Казахстану необходимы национальные военные стандарты. Как заявил министр оборонной и аэрокосмической промышленности Бейбут Атамкулов, сегодня отсутствие стандартов на военную продукцию приводит к серьезным коррупционным рискам при выполнении государственного оборонного заказа.
"Министерством проведен анализ действующего механизма гособоронзаказа, который свидетельствует о необходимости его совершенствования, в том числе в части повышения его прозрачности, эффективности использования бюджетных средств. Во-первых, это вопрос ценообразования на продукцию и услуги. Нет государственного органа, наделенного компетенцией по разработке и утверждению методики ценообразования в целях анализа стоимости товаров, работ и услуг и обоснованности ее калькуляции. Во-вторых, это отсутствие стандартов на продукцию гособоронзаказа, в том числе на вещевое имущество, которое занимает значительную долю в гособоронзаказе", – сказал он, выступая в ходе правительственного часа в мажилисе Парламента.
По данным министерства, сегодня минимальная потребность составляет 1400 стандартов. Общая же потребность отрасли – 30 тысяч стандартов. Министр констатировал: если в гражданском секторе проблема решена, ежегодно выделяется миллиард тенге на разработку тысячи стандартов, то в оборонно-промышленном комплексе ситуация намного хуже.
"В оборонном секторе за годы независимости Казахстана было разработано всего 56 национальных военных стандартов. Нерешенность данной проблемы приводит также и к коррупционным рискам со стороны заказчиков и исполнителей. И мы здесь будем, наверное, очень серьезно "нагонять", и это будет одним из самых главных приоритетов. (...) Решение этой проблемы позволит не только обеспечить единство и целостность всей госсистемы техрегулирования, но и повысит качество выпускаемой продукции и, соответственно, конкурентоспособность для ее продвижения на международные рынки. В этой связи министерством сформирован перечень национальных военных стандартов, в соответствии с которым в ближайшие пять лет мы планируем разработать 1115 единиц военных стандартов на сумму 3,5 миллиарда тенге", – сказал министр.
Стандартизация необходима не только для внутреннего рынка и поставок для казахстанских вооруженных сил. Оборонно-промышленный комплекс страны набирает обороты и уверенно выходит на экспорт со своей продукцией: по итогам 2017 года объем производства оборонной промышленности вырос на 14% – до 80 млрд тенге (в сравнении с 2016 годом), экспорт увеличился в два раза – до 16 млрд тенге.
Бейбут Атамкулов проинформировал также о планах по развитию отечественных оборонных предприятий. Так, на базе Алматинского авиаремонтного завода планируется организовать крупноузловую сборку вертолётов МИ-8/17, в 2018 году начнется первый этап сборки. Министр подчеркнул, что этот тип вертолетов востребован как в вооруженных силах, так и в других отраслях, включая сельское хозяйство.
На базе ТОО "Казахстанская авиационная индустрия", запущенного в декабре 2016 года (сборка, ремонт и техническое обслуживание авиационной техники), в этом году запланировано проведение капитального ремонта 10 самолетов фронтовой и четырех самолетов военно-транспортной авиации.
"30 процентов объемов работ, которые будут непосредственно выполняться центром. Данные меры позволяют в дальнейшем увеличить наше казахстанское содержание за счет локализации процессов ремонта, технического обслуживания авиационной техники и оставить значительную часть средств, направляемых ежегодно за рубеж, в Казахстане, создать рабочие места, развивать отечественную авиационную промышленность, создать компетенцию специалистов, которые могут ремонтировать и обслуживать эту высококлассную технику", – подчеркнул г-н Атамкулов.
Развивается и созданный в 2011 году "Еврокоптер Казахстан инжиниринг" – в 2018 году предприятие получило право технического обслуживания всех вертолетов класса "Еврокоптер", став единственным сертифицированным центром на всей территории постсоветского пространства.
"Сегодня в нашем центре в Астане ремонтируются вертолёты Российской Федерации, Украины, Закавказья, Центральной Азии, Монголии. Сегодня около 50 процентов дохода у нас как раз составляет экспорт услуг. Компания выходит на уровень высокий как центр еще и подготовки пилотов. К этому году мы уже подготовили 60 пилотов для наших сопредельных государств в нашем авиационном центре", – рассказал министр.
Развивается и военное судостроение – два отечественных предприятия (АО "Уральский завод "Зенит" и АО "НИИ "Гидроприбор") практически полностью покрывают потребности военно-морских вооруженных сил страны. За последние 20 лет в боевой состав введены 47 различных судов (девять кораблей второго ранга, восемь кораблей третьего ранга и девять морских и 18 речных катеров, три единицы военно-вспомогательных судов и два плавучих пункта базирования), созданных именно на казахстанских предприятиях. Кроме того, на стадии разработки находятся два проекта по совместному строительству судостроительной верфи непосредственно на Каспийском море с участием иностранных компаний.
"До настоящего времени потребности в средствах ПВО практически закрываются производственными мощностями отечественного предприятия – СКТБ "Гранит". В прошлом году запущен сервисный центр по ремонту всех систем ПВО (декабрь 2017 года) на данном предприятии.
В этом году планируем обеспечить полный цикл капитального ремонта зенитно-ракетной техники. Освоено производство современных трехкоординатных РЛС, которые по своим возможностям заменяют аналоговые радиолокационные станции старого образца и превосходят по тактико-техническим и эргономическим характеристикам", – рассказал Атамкулов.
Дальнейшие планы развития оборонно-промышленного комплекса напрямую связаны с индустриализацией. По мнению министра, целесообразно внедрение в отечественное производство таких технологий, как 3D-принтинг, композитные материалы, информационные технологии. В качестве приоритетных направлений развития отрасли министерство определило такие направления: средства радиотехнических войск противовоздушной обороны, высокоточное оружие, автомобильная и бронетехника, средства связи и автоматизированные системы управления, аппаратно-программные средства кибербезопасности, индивидуальные средства защиты военнослужащих, беспилотные летательные аппараты, отдельные виды боеприпасов.
"Именно через производство и внедрение в Вооружённых силах высокотехнологичных видов вооружения и военной техники будет осуществлена информатизация, роботизация и профессионализация Вооружённых сил", – убежден он.
Ирина Севостьянова