/img/tv1.svg
RU KZ
«Волчий билет» для автоперевозчиков

«Волчий билет» для автоперевозчиков

Будут ли расторгнуты договоры с автоперевозчиками Усть-Каменогорска, объявившими об отмене льготного проезда, решает областной суд ВКО.

12:22 17 Январь 2020 5762

«Волчий билет» для автоперевозчиков

Автор:

Ольга Ушакова

Фото: yk-news.kz

Конфликт между автоперевозчиками и акиматом Усть-Каменогорска, о котором стало известно прошлым летом, нашел свое логическое продолжение. В коллегии по гражданским и административным делам Восточно-Казахстанского областного суда приступили к рассмотрению апелляционных жалоб ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» и ТОО Voska на решение первой судебной инстанции – Специализированного межрайонного экономического суда ВКО. Тот 25 ноября прошлого года удовлетворил иск ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Усть-Каменогорска» к этим компаниям о расторжении договоров на организацию регулярных городских автомобильных перевозок пассажиров и багажа по более десятку маршрутов. Но автоперевозчики посчитали судебный акт СМЭС ВКО незаконным. 16 января к рассмотрению дела приступила апелляционная инстанция. Помимо руководства компаний, их доверенных лиц, на заседание пришли представители Палаты предпринимателей ВКО, Ассоциации автоперевозчиков ВКО, СМИ. Представители истца – отдела акимата Усть-Каменогорска – на судебное заседание не явились, прислав соответствующее письмо. Поэтому были заслушаны все аргументы представителей компаний-автоперевозчиков. Они просят отменить решение первой инстанции, отказать истцу в удовлетворении его требований в полном объеме.

Льготы есть, субсидий нет

Баталии акимата и автоперевозчиков в Усть-Каменогорске длятся много лет. В основном они сводятся к тому, что предприниматели уверяют: действующие тарифы на проезд в автобусах не соответствуют их затратам. Их обязали за свой счет возить льготных пассажиров, но субсидии за счет бюджета власти отказываются им платить. Причиной очередных баталий стало то, что в июне прошлого года ТОО «БЭСТ» и ТОО Voska письменно уведомили акимат об отмене льготного проезда детям и пенсионерам, которых они несколько лет возили за свой счет, в связи с тяжелым финансовым положением. По мнению акимата, таким образом автоперевозчики нарушили условия договоров от 1 января 2019 года, и он решил расторгнуть договорные отношения. Помимо этого, мэрия предъявила к ТОО Voska еще и претензии о нарушении условий договора по предоставлению технически исправного автотранспорта, нарушению регулярности движения автобусов на маршрутах, поскольку с 10 июня по 12 августа в разные дни на рейсы в этой компании не выходило до 25 автобусов. В июле автоперевозчики получили от акимата Усть-Каменогорска уведомления о расторжении с ними договоров в одностороннем порядке в порядке досудебного урегулирования.

Не отменили льготы, а только собирались

В судебных инстанциях представители ТОО Voska и ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» объяснили, что дальше переписки с акиматом о прекращении льготного проезда дело не пошло и фактически перевозить детей и стариков в полцены они продолжали. Но акимат предоставил в первую судебную инстанцию аргументы обратного – акты, которыми зафиксированы факты продажи детям билетов по полной стоимости – в 90 тенге за одну поездку. Суд положил их в основу своего решения. Такие доказательства со стороны представителей акимата Усть-Каменогорска автоперевозчики называют недопустимыми.

Основные доводы того, почему они были вынуждены написать в акимат об отмене льгот, автоперевозчики назвали еще в суде первой инстанции – из-за возросшей стоимости дизельного топлива со 115 до 195 тенге предприятия терпят убытки, долгое время местные исполнительные органы не решают вопросы тарифообразования, субсидирования убыточных и низкорентабельных маршрутов, из-за низкой доходности не хватает средств на поддержание всех автобусов в исправном состоянии. Также акимат, как говорят ответчики, не принял нормативный акт, который бы регулировал вопрос субсидирования затрат и убытков перевозчиков по льготному проезду. Более того, по словам автоперевозчиков, в законодательстве не указано, что предоставлять льготу пассажиру нужно за их счет. Такая обязанность якобы возникает только в том случае, если местные исполнительные органы будут субсидировать затраты.

«Практически все автоперевозчики Усть-Каменогорска нарушают свои обязанности по регулярности перевозок пассажиров из-за отсутствия субсидирования, но почему-то расторгнуть договоры акимат решил именно с нашими компаниями», – поставили вопрос ребром автоперевозчики.

Но Специализированный межрайонный экономический суд ВКО не внял их доводам. В своем решении он указал, что автоперевозчики обязаны предоставлять льготы определенным категориям пассажиров, исходя из договора и действующего законодательства.

«Договор подписан сторонами, и они достигли соглашения по всем его существенным условиям. Ответчик, действуя разумно и свободно, имел возможность оценить риск финансового бремени. Единый тариф для всех маршрутов в городском сообщении в 90 тенге за одну поездку установлен постановлением акимата Усть-Каменогорска 13 января 2017 года, задолго до заключения договоров между сторонами, и был известен ответчикам. Заключив договор в январе 2019 года на условиях, регулирующих особенности ответственности за его неисполнение, ответчики добровольно приняли на себя соответствующие обязательства», – сказано в решении СМЭС от 25 ноября 2019 года. 

Что решит областной суд?

В судебном заседании апелляционной инстанции председательствующий судья Дамир Абдугалиев, выслушав аргументы автоперевозчиков, которые просят отменить решение СМЭС ВКО, задавал им ряд вопросов и, в частности, поинтересовался: а если перевозки невыгодны экономически, то зачем они ими занимаются? Те ответили, что доходы-то есть, только они уходят на поддержание работы автотранспорта, оплату персонала, но на развитие предприятий их практически не хватает. Впрочем, для нормального функционирования автопарков их тоже маловато. Также судьи спросили, смогут ли другие компании выполнять работу за этих перевозчиков, если договоры с ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» и Voska будут расторгнуты? Предприниматели считают, что эту брешь на рынке сейчас закрыть некому. Расторжение договоров будет означать, что 140 автобусов одновременно сойдут с линии. Создаваемое в рамках модернизации общественного автотранспорта в Усть-Каменогорске ТОО New Bus при акимате города пока таким парком не обладает.

Более того, они рассказали inbusiness.kz, что, согласно письму из Агентства по противодействию коррупции РК в адрес Палаты предпринимателей ВКО, создание New Bus незаконно.

«Акимат Усть-Каменогорска пошел на такой шаг – расторгнуть договоры через суд – не случайно. Ведь их сроки истекают через пару месяцев, но тогда ТОО «Автотранспортный цех «БЭСТ» и ТОО Voska могли бы и далее участвовать в процессе городских автоперевозок. Если же с ними будут расторгнуты договоры в одностороннем порядке, то это закроет им дорогу на участие в тендерах по организации перевозок», – считают представители предприятий.

Предприниматели настаивают – это акимат не выполнял своих обязательств по возмещению убытков перевозчиков, которые те понесли из-за предоставляемых льгот, поэтому они имели полное право, исходя из статьи 284 Гражданского кодекса РК, приостановить исполнение своего обязательства. Но они повторяют: они не прекращали предоставлять льготы детям и старикам и не нарушали договорные обязательства. По их словам, в первой инстанции даже руководство Центра управления пассажирскими перевозками просило суд отказать акимату в удовлетворении иска. Но эта просьба была проигнорирована СМЭС ВКО. Какое решение примет областной суд, будет известно не скоро. Следующее заседание апелляционной инстанции назначено на 6 февраля 2020 года.

Ольга Ушакова

Генеральная прокуратура начала внеплановую проверку в МИИР

22 Октябрь 2020 13:52 2437

Генеральная прокуратура начала внеплановую проверку в министерстве индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, сообщает КазТАГ со ссылкой на информационный сервис Qamqor комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры.

«Объект проверки – государственное учреждение «Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан», – говорится в документе, ссылку на который опубликовал известный казахстанский журналист Михаил Козачков.

Проверка является внеплановой и проводится в период с 5 октября по 3 ноября. Орган, назначивший проверку, – Генпрокуратура.

«Вопрос проведения проверки (и предмет проверки. – КазТАГ): об утверждении правил технической эксплуатации автотранспортных средств. Приказ министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 547. Зарегистрирован в министерстве юстиции Республики Казахстан 30 октября 2015 года № 12 221», – сказано в документе.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Лебедь, рак и щука шымкентских автобусов – часть II

17 Сентябрь 2020 08:03 6274

Автобусники Шымкента написали письмо президенту Касым-Жомарту Токаеву.

Владельцы 11 автобусных компаний Шымкента обратились за помощью к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, передает корреспондент inbusiness.kz.

Предприниматели уверяют, что они получили уведомления о расторжении договоров на обслуживание городских маршрутов, хотя те были заключены до 2028 года. Самое страшное, по словам бизнесменов, что ради этих долгосрочных контрактов они приобрели автобусы в кредит, а теперь им нечем платить по счетам.

«Аким говорит, приобретайте новые автобусы, хорошо, мы согласны, а как быть с кредитами?! Те кредиты, которые наши ребята взяли на подвижной состав, кем они будут оплачены?! У кого 100 млн тенге, у кого 140, 135, 60 млн, которые под залог, под 30% ребята приобрели. Вопрос остается открытым. Как нам дальше жить? У меня (в ассоциации) на сегодня около 3 тыс. человек – это наши механики, слесари, водители, наши семьи. Если посчитать, в каждой семье по четыре-пять человек, это 20 тысяч остается за бортом. Мы вынуждены обратиться к президенту Токаеву с нашими больными вопросами», – говорит председатель ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов.

В ассоциацию входят сегодня 22 из 24 автобусных компаний, всего две недели назад inbusiness.kz писал, что все они и получили уведомления о расторжении договоров за нарушение договорных обязательств. При этом предприниматели уверяют, что их заставляют брать в кредит новые машины, приобретенные по линии БРК-лизинг АО «Социально-предпринимательская корпорация Shymkent» для специально созданного инвестиционного проекта «Шымкент-бас».

«У нашей компании вообще только 65-й маршрут остался, 52-й забрали. А мы провели обновление и купили в кредит 10 машин, 21 млн тенге должны банку. Как начался карантин, мы не можем заплатить, и средств нет дальше работать. А они говорят, приобретайте новые машины у СПК Shymkent. Причем нам говорят, что если договариваемся об условиях, то это будет секрет между СПК и перевозчиком, который мы не имеем права никому разглашать», – делится заместитель директора ТОО «Санжар-моторос» Бердибай Алтаев.

300 машин на дизеле было куплено АО «СПК Shymkent» в 2019 году и 590 на газе в 2020-м. При этом власти не раз говорили, что все автобусы уже в городе, теперь выясняется, что с газовым двигателем поступили в Шымкент всего 100 машин. Предприниматели сетуют, что из-за карантина потеряли 60% пассажиров. А теперь власти предлагают распродать имущество и взять новые машины в лизинг.

«Из 24 компаний только пять или шесть обновили состав. Вы же видите, даже газели ездят, в которых в полный рост невозможно стоять. Есть и такие перевозчики. И мы, как управление, отвечающее за эту отрасль, хотим, чтобы у горожан были комфортные автобусы. У нас 78 маршрутов, на сегодня из них 10 маршрутов вообще не функционируют. Перевозчики взяли, но не выезжают на них. Да, они убыточные. Но у одного перевозчика два-три, до десяти маршрутов. Если один убыточный, то другие прибыльные, он за счет этих маршрутов содержит убыточные», – предлагает предпринимателям нехитрую математику заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Мухтар Коканбаев.

При этом, по информации Мухтара Коканбаева, автобусы «Шымкент-бас» ежемесячно субсидируются на 250 млн тенге. Субсидии на обслуживание социальных маршрутов также получают компании «Т-Бас» и «Ман-Онтустик».

Также перевозчики поднимают вопрос отсутствия заправочных мощностей. В Шымкенте пока существует всего одна газозаправочная станция. В сутки можно заправить метаном 320 машин, две новые ГЗС обещают построить к новому году.

Обращение к президенту автобусники отправили в Акорду почтой и с большой надеждой ждут его помощи.

Напомним, 5 сентября по этому же вопросу состоялось очередное заседание совета по защите прав предпринимателей, после которого управлению пассажирского транспорта настоятельно порекомендовали отозвать уведомления о расторжении договоров. После этого бизнесмены даже ходили на прием к заместителю акима города Максуту Исахову, но говорят, что безрезультатно. Правда, теперь в управлении заявляют, что их неправильно поняли, уведомления, мол, были лишь об устранении многочисленных нарушений.

Мира Бахытова, Шымкент

Справка: акционерное общество «СПК Shymkent» образовано 13.09.2018 года в соответствии с приказом № 10. Учредителем и акционером общества является акимат г. Шымкента в лице ГУ «Управление финансов города Шымкента».


Подпишитесь на наш канал Telegram!