномоментно убрать невозможно, потому что это сразу вызовет для населения высокий рост и поэтому тут либо рассмотрение вопроса какого-то поэтапного нивелирования разницы, постепенного роста для населения и снижения для юридических лиц, чтобы в итоге где-то на какую-то нулевую составляющую выйти, чтобы тариф был для всех одинаковый. Но это опять же нужно тогда делать какие-то определенные аналитические выводы, чтобы в законодательстве убрать эту дифференциацию либо ее оставить. Либо второй момент здесь уже составляющий, грубо говоря, тут рассматривается вопрос по преимущественному праву именно гарантирующего поставщика для приобретения более дешевой электроэнергии и так далее. На сегодняшний момент есть ряд буквально направлений для решения этой задачи – три или четыре. Они на стадии рассмотрения, я думаю, что в первом квартале уже будет каким-либо образом решено в той или иной степени, и какое-то нивелирование произойдет, может быть, какая-то более дешевая электроэнергия будет у гарантирующего поставщика. Гарантирующим поставщиком являемся мы – это тот субъект, который работает преимущественно с населением, все население у нас. И, чтобы выровнять все вещи, наверное, в первом квартале, я думаю, что этот вопрос уже будет решен. Какие-то выводы будут сделаны, и будут вноситься соответствующие изменения в законодательство.

– Как у гарантирующего поставщика какая у вас сейчас доля по квартирам в Нур-Султане?

А. З.: По населению у нас 95-96%, это такой показатель плавающий, потому что есть компании «Темиржолыэнерго», которая полностью свою часть города, район снабжает. А в городе это практически 100% населения наше.

– Насколько я понимаю, Астанинская энергосбытовая компания (АЭСК) себе забрала частный сектор. А какова в целом у вас доля по городу, сколько электроэнергии вы закупаете у «Астана-Энергия»?

А. З.: Если брать закупку у «Астана-Энергия», мы покупаем половину от общего объема, а половину мы покупаем на внешних источниках – Экибастузских ГРЭС-1, ГРЭС-2. Соответственно, тут еще дополнительно возникает транспортировка KEGOC – это затраты, которые непосредственно влияют на тариф и в связи с чем как раз-таки в рамках этой рабочей группы рассматривается вопрос о предоставлении преимущественного права именно от «Астана-Энергия» гарантирующему поставщику больший объем закупать здесь, чтобы было меньше внешнего закупа и меньше транзита по сетям KEGOC.

– При покупке у ГРЭС электричество проходит через Акмолинскую РЭК также?

А. З.: Да, электроэнергия проходит через сети трех РЭК – это национальная сеть KEGOC, потом Акмолинская РЭК и Астана-РЭК. В настоящее время уже достаточно длительный период весь этот год идут рабочие группы по реализации программы в рамках 51 шага по объединению двух РЭК – Акмолинской и Астана-РЭК, что по расчетам дает снижение тарифа на транзит в двух регионах сразу. Это целиком по Акмолинской области и в городе Нур-Султане. На данный момент эти совещания уже вынесены на более высокий уровень, там должны будут производиться определенные доклады, расчеты в полном объеме на уровне миннацэкономики, то есть вопросы целесообразности объединения. Предварительно все расчеты показывают, что это будет однозначное снижение в двух регионах, и, насколько я помню, следующее заседание рабочей группы состоится где-то в начале февраля, причем уже как бы даже не с последними выкладками, на основании которых уже будет приниматься какое-то определенное решение по объединению. Это тоже даст снижение порядка 5%.

– Если объединить генерацию, передачу и сбыт, это как-то снизит цену на электричество?

А. З.: Вся мировая практика и то, что было у нас. Генерация и РЭК всегда были разделены, в свое время до 1997 года, насколько я помню, занимались энергоснабжением. Но как раз-таки в рамках прозрачности тарифов, поскольку снабжение даже если находилось в структуре РЭК – оно существенных снижений никаких не несло, это был такой же самый департамент, с теми же самыми контролерами, может быть, там если несколько человек поменялось или перегруппировалось, то существенно не отразилось бы на самом тарифе. Но как раз-таки обусловлено это было мировой практикой и прозрачностью, чтобы возможно было вести, отделять разные виды деятельности друг от друга и целиком их тарифицировать, чтобы полностью понимать, поэтому это было сделано. И второй момент, поскольку РЭК – это субъекты естественных монополий, а мы всегда шли к развитию конкуренции в стране, поэтому энергосбытовые организации это продажи электрической энергии, это конкурентный рынок. Поэтому их тоже выделили, поскольку субъект естественных монополий не может находиться в конкурентной среде. У него вид деятельности вообще другой, и сфера, под которую он подпадает, законодательная, она другая.

