/img/tv1.svg
RU KZ
Один уйдет, другой останется

Один уйдет, другой останется

В Усть-Каменогорске завершился судебный процесс по расторжению договоров между двумя компаниями-автоперевозчиками и местными исполнительными властями.

13:36 04 Март 2020 3732

Один уйдет, другой останется

Автор:

Ольга Ушакова

Судебная коллегия по гражданским делам Восточно-Казахстанского областного суда поставила точку в громком деле, которое было связано с инициативой ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» расторгнуть договоры с автоперевозчиками – ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» и ТОО Vosca, которые летом прошлого года объявили об отмене льгот для пенсионеров в возрасте 70 лет и старше и школьников от семи до 15 лет. И если в итоге одна компания-автоперевозчик достигла договоренностей со структурой акимата Усть-Каменогорска и продолжит выполнять свои функции по перевозке пассажиров и багажа, то вторая освободит свою нишу для другой компании, название которой она не разглашает.

Два разных исхода

На последнее и третье по счету заседание апелляционной инстанции 2 марта пришли представители двух компаний-автоперевозчиков, Центра пассажирских перевозок, ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска», Ассоциации автоперевозчиков ВКО, Региональной палаты предпринимателей, корреспондент inbusiness.kz. Председательствующий судья Дамир Абдугалиев заявил, что перед началом судебного заседания поступило заявление от директора ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» Елены Рядинских, согласно которому она просит оставить без рассмотрения свою апелляционную жалобу, поданную на решение СМЭС по ВКО от 25 ноября 2019 года. Оно было не в пользу автоперевозчиков: согласно этому судебному акту, договоры с ними расторгались по инициативе ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска». Сама Елена Рядинских на судебное заседание не явилась, но представитель ТОО «АТЦ «БЭСТ» Денис Жабин подтвердил ее заявление и намерение оставить апелляционную  жалобу без рассмотрения.

Представитель ТОО Vosca Алексей Бахчев на судебном заседании предложил ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» урегулировать спор путем заключения мирового либо медиативного соглашения.

«Согласно ему мы обязуемся предоставлять льготы и весь объем транспортного обеспечения. В связи с чем предлагаем прекратить спор, сохранить перевозки в интересах горожан и гостей Усть-Каменогорска», – выступил он.

Дамир Абдугалиев заметил, что судом апелляционной инстанции сторонам предоставлялась возможность урегулировать спор путем заключения соглашения, поэтому и откладывались заседания. И времени у них было более чем достаточно. Как выяснилось, представитель ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска» на судебное заседание тоже пришел с текстом заранее составленного мирового соглашения и выразил готовность его подписать с ТОО Vosca. Представители этой структуры дополнили, что с ТОО «АТЦ «БЭСТ» данный вопрос по мировому соглашению не был урегулирован.

После всех процедур Дамир Абдугалиев огласил резолютивную часть постановления. Судебная коллегия по гражданским делам Восточно-Казахстанского областного суда определила апелляционную жалобу ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» возвратить без рассмотрения. По его словам, определение вступает в законную силу со дня оглашения. Оспариванию в кассационном порядке не подлежит. Было зачитано и второе определение, которое касалось ТОО Voska.

«Судебная коллегия по гражданским делам областного суда определила решение СМЭС ВКО от 25 ноября 2019 года изменить. В части удовлетворения исковых требований к ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» к ТОО Vosca о расторжении договоров решение отменить. Утвердить между сторонами мировое соглашение на следующих условиях: истец отказывается от исковых требований, а ответчик – ТОО Voska принимает на себя обязательства продолжить перевозки пассажиров и багажа с предоставлением льгот в соответствии с действующим законодательством», – зачитал председательствующий судья.

Производство по делу по иску ГУ «Отдел ЖКХ к ТОО Vosca о расторжении договоров было прекращено, это определение также вступило в законную силу со дня оглашения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит. Суд согласился с условиями мирового соглашения, придя к выводу, что оно не нарушает чьих-либо прав, не затрагивает интересов других лиц, заключено в рамках предмета и основания иска, согласно которым истец отказался от исковых требований.

В свою очередь ТОО Vosca продолжает исполнять свои договоренности, договорные обязательства в том же объеме, в котором они были. То есть перевозить детей от семи до 15 лет, пенсионеров в льготном режиме, выполнять регулярность движения в размере того процентного содержания, которое предусмотрено в договоре.

Взять и перекроить

Почему же руководство другой компании, ТОО «АТЦ «БЭСТ», приняло решение о том, чтобы отозвать свою апелляционную жалобу, ведь решение первой инстанции было явно не в их пользу? Представитель Денис Жабин не смог прокомментировать эту ситуацию, заявив, что ему дали такое поручение, а причин он не знает. Сама Елена Рядинских по телефону сообщила корреспонденту inbusiness.kz, что по состоянию здоровья больше не сможет заниматься пассажирскими автоперевозками, а место ее компании займет другая. Название новой фирмы она назвать отказалась. Также Елена Рядинских сообщила, что ТОО «АТЦ «БЭСТ» будет сдавать свои автобусы в аренду.

Рынок регулярных пассажирских общественных автоперевозок Усть-Каменогорска давно оказался в прицеле внимания местных исполнительных властей, которые пытаются его перекроить: модернизировать систему общественного автотранспорта, внедрить электронное билетирование. По данным Ассоциации автоперевозчиков ВКО, ежегодно на городских автобусах фиксируется более 40 млн поездок. Приблизительно 3,6 млн поездок совершают такие категории льготных пассажиров, как пенсионеры в возрасте от 70 лет и старше (40% от этой категории льготников), дети от семи до 15 лет (60%). Первые платят 50 тенге за билет, вторые, юные пассажиры – 45 тенге. Стоимость полной поездки в автобусах Усть-Каменогорска – 90 тенге. По самым общим и скромным подсчетам, в этой сфере ежегодно от продажи билетов автоперевозчики собирают более 3,4 млрд тенге.

Ольга Ушакова

Лебедь, рак и щука шымкентских автобусов – часть II

Автобусники Шымкента написали письмо президенту Касым-Жомарту Токаеву.

17 Сентябрь 2020 08:03 3969

Фото: Мира Бахытова

Владельцы 11 автобусных компаний Шымкента обратились за помощью к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, передает корреспондент inbusiness.kz.

Предприниматели уверяют, что они получили уведомления о расторжении договоров на обслуживание городских маршрутов, хотя те были заключены до 2028 года. Самое страшное, по словам бизнесменов, что ради этих долгосрочных контрактов они приобрели автобусы в кредит, а теперь им нечем платить по счетам.

«Аким говорит, приобретайте новые автобусы, хорошо, мы согласны, а как быть с кредитами?! Те кредиты, которые наши ребята взяли на подвижной состав, кем они будут оплачены?! У кого 100 млн тенге, у кого 140, 135, 60 млн, которые под залог, под 30% ребята приобрели. Вопрос остается открытым. Как нам дальше жить? У меня (в ассоциации) на сегодня около 3 тыс. человек – это наши механики, слесари, водители, наши семьи. Если посчитать, в каждой семье по четыре-пять человек, это 20 тысяч остается за бортом. Мы вынуждены обратиться к президенту Токаеву с нашими больными вопросами», – говорит председатель ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов.

В ассоциацию входят сегодня 22 из 24 автобусных компаний, всего две недели назад inbusiness.kz писал, что все они и получили уведомления о расторжении договоров за нарушение договорных обязательств. При этом предприниматели уверяют, что их заставляют брать в кредит новые машины, приобретенные по линии БРК-лизинг АО «Социально-предпринимательская корпорация Shymkent» для специально созданного инвестиционного проекта «Шымкент-бас».

«У нашей компании вообще только 65-й маршрут остался, 52-й забрали. А мы провели обновление и купили в кредит 10 машин, 21 млн тенге должны банку. Как начался карантин, мы не можем заплатить, и средств нет дальше работать. А они говорят, приобретайте новые машины у СПК Shymkent. Причем нам говорят, что если договариваемся об условиях, то это будет секрет между СПК и перевозчиком, который мы не имеем права никому разглашать», – делится заместитель директора ТОО «Санжар-моторос» Бердибай Алтаев.

300 машин на дизеле было куплено АО «СПК Shymkent» в 2019 году и 590 на газе в 2020-м. При этом власти не раз говорили, что все автобусы уже в городе, теперь выясняется, что с газовым двигателем поступили в Шымкент всего 100 машин. Предприниматели сетуют, что из-за карантина потеряли 60% пассажиров. А теперь власти предлагают распродать имущество и взять новые машины в лизинг.

«Из 24 компаний только пять или шесть обновили состав. Вы же видите, даже газели ездят, в которых в полный рост невозможно стоять. Есть и такие перевозчики. И мы, как управление, отвечающее за эту отрасль, хотим, чтобы у горожан были комфортные автобусы. У нас 78 маршрутов, на сегодня из них 10 маршрутов вообще не функционируют. Перевозчики взяли, но не выезжают на них. Да, они убыточные. Но у одного перевозчика два-три, до десяти маршрутов. Если один убыточный, то другие прибыльные, он за счет этих маршрутов содержит убыточные», – предлагает предпринимателям нехитрую математику заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Мухтар Коканбаев.

При этом, по информации Мухтара Коканбаева, автобусы «Шымкент-бас» ежемесячно субсидируются на 250 млн тенге. Субсидии на обслуживание социальных маршрутов также получают компании «Т-Бас» и «Ман-Онтустик».

Также перевозчики поднимают вопрос отсутствия заправочных мощностей. В Шымкенте пока существует всего одна газозаправочная станция. В сутки можно заправить метаном 320 машин, две новые ГЗС обещают построить к новому году.

Обращение к президенту автобусники отправили в Акорду почтой и с большой надеждой ждут его помощи.

Напомним, 5 сентября по этому же вопросу состоялось очередное заседание совета по защите прав предпринимателей, после которого управлению пассажирского транспорта настоятельно порекомендовали отозвать уведомления о расторжении договоров. После этого бизнесмены даже ходили на прием к заместителю акима города Максуту Исахову, но говорят, что безрезультатно. Правда, теперь в управлении заявляют, что их неправильно поняли, уведомления, мол, были лишь об устранении многочисленных нарушений.

Мира Бахытова, Шымкент

Справка: акционерное общество «СПК Shymkent» образовано 13.09.2018 года в соответствии с приказом № 10. Учредителем и акционером общества является акимат г. Шымкента в лице ГУ «Управление финансов города Шымкента».


Подпишитесь на наш канал Telegram!

ТОО Semey Bus проверяет аудит из-за конфликта работников с руководством компании

Акимат Семея пообещал жестко наказать за срыв работы общественного транспорта.

12 Август 2020 12:38 5936

Фото: ehonews.kz

На официальной странице акимата в «Инстаграме» появился пост о том, что неправомерные действия работников будут жестко наказываться. Власти отметили, что будут приняты во внимание все жалобы работников, и призвали к «сдержанности, взвешенности и разуму».

«Городской пассажирский транспорт является социально значимой отраслью хозяйства, и забастовки, пикеты, митинги здесь не только неуместны, но и противоправны. Все действия, направленные на умышленный срыв работы структур жизнеобеспечения города, будут жестко пресекаться, а их организаторы должны понести справедливое наказание. Необходимо помнить, что от непродуманных действий водителей автобусов страдают люди – пенсионеры, дети, женщины. А от целенаправленных действий провокаторов страдаем все мы. Путь митингов, забастовок и ультиматумов не ведет к решению проблем. Он ведет в самом малом к нервозности, потере уважения коллектива, работы, а в большем – к дестабилизации и хаосу. Мы такого развития событий не допустим», – предупредили в акимате.

Уволят, не уволят…

Вышедшие на забастовку 10 августа, в празднование Дня Абая, работники муниципального автопарка рискуют остаться без работы, говорит лидер новосозданного профсоюза работников предприятия.

«На сегодня мы создали первичный профсоюз. Сегодня с утра вновь стоим здесь. Пока толком ничего не ясно. Кто вчера вышел, на работу не выпускают сегодня. Представители акимата ведут беседу с каждым, кому-то говорят, пишите сами заявление по собственному желанию, кому-то – идите домой и тихо сидите, вызовем. Пока не уволили, но угрожают, что уволят», – говорит Наталья Борисевич.

Корреспондент inbusiness.kz попросила прояснить ситуацию у руководства областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

По словам заместителя руководителя управления Ернара Мустафина, сегодня движение общественного транспорта на всех маршрутах восстановлено. Речи об увольнении работников нет. Но, если они сами хотят уволиться, никто удерживать не вправе, говорит он. На предприятии намерены пригласить на работу водителей с других регионов.

«Мы никак столько человек не можем уволить, и так у нас нехватка водителей. Но мы не можем идти на поводу у водителей, не можем ждать, когда они соблаговолят выйти на работу, поэтому сказали, будем искать водителей, пусть даже с других регионов. Да, были какие-то задержки и другие проблемы в связи с пандемией. Но это не наша вина и не вина автопарка. Они хотели полную заработную плату во время карантина. Как, если работают по несколько часов? Некоторые города полностью прекратили работу общественного транспорта, в Семее работал транспорт. И это притом, что парк «нулевые» пробеги делает. Зарплату вовремя получают, за июль задержка была, но это же не повод, чтобы в день нашего великого мыслителя Абая Кунанбаева выйти», – сказал Ернар Мустафин.

Кто ответит за нарушения?

В то же время он сообщил, что на предприятии действительно были нарушения, работникам не перечислялись пенсионные взносы и социальные отчисления. Все эти задолженности, сказал он, будут погашены полностью до сентября. По данным департамента государственных доходов, в июне сумма задолженности по пенсионным взносам и социальным налогам была более 75 млн тенге. Людям пенсионные взносы и социальный налог не перечислялись с сентября прошлого года по март 2020 года.

«Мы не знали, пока налоговая нас перед фактом не поставила. Потому что не имеем права вмешиваться в деятельность частной компании. Когда выяснилось, мы незамедлительно приняли меры по устранению данных нарушений. Сейчас наша задача задолженности закрыть, чтобы люди не страдали из-за кого-то», – продолжил он.

В данное время, отметил он, на предприятии ведет проверку департамент внутреннего государственного аудита (ДВГА).

«По результатам, думаю, будут наказаны виновные. Вплоть до возбуждения уголовного дела. Мы провели сами свою проверку, выявили нарушения, но наказывать не можем, и поэтому лично сам написал заявление в прокуратуру. И надзорным органом было принято решение запустить туда департамент госаудита для установления фактов нарушений. Ждем результатов проверок», – заключил Ернар Мустафин.

Кстати, с 23 по 28 июля включительно на предприятии были и проверяющие из трудовой инспекции. Однако прошло две недели, но результаты проверок так и не оглашены.

Напомним, ТОО Semey Bus было создано в 2018 году, скандалы на новосозданном предприятии не утихают с конца 2019 года. С начала 2020 года акции протеста участились. Работники предприятия жаловались на нарушение трудовых прав, массово отказывались выходить на маршруты. Выражали недовольство тем, что из-за невыплат пенсионных и прочих отчислений не могут получить положенные от государства пособия по потере работы во время чрезвычайного положения.

Недавно руководство нового муниципального автопарка заявило, что предприятие терпит колоссальные убытки, и просило дотации у государства или повышения тарифа на проезд почти в два раза, с 80 тенге до 140 тенге. 

Отметим, ТОО Semey Bus 51% уставного капитала принадлежит ТОО «Автобусный парк Семей», 49% – ГУ «Отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Семея ВКО».

В день празднования Дня Абая порядка 80 водителей ТОО Semey Bus, которое осуществляет 70% пассажирских перевозок Семея, не вышли на маршруты с требованиям устранить нарушения трудовых прав по выплате заработной платы. Работа общественного транспорта в этот день была практически парализована. С работниками встретились аким города Ермак Салимов, его заместители, руководители профильных отделов.

Жанар Асылханова, ВКО


Подпишитесь на наш канал Telegram!