После трагического января 2022 года и отставок руководителей силовых ведомств Казахстана многие стали задавать себе вопрос о боеспособности нашей армии и ее возможности противостоять внешним и внутренним угрозам.
Предлагаем вашему вниманию отдельные главы исследования "Казахстан, Россия, Белоруссия. Суверенные вооруженные силы: сходство и различия" Научно-исследовательского центра проблем интеграции стран – участниц Евразийского экономического союза "Союзный нарратив 2050". Автор доклада – военный эксперт Сергей Атаманов.
Сам доклад достаточно объемен, поэтому здесь будут представлены наиболее важные, на наш взгляд, главы: сравнительный анализ развития и состояния Вооруженных сил России, Белоруссии и Казахстана.
Важно: все данные получены из открытых источников и указаны в исследовании. Доклад был подготовлен в мае 2021 года и не учитывает вывод армии США из Афганистана и ввод войск ОДКБ в Казахстан в январе 2021 года.
Формирование Вооруженных сил. Истоки
Численный состав армий указанных республик по состоянию на настоящий момент представлен в нижеследующей таблице.
А самостоятельно развиваться Вооруженные силы Казахстана, Белоруссии и Российской Федерации начали в один и то же период – в 1990-1994 годах.
Причина одна – развал Советского Союза и формирование на его остове новых независимых государств. Базой для развития стали силы и средства Вооруженных сил СССР, дислоцировавшиеся к тому моменту на территории республик.
Казахстан
В состав армии уже независимого Казахстана вошли соединения и части: 40-й армии из состава Туркестанского военного округа 2, 73-й воздушной армии ВВС СССР, 12-й, 14-й отдельных армий ПВО, 35-я отдельная гвардейская воздушно-десантная бригада, Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза И. С. Конева, Высшее пограничное командное ордена Октябрьской Революции Краснознаменное училище КГБ СССР им. Ф. Э. Дзержинского.
К моменту перехода под юрисдикцию Казахстана численность группировки насчитывала порядка 200 тыс. военнослужащих.
При этом в ходе активной миграции военнослужащих разных национальностей Казахстан остался без достаточного количества военных специалистов. Многие офицеры, служившие в РК, приняли решение продолжать службу в Вооруженных силах других государств СНГ или уволиться в запас. За два с половиной года, с мая 1992-го по январь 1995-го, убыль офицеров достигла критического уровня – 89% от списочного состава.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что не менее 50% численного офицерского состава составляли уроженцы не Казахской ССР, а Украины, Белоруссии, России, которые и решили вернуться на "большую родину".
Нурсултан Назарбаев и первый высший командный состав оборонного ведомства РК
Несмотря на все трудности, постановлением кабинета министров РК от 29 декабря 1994 г. № 1485 было создано министерство обороны, костяк которого составляли офицеры штаба 40-й общевойсковой армии, дислоцировавшегося в г. Алматы.
Белоруссия
К моменту раздела Вооруженных сил СССР в состав армии Белоруссии вошли соединения и части 5-й гвардейской танковой армии, 7-й танковой армии, 28-й общевойсковой армии, все формирования 26-й воздушной армии, 11-го корпуса ПВО, 103-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, 38-я отдельная гвардейская воздушно-десантная бригада, Минское высшее военно-политическое общевойсковое училище, Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище противовоздушной обороны. Общая численность группировки составляла около 250 тыс. военнослужащих.
В той мере, в которой миграционные процессы ударили по Казахстану, они не затронули Белоруссию. Массового оттока населения в республике не наблюдалось. В 1991-1993 годах, наоборот, отмечался значительный его приток.
Однако в 1994 году по различным причинам (в основном экономическим) упал престиж воинской службы, что привело к увеличению числа желающих перевестись в Вооруженные силы России. Убывали лучшие специалисты летного состава, десантники, медики. ВДВ РБ потеряли до 40% личного состава.
Тем не менее к 1991 году, на момент раздела Вооруженных сил, Беларусь не испытывала проблем в кадрах, а штаб командования Белорусского военного округа послужил базой создания министерства обороны Белоруссии.
Российская Федерация
При разделе ВС СССР под юрисдикцию России ушла большая часть Вооруженных сил. Из 16 военных округов, имевшихся на начало 1989 года, непосредственно на территории РСФСР располагались восемь (Дальневосточный, Забайкальский, Сибирский, Уральский, Приволжский, Московский, Ленинградский и Северо-Кавказский). Также на морском побережье РСФСР базировались в полном составе Тихоокеанский флот и Северный флот ВМФ СССР.
После создания Вооруженных сил по указу президента России № 466 от 7 мая 1992 года все данные территориальные объединения, а также зарубежные (для СССР) соединения вместе с личным составом, вооружением и военными объектами перешли под российскую юрисдикцию.
При этом Беларусь и Казахстан оказались в более выгодных условиях, чем Россия, так как к ним отошли наиболее боеспособные части. Исключение составили лишь стратегические ядерные силы, которые остались в ведении России.