– Сколько вы предлагаете объем преимущественного права закупа – 75%, 90%?

А. З.: Я не могу пока этого предлагать, поскольку в рабочую группу именно сам субъект не входит, поэтому на уровне государственных органов – они с точки зрения всех нормативно-правовых актов и законов, подзаконных, рассматривают этот момент, потому что сейчас, насколько я слышал, закон о естественных монополиях меняется, целиком даже в феврале планируют его, и оттуда пойдет изменение всех подзаконных актов. Поэтому я думаю, что это будет обсуждаться помимо того, что сейчас это пока что только в рамках госорганов, дальше это будет вынесено на Казахстанскую электроэнергетическую ассоциацию и прочие аккредитованные компании, которые участвуют в нормотворчестве. Соответственно, с учетом всех этих мнений будет выработан некий механизм, алгоритм, пока сказать, какой будет процент, сложно.

– С «Астана-Энергия» вы какие-то переговоры вели, чтобы они вам давали большую часть электричества, может, в акимате какие-то обсуждения были? Какая у них позиция?

Б. Т.: Здесь на уровне акимата эти разговоры велись. Курирующий заместитель рассматривал эти вопросы, чтобы большую часть предоставить, но есть и другие субъекты естественных монополий, в том числе которые напрямую берут у «Астана-Энергия», скажем, те же самые «Астана-Теплотранзит», «Астана су арнасы», освещение города. Все это закупается напрямую у станции «Астана-Энергия», соответственно, здесь как-то повлиять, чтобы больше давали «Астанаэнергосбыту» как гарантирующему поставщику, такой возможности нет.

А.З.: Только в рамках законодательства измененного.

– Вы говорили на слушаниях, что у нас в городе как минимум семь энергосбытовых организаций работает. В конце декабря был интересный кейс судебный, где департамент выиграл дело против двух энергосбытовых организаций – они продавали в цепочке электроэнергию друг другу, в итоге зарабатывали. Насколько я понимаю, согласно законодательству они не могут друг другу продавать. Если такие недобросовестные поставщики есть, может, их нужно убирать с рынка волевым решением?

Б. Т.: Здесь согласно законодательству запрещается реализация энергоснабжающей организации другой энергоснабжающей организации – это по заявлению еще прежнего департамента по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей, произошла реорганизация. В то время было обращение, мы рассмотрели. Да, был процесс судебный, наложены штрафы по 50 млн тенге на каждую организацию. На сегодняшний день деятельность одной из них уже приостановлена на основании того, что они сами подали к нам заявление о прекращении деятельности. Если таковые нарушения будут, конечно, они выявляются и, соответственно, прекращаются такие действия.

– Какой ценовой коридор у конкурентов «Астанаэнергосбыт» по юрлицам?

А. З.: У всех разный, более того, что у всех разный внутри каждой компании, он может быть для одного предприятия быть один, для другого другой. Это предприятия, субъекты, которые не регулируются уполномоченным органом, у них нет единого тарифа, и в рамках конкуренции между собой уже кто как с кем договорится, такой тариф и устанавливается. Где-то он, по-моему, на тенге или чуть больше тенге ниже, чем у нас.

– Аким обещал, что будет повышение зарплаты работникам «Астана-РЭК». Это как-то отразится на тарифе, они будут закладывать туда это?

Б. Т.: Тариф утвержден по 2020 год, поэтому его изменение не ожидается в сторону увеличения. Только в рамках действующих тарифов, дополнительного увеличения тарифов в 2020 году не ожидается.

– По АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии – Ред.) – «Астана-РЭК» внедряла его, бешеные деньги затрачивались, большую часть тарифной заявки занимали. Это как-то повлияло на их снижение затрат, контролеры ведь меньше нужны будут, дистанционно все показания будут доставляться?

Б. Т.: АСКУЭ на сегодняшний день еще не завершена программа полностью по РЭКу. Те мероприятия, которые были заложены в инвестиционной программе, они исполняются. Ежегодно каждый субъект нам предоставляет отчет об исполнении, к примеру, до начала мая этого года о проведенных мероприятиях в прошлом году. Если произошло неисполнение, соответственно, будет компенсирующий тариф. Поэтому эти моменты нами контролируются. Да, если полностью город обвяжут АСКУЭ, соответственно, некоторые мероприятия будут исключены в дальнейшем.

Данияр Сериков

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

«Астанаэнергосбыт» представил проект повышения тарифов на электроэнергию

Сбытовая компания хочет возместить убытки, возникшие из-за дифференцированных тарифов для населения.

26 Декабрь 2019 08:23 3164

«Астанаэнергосбыт» представил проект повышения тарифов на электроэнергию

«Астанаэнергосбыт» представил на общественных слушаниях в столице проект заявки на увеличение предельной цены электроэнергии в рознице до 15,43 тенге за кВт*ч без НДС, где в случае утверждения тарифа физлица должны будут оплачивать 12,82 тенге за кВт*ч в рамках минимальной нормы потребления, а юрлица – 18,07 тенге за киловатт-час. Ранее предельная ставка была в среднем 12,62 тенге на кВт*ч без НДС с дифференциацией 10,33 тенге за кВт*ч для населения и 14,54 тенге за кВт*ч – для организаций.

Напомним, «Астанаэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии в Нур-Султане, то есть сбытовой организацией, которая обязана заключать договоры о поставке электричества со всеми пожелавшими потребителями, и поэтому является субъектом с большой долей общественно значимого рынка, где необходимо уведомлять местный департамент комитета регулирования естественных монополий (ДКРЕМ) в случае увеличения предельных тарифов. Госорган может не согласиться с уровнем повышения, если по содержанию тарифной заявки возникнут какие-либо претензии. Кроме «Астанаэнергосбыта», в столице есть еще не менее семи энергосбытовых компаний, чья деятельность не регулируется из-за их малой доли рынка и которые в основном работают с юрлицами, таким образом создавая конкуренцию на поле коммерческих и бюджетных организаций.

По словам главы «Астанаэнергосбыта» Александра Зинкевича, тариф сбытовой компании не менялся в сторону увеличения с 2016 года, в 2016-2018 годы он находился на одном уровне, а в этом году был снижен. В начале слушаний он также напомнил, что предельная сбытовая цена на электроэнергию состоит из затрат на покупку электроэнергии у электростанций, услуг на транспортировку электричества по сетям KEGOC и РЭК, тарифа на мощность, а также расходов на содержание самой энергосбытовой компании. Сейчас некоторые из этих тарифных компонентов представлены в заявке «Астанаэнергосбыта» в предварительном проекте, поскольку до конца еще не утверждены уполномоченными органами. При этом сбытовые тарифы дифференцированы для населения и юрлиц, а также сгруппированы по объемам потребления.

Убытки с экономией

Если верить прогнозу «Астанаэнергосбыта» на этот год, то компания закончит его с фактической ценой электроснабжения в 12,3 тенге за кВт*ч при согласованной ДКРЕМ ставке 12,62 тенге. Нужно отметить, что это значительно ниже уровня прошлого года, когда фактическая цена была 13,78 тенге за кВт*ч при согласованной 14,37 тенге. Как известно, тариф на выработку электричества у электростанций был снижен в этом году, и такое уменьшение повлекло за собой падение ставки за транспортировку электроэнергии с сокращением стоимости потерь на электросетях. Кроме того, в последние годы у «Астанаэнергосбыта» происходит отток юрлиц к другим энергосбытовым компаниям, которые не используют дифференцированные тарифы, чтобы субсидировать население, в итоге по повышенному тарифу платят все меньше организаций. К слову, в Алматы юридические и физические лица платят за электроэнергию одинаково, что более справедливо.

Таким образом, фактическая сбытовая надбавка за первые 10 месяцев 2019 года зафиксирована в размере 0,78 тенге за кВт*ч при утвержденной регулятором тарифной стоимости сбытовой услуги «Астанаэнергосбыта» в 0,58 тенге за кВт*ч. В прошлом году по факту надбавка была на уровне 0,81 тенге за кВт*ч, а согласованная сбытовая наценка оставалась на уровне 0,69 тенге за кВт*ч. У компании сложился фактический убыток по электроснабжению за последние два года на 1,8 млрд тенге, где 614 млн тенге, согласно прогнозу, уйдут в минус в этом году, говорится в презентации компании. Убыток по факту по сбытовой надбавке за 10 месяцев этого года составил 305 млн тенге, а в прошлом – 253 млн тенге.

В последние годы «Астанаэнергосбыт» недополучает доход из-за применения дифференцированных тарифов и снижения объемов реализации, очевидно, за счет оттока юрлиц. В 2016 году компания испытывала доходные потери в 948 млн тенге, в 2017-м – 1,184 млрд, в 2018-м – 1,213 млрд тенге, в 2019-м недополученная выручка, по прогнозам, составит 614 млн тенге. Поэтому в качестве возмещения убытков от дифференциации в структуру предельной цены на следующий год заложены 1,8 млрд тенге, говорится в раздатке компании.

При этом «Астанаэнергосбыт» смог добиться экономии при покупке и транспортировке электричества в 2018 году на 1 млрд тенге, где на 986 млн тенге было меньше затрачено на генерацию и на 37 млн тенге – на услуги электросетей. В 2019 году к этим составляющим конечной цены на электроэнергию добавился тариф на мощность. В результате сэкономить за этот период удалось гораздо меньше – 220,5 млн тенге, так как убыток при покупке мощности сложился в 265 млн тенге, притом что экономия при приобретении электроэнергии составила 264 млн тенге, а расходы на транспортировку были меньше на 221,6 млн тенге, заложенных в тарифе.

В разрезе конечного тарифа экономия по покупке и транспортировке электроэнергии в 2018 году составила 0,50 тенге за кВт*ч при согласованной с ДКРЕМ тарифной ставке в 13,59 тенге с покупкой электроэнергии у станций за 7,91 тенге за кВт*ч и транспортировкой за 5,69 тенге за кВт*ч, но фактическая цена покупки составила 7,43 тенге на кВт*ч, а стоимости передачи – 5,67 тенге на кВт*ч. В 2019 году с добавлением компонента затрат на мощность тарифная экономия снизилась до 0,11 тенге за кВт*ч, так как на тариф на мощность с ДКРЕМ согласовывалась ставка в 1,01 тенге за кВт*ч, но по факту она вышла 1,14 тенге, в то время как реальная цена покупки электричества в действительном тарифе 11,83 тенге за кВт*ч составляла 5,39 тенге на кВт*ч и транспортировки – 5,3 тенге, что складывалось меньше утвержденного ДКРЕМ тарифа в 11,94 тенге за кВт*ч с согласованной ценой покупки в 5,53 тенге за кВт*ч и транспортировки в 5,41 тенге за кВт*ч.

В презентации указывается, что с 2015 года компания снизила реализацию с 2,212 млрд кВт*ч до 1,957 млрд кВт*ч в этом году, а в следующем прогнозируется, что объемы упадут до 1,916 млрд кВт*ч. Причем если четыре года назад юрлица потребляли 65% поставляемой «Астанаэнергосбытом» электроэнергии, то теперь соотношение с физлицами практически сравняется в 2020 году. Скорее всего, это связано с тем, что ежегодно в столице вводится по 15-20 тыс. квартир, которые передаются от строительных компаний в пользование домохозяйств. В целом снижение потребляемых объемов электричества юрлицами с 2015 года по 2018 год составило 312 млн кВт*ч с их оттоком в другие энергосбытовые компании, а потребление населением выросло за этот период на 151 млн кВт*ч. Всего у «Астанаэнергосбыта» 304 тыс. потребителей, 290 тыс. из них являются лицевыми счетами физлиц, говорится в презентации компании, а в целом количество абонентов выросло на 88 тыс. за последние пять лет, очевидно, за счет подключения примерно свыше 85 тыс. физлиц, владеющих жильем. Проблема в том, что физлица платят ниже себестоимости усредненного на количество потребителей тарифа, а юрлица платят выше, но с их оттоком убытки по физлицам не удается компенсировать, что выливается в увеличение размера среднего тарифа, объяснил Зинкевич. 

Процент собираемости платы за электроэнергию по населению у «Астанаэнергосбыта» составляет 99%, а объем долгов на нынешний момент составляет примерно 800 млн тенге, уточнил глава компании.

Факторы роста

Главным фактором для предлагаемого «Астанаэнергосбытом» роста тарифа является повышение тарифных ставок на выработку и транспортировку электричества, а также на мощность, из которых фактически и состоит конечная цена на электроэнергию для населения, где сбытовая компания устанавливает небольшую надбавку.

Так, средневзвешенная цена закупа электроэнергии у станций повысилась с 5,53 тенге за кВт*ч до 5,75 тенге за кВт*ч. Примерно 58% всего электричества, или 1,1 млрд кВт*ч, «Астанаэнергосбыт» покупает у столичной ТЭЦ-2, ее тариф повысится с 4,87 тенге за кВт*ч до 5,06 тенге за кВт*ч, а остальное – у экибастузских ГРЭС, чье электричество становится дороже с транзитом KEGOC. У ГРЭС-1 ставка останется на прежнем уровне, а у ГРЭС-2 повысится на 4% – с 7,31 тенге за кВт*ч до 7,73 тенге за кВт*ч. Еще немного электричества закупает у «Севказэнерго», уточнил Зинкевич, комментируя вопрос inbusiness.kz.

По цене транспортировки электричества повышение происходит по линиям KEGOC на 0,301 тенге на кВт*ч, или 12%, Астана-РЭК – на 0,22 тенге за кВт*ч и АРЭК, аффилированной с «Астанаэнергосбытом», – на 0,43 тенге за кВт*ч, или 10%. Из-за этого в целом тариф на транзит повысится с 5,41 тенге за кВт*ч до 5,82 тенге. Здесь можно предположить, что если бы местная ТЭЦ продавала «Астанаэнергосбыту» все свое электричество, то затраты на его транспортировку по городу были бы гораздо меньше, а значит, и конечная цена была бы ниже. Но часть своего электричества «Астана-Энергия» продает другим энергосбытовым компаниям, которые работают с юрлицами, отметили на слушаниях.

Еще одним фактором для увеличения окончательной цены на электричество у «Астанаэнергосбыта» является повышение в проекте тарифа на мощность с прежнего, 1,01 тенге на кВт*ч, до 1,65 тенге. Это происходит из-за роста стоимости мощности с 613 тыс тенге за МВт до 806 тыс. тенге. Из-за этого «Астанаэнергосбыт» заплатит за готовность к эксплуатации электрической мощности электростанций 3 млрд тенге, уточнили на слушаниях, что гораздо больше уровня этого года в 2,3 млрд тенге. Кроме того, несколько повысится тариф на балансировку – с 0,088 тенге за кВт*ч до 0,098 тенге.

В проекте предполагается, что сбытовая надбавка «Астанаэнергосбыта» вырастет в следующем году до 1,81 тенге за кВт*ч, что составит примерно 11,7% в предлагаемой цене за электричество, с фактического уровня в 0,78 тенге в 2019 году при утвержденной ДКРЕМ на этот период ставке 0,58 тенге. Такой значительный рост в компании аргументируют необходимостью выплаты процентов банку за пополнение оборотных средств, что потребует 0,82 тенге на кВт*ч, ведь «Астанаэнергосбыт» вовремя оплачивает за электричество станциям, в то время сбор денег с потребителей занимает время. Более того, в надбавку добавятся услуги «Астана-ЕРЦ» в расчете 0,04 тенге на кВт*ч, или примерно 68 млн тенге в год. Ранее эти расходы не закладывались в конечном тарифе для населения. Также наценка учитывает рост затрат на оплату труда и сопутствующих налогов, что добавит примерно 0,39 тенге на кВт*ч. Расходы на содержание сервис-центров снизятся на 9%, или 0,02 тенге на кВт*ч, детализируется в презентации. Объемы реализации электроэнергии у «Астанаэнергосбыта» падают при сохраняющихся затратах, поэтому надбавка растет, аргументировал Зинкевич в своем выступлении.

Отметим, что по городу у «Астанаэнергосбыта» есть пять сервис-центров и головной офис. Всего в сбытовой организации работает около 690 сотрудников. Средняя зарплата сотрудника в этом году составляла 128,6 тыс. тенге, что ниже уровня среднемесячной зарплаты по столице, которая сейчас, по данным «Астанаэнергосбыта», составляет 308 тыс. тенге. Согласно нормативам, зарплата должна была индексироваться по уровню официальной инфляции, но этого не происходило с 2016 года, уточнил Зинкевич. Поэтому в проекте тарифной заявки компания предлагает заложить на одного работающего зарплату в 186 тыс. тенге. К слову, по данным единого расчетного центра (ЕРЦ), в Нур-Султане сейчас 80% оплат услуг ЖКХ осуществляется через интернет-банкинг, 16% – через кассу и 4% – через терминалы.

Таким образом, «Астанаэнергосбыт» предлагает нарастить предельную цену на электроэнергию в следующем году на 2,81 тенге на кВт*ч, или 22%, где 5,75 тенге – это будет средняя цена на электроэнергию у станций, 1,65 тенге на кВт*ч будет стоить тариф на мощность, 5,82 тенге на кВт*ч уходить на транспортировку, 0,10 тенге на кВт*ч – на балансировку и услуги КОРЭМ (Казахстанский оператор рынка электричества и мощности), 0,30 тенге на кВт*ч – на возмещение убытков от применения дифференцированных тарифов и самой надбавки «Астанаэнергосбыта» в 1,81 тенге на кВт*ч, поясняется презентации.

По итогам проведенного публичного слушания с учетом высказанных замечаний и предложений ДКРЕМ будет принято решение 27 декабря, говорится на сайте комитета регулирования естественных монополий.

Данияр Сериков

Вернуть дифференцированные тарифы на электричество потребовали депутаты

В Казахстане сложилась ситуация, когда, несмотря на профицит электричества, цены на него растут. Об этом заявил мажилисмен Роман Ким, сообщает inbusiness.kz.

18 Декабрь 2019 14:11 3246

Вернуть дифференцированные тарифы на электричество потребовали депутаты

Фото: kaztag.info

По словам депутата, сегодня от высокой стоимости электричества страдают потребители, сельхозтоваропроизводители, переработчики сельскохозяйственного сырья, а также сельские жители. Он напомнил, что в 2017 году в Казахстане отменили дифференциированный тариф на электричество.

«Что изменилось с тех пор? Отвечу – возросли только расходы граждан и сельхозтоваропроизводителей. А ведь рынок и население в свое время поверили правительству, закупили и установили недешевые двухтарифные счетчики и другое оборудование, перестроили производственный процесс и работу трудовых коллективов», – сказал он.

Мажилисмен добавил, что одновременно с отменой дифференцированных тарифов были введены нормы, обязывающие министерство энергетики за счет устранения излишних посредников из числа энергопередающих компаний снизить тарифы.

«Но опять о каком снижении тарифа на электроэнергию можно говорить, когда ее транзит происходит по длинной цепочке от станции до потребителя, настолько длинной, что возрастает по пути в три и более раз. При этом каждый участник не упускает свою прибыль. Так, к примеру, электроэнергию для Костанайской области поставщик «Межрегионэнерготранзит» покупает у Экибастузской ГРЭС по цене семь тенге за 1 кВт*ч и продает ее не напрямую, а через множество других компаний-посредников. В итоге, дойдя до реального фермера, она стоит уже 23 тенге. Что практически разоряет последнего», – возмутился он.

По мнению депутата, сегодня в Казахстане наблюдается парадоксальная картина: чем больше производим электроэнергии, и в стране наблюдается ее профицит, тем выше становятся тарифы.

«При этом более 51% производимой электроэнергии в стране продают на закрытых торгах, видимо, есть что скрывать. Непонятно, как можно, с таким профицитом электроэнергии в ночное время, когда электроэнергия в избытке и некуда ее девать, а также продолжающей работой по сокращению излишних посредников нельзя вернуться к ночному тарифу. Наверное, минэнерго выгоднее продавать электроэнергию по бросовой цене с той же Экибастузской ГРЭС в соседнюю Россию, чем отдавать своим потребителям», – считает Ким.

В связи с этим он настоятельно попросил принять более действенные меры по ликвидации излишних посредников между объектами генерации и потребителями электроэнергии. А также рассмотреть вопрос возврата дифференцированных тарифов на электроэнергию с разработкой и внедрением гибкой схемы тарифообразования, предоставив право выбора потребителю заключать договоры либо по дифференцированному по зонам суток, либо по одноставочному тарифу, как в большинстве развитых стран мира.

Дана Карина

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: