/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 25 771,89 РТС 1 386,20
FTSE 100 6 796,40 KASE 2 302,72
Hang Seng 26 043,35 Brent 50,36
«Волчий билет» для автоперевозчиков

«Волчий билет» для автоперевозчиков

Будут ли расторгнуты договоры с автоперевозчиками Усть-Каменогорска, объявившими об отмене льготного проезда, решает областной суд ВКО.

17 Январь 2020 12:22 4356

«Волчий билет» для автоперевозчиков

Автор:

Ольга Ушакова

Фото: yk-news.kz

Новости

Сегодня
11:19

Первый случай заболевания новым коронавирусом зафиксирован в Литве

Сегодня
11:04

ЧМ по велоспорту на треке: казахстанец на шестом месте

Сегодня
10:48

Власти города в КНР выплатят до $1400 тем, кто обратится к врачам с симптомами коронавируса

Сегодня
10:33

Оценка качества активов банков Казахстана завершена

Сегодня
10:18

Бауыржан Байбек встретился с сельчанами Кызылординской области

Сегодня
09:55

Малый бизнес в Алматы страдает от нехватки кредитной поддержки

Сегодня
09:35

Потери от неуплаты НДС при перевозке товаров из Кыргызстана составили 6 млрд тенге

Сегодня
09:05

Токаев поручил правительству Казахстана принять меры по защите населения от коронавируса

Сегодня
08:45

В Казахстане упростилась процедура заключения договора для подключения физлиц к электроснабжению

Сегодня
08:30

Алексей Луценко финишировал вторым на пятом этапе многодневки "Тур ОАЭ"

Все новости

Конфликт между автоперевозчиками и акиматом Усть-Каменогорска, о котором стало известно прошлым летом, нашел свое логическое продолжение. В коллегии по гражданским и административным делам Восточно-Казахстанского областного суда приступили к рассмотрению апелляционных жалоб ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» и ТОО Voska на решение первой судебной инстанции – Специализированного межрайонного экономического суда ВКО. Тот 25 ноября прошлого года удовлетворил иск ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» к этим компаниям о расторжении договоров на организацию регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа по более десятку маршрутов. Но автоперевозчики посчитали судебный акт СМЭС ВКО незаконным. 16 января к рассмотрению дела приступила апелляционная инстанция. Помимо руководства компаний, их доверенных лиц, на заседание пришли представители Палаты предпринимателей ВКО, Ассоциации автоперевозчиков ВКО, СМИ. Представители истца – отдела акимата Усть-Каменогорска – на судебное заседание не явились, прислав соответствующее письмо. Поэтому были заслушаны все аргументы представителей компаний-автоперевозчиков. Они просят отменить решение первой инстанции, отказать истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.

Льготы есть, субсидий нет

Баталии акимата и автоперевозчиков в Усть-Каменогорске длятся много лет. В основном они сводятся к тому, что предприниматели уверяют: действующие тарифы на проезд в автобусах не соответствуют их затратам. Их обязали за свой счет возить льготных пассажиров, но субсидии за счет бюджета власти отказываются им платить. Причиной очередных баталий стало то, что в июне прошлого года ТОО «БЭСТ» и ТОО Voska письменно уведомили акимат об отмене льготного проезда детям и пенсионерам, которых они несколько лет возили за свой счет, в связи с тяжелым финансовым положением. По мнению акимата, таким образом автоперевозчики нарушили условия договоров от 1 января 2019 года, и он решил расторгнуть договорные отношения. Помимо этого, мэрия предъявила к ТОО Voska еще и претензии о нарушении условий договора по предоставлению технически исправного автотранспорта, нарушению регулярности движения автобусов на маршрутах, поскольку с 10 июня по 12 августа в разные дни на рейсы в этой компании не выходило до 25 автобусов. В июле автоперевозчики получили от акимата Усть-Каменогорска уведомления о расторжении с ними договоров в одностороннем порядке в порядке досудебного урегулирования.

Не отменили льготы, а только собирались

В судебных инстанциях представители ТОО Voska и ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» объяснили, что дальше переписки с акиматом о прекращении льготного проезда дело не пошло и фактически перевозить детей и стариков в полцены они продолжали. Но акимат предоставил в первую судебную инстанцию аргументы обратного – акты, которыми зафиксированы факты продажи детям билетов по полной стоимости – в 90 тенге за одну поездку. Суд положил их в основу своего решения. Такие доказательства со стороны представителей акимата Усть-Каменогорска автоперевозчики называют недопустимыми.