Вывод: исходные условия для становления национальных Вооруженных сил Казахстана, Белоруссии и Российской Федерации были сравнительно одинаковы. При этом отмечается ряд специфических проблем. Для РК и РБ – миграционные процессы, для РФ – вопросы военного управления, мобилизационного развертывания, размещения объектов вне пределов территории, хранение вооружения и военной техники, функционирования ВПК.
Вооружение и военная техника
Бесспорным лидером в части оснащения вооружением и военной техникой (ВиВТ) является Россия. Следовательно, автор сравнивает только Казахстан и Белоруссию. Основное внимание будет уделено аспектам изготовления, снабжения зарубежными образцами стандарта НАТО.
К слову, интересно сопоставить наличие вооружений у Казахстана с теми "подарками", что США оставили талибану в Афганистане. Выводы делайте сами.
Но вернемся к нашей армии и армиям наших союзников. Кроме наличия, крайне важно состояние вооружения и военной техники. Отправная точка для всех одна – год получения техники с завода-изготовителя СССР. В качестве лакмусовой бумажки автор исследования взял авиационные происшествия.
*цветом выделены годы руководства ведомством гражданскими лицами
По соотношению летных происшествий к количеству техники получается следующее:
- в Белоруссии – 1 летное происшествие на 12 самолетов;
- в Казахстане – 1 летное происшествие на 17 самолетов;
- в России – 1 летное происшествие на 34 самолета.
Исходя из цифр, наименьшая аварийность достигнута в России, в два раза больше происшествий в Казахстане, замыкает список Беларусь.
Соотношение по летным происшествиям Казахстана и Белоруссии обосновывается, во-первых, наличием/отсутствием заводов-изготовителей, которые могут проводить качественные и своевременные регламентные работы (со всеми необходимыми комплектующими), во-вторых, наличием квалифицированного обслуживающего технического персонала.
Наибольшее количество катастроф зафиксировано на МиГ-31, МиГ-29, Су-27, Ми-8. Это техника, которая была в войсках на момент распада Союза. Через прошедшие с 1990 года 30 лет она исчерпала практически весь свой ресурс, даже если проводить регламентные работы на заводах-изготовителях.
Вывод: подавляющая часть самолетов и вертолетов крайне изношены и подлежат замене.
То же самое касается бронетанкового вооружения – БТР, БМП, танки. Ситуация в сравнении с авиационной техникой схожа: те же годы получения ее с заводов, проблемы с комплектующими и ремонтом, очень маленькое количество новой техники.
Вывод: Казахстан в подавляющем большинстве сотрудничает со странами, входящими в блок НАТО. Наибольшую обеспокоенность вызывают поставки авиационной техники, вертолетов, а также производство БПЛА. Самолеты и вертолеты военного назначения, БПЛА используют единую систему опознавания "свой – чужой". Ее применение на военной технике иностранных государств может привести к расшифровке или же утере параметров системы.
Не случайно США поставляют в Казахстан два самолета-разведчика King Air B300ER Scorpion, которые способны передавать разведывательную информацию напрямую в США, в том числе по системам ПВО, а Казахстан входит в единую систему противовоздушной обороны.
Большинство имеющейся техники физически и морально устарело, требует замены. Если про Белоруссию можно с уверенностью сказать, что эта жизненно необходимая техника будет закупаться у России, то в Казахстане это под вопросом, как в авиационной составляющей, так и в наземной.
Военное образование
Образование – важный аспект военного строительства. Особенно это значимо в условиях использования современных систем вооружения. Военное образование можно получить в военно-учебных заведениях, учебных центрах и на военных кафедрах вузов.
Белоруссия
Главной кузницей военных кадров является Военная академия Республики Беларусь. Подготовка проводится специализированными факультетами: общевойсковым, связи и АСУ, ПВО, военной разведки, авиационным, РВиА, внутренних войск. В дополнение имеются военные кафедры семи высших учебных заведений.
Основы военной службы можно постичь в Минском суворовском училище.
72-й гвардейский Ровенский ордена Ленина Краснознаменный ордена Александра Суворова II степени объединенный учебный центр готовит прапорщиков, специалистов – командиров отделений, специалистов сухопутных войск, РВиА, связи, тыла, вооружения, инженерных войск, РХиБЗ, аэродромного обеспечения, ПВО.
В отличие от Казахстана и России, Беларусь пошла по пути сосредоточения военного образования в одном месте. Если в России и Казахстане имеются специализированные вузы, учебные центры (ВВС, ПВО и т. д.), то здесь все находится в одном учебном заведении.
Фактически схему военного образования Белоруссии можно представить тремя элементами: Военная академия, военные кафедры, 72-й учебный центр.
Казахстан
РК обладает более разветвленной сетью военных учебных заведений, подобной российской. Военное образование республики представлено:
- Национальным университетом обороны (для командного звена), г. Нур-Султан (Астана).
- Военным институтом сухопутных войск (командиры мотострелковых, танковых подразделений, РВиА, десантно-штурмовых, офицеры-воспитатели, тыловое обеспечение, инженерное обеспечение, РХиБЗ), г. Алматы.
- Военным институтом сил воздушной обороны (специалисты ВВС, военные медики), г. Актобе.
- Военно-инженерным институтом радиоэлектроники и связи (специалисты ПВО, связи и АСУ), г. Алматы.
- 34 военными кафедрами вузов.
- 14 филиалами военно-технических школ.
- Кадетским корпусом министерства обороны (командиры отделений для сухопутных войск, десантно-штурмовых и разведки с полным средним военным образованием).
Учебными центрами:
✓ в/ч 36352 (Спасск, Карагандинская область), подготовка младших специалистов резерва;
✓ в/ч 22750 (Спасск, Карагандинская область), специалисты ГРУ;
✓ в/ч 30212 (Отар), специалисты сухопутных войск;
✓ в/ч 78639 (Талдыкорган), младшие авиационные специалисты;
✓ в/ч 44841 (Приозерск), специалисты ПВО;
✓ в/ч 78460 (Первомайские пруды, Алматы), специалисты связи.
В системе курсовой подготовки подготовлено:
- инструкторами Турции по программам "Коммандос", "Спецназ", "Особое назначение", "Внутренняя безопасность" с 2005 года около 500 военнослужащих (в том числе специалистов ГРУ на базе учебного центра в/ч 22750 ГРУ);
- сержантами-инструкторами США на базе кадетского корпуса, Военного института сухопутных войск – около 400 сержантов
Бесспорно, Казахстан обладает более многоуровневой и развитой системой военного образования по сравнению с Белоруссией. Основной отличительной особенностью от России является наличие кадетского корпуса для подготовки младших командиров, а также курсовой подготовки специалистами НАТО. В дополнение последнего ежегодно десятки офицеров, сержантов Казахстана проходят подготовку в военных учебных заведениях стран НАТО (США, Турция, Германия, Франция). В последнем это отличие не только от России, но и от Белоруссии.
Вывод: общая структура военного образования имеет схожесть по направлениям обучения (общевойсковое, ПВО и т. д.). Имеются различия по централизации (Беларусь), подготовке младших командиров (Казахстан), курсовой подготовке специалистами НАТО (Казахстан). Исходя из этого, Казахстан кардинально отличается от сравниваемых стран.
Сотрудничество ВС РК с армией США и другими членами НАТО
Вывод: в плане двустороннего сотрудничества Казахстан балансирует между Россией и странами НАТО. При этом заметна склонность к США в плане военного образования, а к России – закупок ВиВТ. Значительно присутствие Турции. Ввиду крайних стремлений Анкары к созданию единого Турана, с учетом общности Турции и НАТО можно говорить о превалировании внимания Казахстана не в сторону России. Россия используется как поставщик. Разговоров о создании совместных баз, центров даже близко нет.
Участие в боевых действиях, миротворческих миссиях
Россия здесь вне конкуренции от Приднестровья до Сирии. Поэтому рассмотрены будут только Беларусь и Казахстан.
Далее речь пойдет о нашем союзнике по ОДКБ
По итогу миротворцы Казахстана имеют больший опыт, в том числе участия в боевых операциях. Кроме советников, наблюдателей, в составе подразделений неоднократно выполняли поставленные боевые задачи. Белоруссия отстает в этом направлении, в миссиях принимают участие отдельные военнослужащие. Даже в Ливии вроде бы немалый контингент состоял из военных советников.
Выводы
Казахстан провел большее количество преобразований: перевод военной должности министра обороны в гражданскую и обратно, изменение штаба. В этом аспекте Россия и Белоруссия остались далеко позади: Россия провела только эксперимент с министрами, а Белоруссия – со штабом.
Как вывод по обозначенным реформам: ни в России, ни в Казахстане не "прижились" гражданские лица на должности министра обороны. При этом Казахстан смоделировал новую систему, когда гражданский, назначаемый на должность военного министра, становится военнослужащим (Нурлан Ермекбаев). Среди причин можно назвать недостаточное понимание специфики Вооруженных сил гражданскими лицами, проблему эффективности руководства (гражданский отдает приказ военным), имиджа. Не закрепилась и попытка введения комитета начальников штабов вместо генерального штаба.
Автор исследования считает, что обе республики показали достаточное количество точек соприкосновения и расхождения с Россией.
При этом Белоруссия проецирует укрепление позиций Китая, превалирование собственных финансовых выгод.
Казахстан старается поддерживать многовекторную политику как в сторону России, так и США, Турции. При этом в целом перекос выполнен именно в сторону Запада.
Такие выводы сделал автор данного исследования Сергей Атаманов в мае 2021 года, то есть до выхода США из Афганистана и ввода войск ОДКБ в Казахстан в январе 2022 года.
После этих двух знаковых событий политика военного ведомства РК в области международного сотрудничества, наверняка, претерпит весьма серьезные изменения.
Рассказал об исследовании Олег И. Гусев