Основные доводы того, почему они были вынуждены написать в акимат об отмене льгот, автоперевозчики назвали еще в суде первой инстанции – из-за возросшей стоимости дизельного топлива со 115 до 195 тенге предприятия терпят убытки, долгое время местные исполнительные органы не решают вопросы тарифообразования, субсидирования убыточных и низкорентабельных маршрутов, из-за низкой доходности не хватает средств на поддержание всех автобусов в исправном состоянии. Также акимат, как говорят ответчики, не принял нормативный акт, который бы регулировал вопрос субсидирования затрат и убытков перевозчиков по льготному проезду. Более того, по словам автоперевозчиков, в законодательстве не указано, что предоставлять льготу пассажиру нужно за их счет. Такая обязанность якобы возникает только в том случае, если местные исполнительные органы будут субсидировать затраты.

«Практически все автоперевозчики Усть-Каменогорска нарушают свои обязанности по регулярности перевозок пассажиров из-за отсутствия субсидирования, но почему-то расторгнуть договоры акимат решил именно с нашими компаниями», – поставили вопрос ребром автоперевозчики.

Но Специализированный межрайонный экономический суд ВКО не внял их доводам. В своем решении он указал, что автоперевозчики обязаны предоставлять льготы определенным категориям пассажиров, исходя из договора и действующего законодательства.

«Договор подписан сторонами, и они достигли соглашения по всем его существенным условиям. Ответчик, действуя разумно и свободно, имел возможность оценить риск финансового бремени. Единый тариф для всех маршрутов в городском сообщении в 90 тенге за одну поездку установлен постановлением акимата Усть-Каменогорска 13 января 2017 года, задолго до заключения договоров между сторонами, и был известен ответчикам. Заключив договор в январе 2019 года на условиях, регулирующих особенности ответственности за его неисполнение, ответчики добровольно приняли на себя соответствующие обязательства», – сказано в решении СМЭС от 25 ноября 2019 года. 

Что решит областной суд?

В судебном заседании апелляционной инстанции председательствующий судья Дамир Абдугалиев, выслушав аргументы автоперевозчиков, которые просят отменить решение СМЭС ВКО, задавал им ряд вопросов и, в частности, поинтересовался: а если перевозки невыгодны экономически, то зачем они ими занимаются? Те ответили, что доходы-то есть, только они уходят на поддержание работы автотранспорта, оплату персонала, но на развитие предприятий их практически не хватает. Впрочем, для нормального функционирования автопарков их тоже маловато. Также судьи спросили, смогут ли другие компании выполнять работу за этих перевозчиков, если договоры с ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» и Voska будут расторгнуты? Предприниматели считают, что эту брешь на рынке сейчас закрыть некому. Расторжение договоров будет означать, что 140 автобусов одновременно сойдут с линии. Создаваемое в рамках модернизации общественного автотранспорта в Усть-Каменогорске ТОО New Bus при акимате города пока таким парком не обладает.

Более того, они рассказали inbusiness.kz, что, согласно письму из Агентства по противодействию коррупции РК в адрес Палаты предпринимателей ВКО, создание New Bus незаконно.

«Акимат Усть-Каменогорска пошел на такой шаг – расторгнуть договоры через суд – не случайно. Ведь их сроки истекают через пару месяцев, но тогда ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» и ТОО Voska могли бы и далее участвовать в процессе городских автоперевозок. Если же с ними будут расторгнуты договоры в одностороннем порядке, то это закроет им дорогу на участие в тендерах по организации перевозок», – считают представители предприятий.

Предприниматели настаивают – это акимат не выполнял своих обязательств по возмещению убытков перевозчиков, которые те понесли из-за предоставляемых льгот, поэтому они имели полное право, исходя из статьи 284 Гражданского кодекса РК, приостановить исполнение своего обязательства. Но они повторяют: они не прекращали предоставлять льготы детям и старикам и не нарушали договорные обязательства. По их словам, в первой инстанции даже руководство Центра управления пассажирскими перевозками просило суд отказать акимату в удовлетворении иска. Но эта просьба была проигнорирована СМЭС ВКО. Какое решение примет областной суд, будет известно не скоро. Следующее заседание апелляционной инстанции назначено на 6 февраля 2020 года.

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

С 1 марта в Павлодаре могут отменить часть льгот на проезд в общественном транспорте

Руководители автопредприятий выставили местным властям ультиматум.

26 Февраль 2020 09:41 1965

С 1 марта в Павлодаре могут отменить часть льгот на проезд в общественном транспорте

Фото: Мария Матвиенко

Шесть предприятий обратились к акиму Павлодара Кайрату Нукенову с письмом, где уведомили его о том, что с 1 марта сократят число обслуживаемых льготников. На сегодня в Павлодаре 17 категорий граждан пользуются льготным проездом в общественном транспорте, этот список планируют сократить на семь.

У перевозчиков одно требование – принять их условия по возмещению расходов за перевозку данных граждан. Среди тех, кто с 1 марта будет оплачивать проезд полностью, в случае если стороны не договорятся, дети-сироты до 23 лет, инвалиды II группы, школьники, студенты из многодетных семей и их родители, студенты из семей, получающих АСП, и пенсионеры. К слову, количество последних составляет более 60 тыс. человек. Цена одной полной поездки составляет 80 тенге.

На 2020 год компенсация, предлагаемая акиматом, должна составить 343 млн тенге, в минувшем году – 335 млн тенге. Но перевозчиков данная сумма не устраивает, так как выросли цены на ГСМ, запчасти и прочее.

Директор ТОО «Павлодарский автокомбинат», одного из крупнейших городских перевозчиков, Александр Панченко провел свои исследования, чтобы на цифрах продемонстрировать, что их требования обоснованы. Было подсчитано, что в течение недели на пяти рейсах данного предприятия обслуживаются 24,5 тыс. пассажиров-льготников. Из них около 5 тыс. человек – это пенсионеры. Исходя из данных цифр, еженедельная компенсация должна составлять только по данному автопарку 1,5 млн тенге в день. Реально – 213 тыс. тенге в день. В год предприятие получает 77 млн тенге компенсации, а должно, согласно расчетам, 524 млн тенге.

В качестве аргумента транспортники приводят городское трамвайное управление, где на субсидии предусмотрено около 900 млн тенге.

Шесть автобусных парков Павлодара обеспечивают перевозку около 55% всего пассажиропотока.

Обращение руководителей предприятий вылилось в совещание, не доступное для СМИ. Все, что сообщили в пресс-службе акима города, – что проблема действительно существует.

«Рассматриваются различные пути ее решения. Вопрос в том, чтобы сохранить льготный проезд без ущерба всех сторон», – проинформировали в пресс-службе.

Отметим, подобные демарши перевозчики предпринимают не в первый раз, но в итоге все заканчивается увещеванием со стороны властей и согласием руководства автопарков оставаться социально ответственным бизнесом.

На этот раз транспортники уверяют, что готовы идти до конца.

К слову, с 1 марта в Павлодаре трамвайное управление вводит дифференцированную систему абонементов, а также снижает цены.

Согласно условиям акции, цена за проездной для всех категорий граждан, который ранее стоил 6,5 тыс. тенге, снизится до 5 тыс. тенге.

Кроме того, с марта начнется продажа проездных для различных категорий граждан. Так, проездные для школьников и пенсионеров будут стоить 2,5 тыс. тенге, для студентов всех учебных заведений – 3 тыс. тенге.

Марина Попова

В ВКО экспериментируют с системой электронного билетирования

Как приживается пробная версия  в Семее и какие ошибки прошлого учтут при внедрении системы в Усть-Каменогорске.

11 Февраль 2020 14:36 3519

В ВКО экспериментируют с системой электронного билетирования

Фото: zakon.kz

В Семее пилотный проект пошел «со скрипом» и скандалами. Работники автопарка не знали, как работать по новой системе, жители жаловались на пропажу денег с транспортных карт, перевозчики – на нехватку карт и валидаторов. В связи с этим срок полного запуска системы немного затянулся. Предполагалось, что систему электронного билетирования на всех маршрутах запустят  в начале декабря 2019 года, однако стартовала она только 20  января 2020 года.

«Система разработчика, ТОО Innoforce solutions, внедрена в полном режиме. Где нет стационарных валидаторов для считывания карт и принятия платежа, там есть переносные, которые имеются у кондукторов. Также  принят дифференцированный тариф, есть проезд за наличный и безналичный расчет, в карточках все льготы заложены, есть система оплаты банковской картой и посредством телефона. На сегодня 85% населения оплачивают картой», – говорит руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Нуржан Жумадилов.

По проекту «Внедрение и сопровождение автоматизированной системы контроля и оплаты проезда на общественном транспорте Семея» договор заключен между двумя частными компаниями: перевозчиком и компанией –  оператором по установке данной системы. Разработчик, ТОО Innoforce solutions, с каждой транзакции получает 8% от стоимости проезда. К примеру, с 80 тенге – 6,4 тенге. По данным на январь 2020 года, всего реализовано почти 150 тысяч смарт-карт: 109 835 стандартных, 28 тысяч школьных карт и свыше 12 тысяч льготных. Разработаны и работают приложения, по которым, заверяют чиновники, они могут  вести мониторинг количества пассажиров и финансового потока. Так что, мол, все будет прозрачно.

Ежедневно на маршрутные линии Семея выходит 322 единицы транспортных средств.
Стоимость оплаты за один проезд составляет 80 тенге по безналичному и 140 тенге по наличному расчету. В будущем оплату наличными планируется поднять до 160 тенге.

При этом в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог упреждают, что система в городе внедрена в пилотном режиме. Одной из причин запуска системы, говорят чиновники, стали обязательства перед банком. Ведь за приобретенные в кредит 170 автобусов через Банк развития Казахстана надо платить.

На ошибках учатся…

Тем временем в областном центре проект по внедрению электронного билетирования реализуют в рамках государственно-частного партнерства. Полный запуск планируется до конца нынешнего года.

«В рамках цифровизации транспортной отрасли 1 октября 2019 года подписан договор ГЧП по проекту «Внедрение и сопровождение автоматизированной системы контроля и оплаты проезда на общественном транспорте Усть-Каменогорска с созданием информационной системы диспетчеризации городского транспорта» с частным партнером, ТОО «IBA Казахстан». Сейчас установили серверы для обеспечения работы системы», – сказал заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО  Ернар Мустафин.

Стоимость  проекта составляет свыше 1,7 млрд тенге.    ТОО «IBA Казахстан» инвестирует собственные средства,  в дальнейшем власти компенсируют затраты  в течение четырех последующих лет. Кроме того,  из местного бюджета компания-инвестор будет получать порядка 300 млн тенге ежегодно за сопровождение проекта.

В первую очередь, до мая нынешнего года системой электронного билетирования будут оснащены трамваи и действующие автобусы, а  к концу года соответствующее оборудование установят и на новых автобусах. Напомним, что для Усть-Каменогорска через Банк развития Казахстана будет закуплено 85 автобусов.

«Закуп автобусов – это сложная процедура, придут они только в ноябре. В отличие от семейских, будут объемными. Автобусы отечественного производства, но стандарта евро-5, высшего класса и большей комфортабельности. Большие, низкополые, трехдверные автобусы – таковы наши требования к поставляемым транспортным средствам. Система мониторинга пассажирами тоже одно из обязательных требований. Та компания, которая устанавливает систему электронного билетирования и диспетчеризации, должна в обязательном порядке разработать специальную программу для смартфонов и компьютеров, чтобы пассажир в реальном времени мог отслеживать маршрут каждого автобуса», – отметил Ернар Мустафин.

Новые автобусы вместимостью до 105 человек направят на основные городские маршруты. На каждой двери  будет установлен валидатор, чтобы при входе пассажир сразу расплатился. На первых порах предусматривается работа консультантов, которые будут учить, как обращаться с устройством и как оплачивать проезд смарт-картой. Для того чтобы картой льготника никто другой, кроме него, не пользовался, ее персонифицируют, то есть они будут именные, с данными и фотографией лица, имеющего право на льготный проезд в общественном транспорте.

Что касается последующего высвобождения кондукторов, в управлении отмечают, что без работы они не останутся. Наиболее опытные кондукторы будут переведены на работу в  контрольно-ревизионную службу квазигосударственного предприятия (КГКП «Центр по управлению пассажирскими перевозками». – Авт.).

«Остальные в тех же парках  будут продолжать работать, так как система не может сама убирать, чистить салон, кому-то надо готовить салон к эксплуатации», – сказал господин Мустафин.

Кстати, со временем, как заметил Ернар Мустафин, автобусы без системы электронного билетирования не будут допускаться к обслуживанию пассажиров.

Сферу продолжает трясти

Напомним, что в Восточном Казахстане  вопрос обновления общественного транспорта  встал несколько лет назад. Однако задумка властей, предполагающая модернизацию общественного транспорта  за счет заемных средств, пришлась по душе не всем перевозчикам, и они отказались от участия в проекте. 

В 2018 году три крупных предприятия-перевозчика заявили, что их хотят убрать с дороги посредством незаконных налоговых доначислений.

Еще одна волна недовольств прошла в сентябре 2019 года в преддверии внедрения электронного билетирования, когда предприниматели заявили, что начался жесткий передел на рынке пассажирских перевозок.

А параллельно с внедрением электронного билетирования в Семее попал в скандал новый муниципальный автопарк, водители которого пожаловались на нарушение трудовых прав и давление со стороны руководства.

Жанар Асылханова, ВКО

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: