ОСИ против КСК: что тормозит реформу ЖКХ

15009

Объединения собственников имущества требуют ликвидации прежних органов управления жилым фондом страны.

ОСИ против КСК: что тормозит реформу ЖКХ Фото: Максим Морозов

Почему провалилась реформа, которая предполагала создание первой ступени местного самоуправления в виде объединения собственников имущества – ОСИ? Какие шаги необходимо предпринять для обеспечения жителей качественными услугами с прозрачными тарифами, рассказали на пресс-конференции алматинские активисты, организовавшие ОСИ в своих многоквартирных домах, сообщает inbusiness.kz

Реформа управления жилым фондом предусматривала отказ от прежней структуры КСК с передачей этих функций ОСИ, простым товариществам собственников жилья. Но, как показала практика, владельцы недвижимого имущества не спешат брать на себя ответственность за свое же имущество, а КСК продолжают свою деятельность, не только не торопясь передать свои функции собственникам, но и мешают деятельности ОСИ, тем самым откровенно саботируя инициированную президентом страны, реформу, сказали на пресс-конференции.

Как пояснил руководитель алматинского филиала РОО "Союз защиты прав потребителей и предпринимателей" Талгат Мухамедгалиев, официальная статистика относительно регистрации простых товариществ вызывает сомнения у общественников.

"Поправки в закон о жилищных отношениях появились не на пустом месте, а из-за большого потока негативных обращений в администрацию и на имя президента. Я помню, руководитель аппарата акима Алматы приводил статистику, что в одном только городе Алматы поступает около 70 тысяч жалоб на бездействие или некачественную работу КСК, и резонансные происшествия, происходящие с жилым фондом по всей стране, подтверждают это. Отсюда и возникла потребность внесения изменений в структуру управления фондом жилья, чтобы владельцы квартир стали, наконец, полноправными собственниками своего имущества, с возможностью самим управлять общедомовым имуществом.

Но, как показала практика, что-то пошло не так. Если посмотреть актуальную статистику по искам в сфере жилищно-коммунального хозяйства, то можно увидеть, что самые распространенные виды исковых заявлений, которыми завалены наши суды, – это принудительное изъятие документов у предыдущих органов управления жилым фондом",  рассказал о проблемах реформы общественный защитник Талгат Мухамедгалиев.

Как оказалось, зарегистрировать ОСИ и кондоминиум жилого многоквартирного дома – трудная задача, но главный проблемы для большинства ОСИ начинаются на этапе требований о передаче полномочий от КСК, рассказал один из первых организаторов ОСИ в городе Алматы Георгий Архангельский.

"Оформление сразу двух документов мы вели параллельно и практически одновременно зарегистрировали ОСИ и кондоминиум. С этого момента и начались проблемы. Мы уведомили председателя КСК о регистрации, на что получили от него ответ: мой дом  мои подвалы и ничего вы не получите от меня. Получив в управление имущество в середине 90-х годов, они уверовали в то, что государство передало им в собственность общедолевое имущество, которое по праву кондоминиума принадлежит собственникам жилья в этом доме.   

Естественно, начались суды. Мы прошли все инстанции. Судились с КСК почти год. Для КСК лакомым куском нашего дома были нежилые помещения площадью почти 600 квадратных метров. В итоге от одного из владельцев этой недвижимости мы уже добились уважительного отношения к ОСИ, со вторым собственником сейчас идут судебные разбирательства. Нам надо учиться отстаивать свои права.

Пройдя весь этот путь, можно сказать, что эта борьба стоила потраченных сил и времени. За два года самостоятельного управления нашим общим имуществом во всех подъездах дома мы провели ремонт электрощитовых и уже скопили более 2 млн тенге",  поделился своим опытом противостояния с КСК Георгий Архангельский.

"Единственное, в то время, когда шла борьба за наши права с председателем КСК, со счетов нашего дома он оплачивал не только судебные издержки, но и ремонтные работы по дому, которых не было и в помине. В результате этих махинаций вместо 1,4 млн тенге, которые должны были быть там, мы получили в итоге всего 34 тыс. тенге",  подытожил Георгий Архангельский.

Если бы все ПКСК и КСК вели свою деятельность в рамках Закона "О жилищных отношениях", то до сегодняшнего дня не возникал бы вопрос об их ликвидации, считает председатель одного из ОСИ Жадыра Машканова.

"Понимая это, государство инициировало внесение и изменение поправок в этот закон, подписанных президентом 26 декабря 2019 года. Но лобби в лице заинтересованных председателей КСК/ПКСК/УК, пытающихся любой ценой сохранить за собой свои незаконные, местечковые "империи", которые понимают, что по результатам проверки их деятельности могут вскрыться нарушения, и они будут привлечены не только к административной, но и к уголовной ответственности.

Кроме того, эти образования стали объединяться и выступать учредителями ассоциаций КСК, которые в судебных процессах в большинстве своем выступают против интересов собственников квартир за счет средств, перечисляемых этими собственниками на содержание своего общедомового имущества.

Таким образом, только с ликвидацией незаконных, нелегитимных ПКСК общедомовое имущество будет выведено из-под их управления, что позволит жителям зарегистрировать кондоминиум, а затем зарегистрировать другую, предусмотренную законодательством, организационно-правовую форму управления.

Пока это не случится, беззаконие не прекратится, потому что не собственники квартир работают на председателя ПКСК, а председатель должен работать на своих работодателей. Но вопреки всему они продолжают свою деятельность, нарушая законодательство и вызывая массовое недовольство населения.

27-летний период управления КСК привел не только к проблемам жилого фонда страны, но и к откровенному саботажу жилищной реформы, к отказу передачи финансовой, технической документации многоквартирных жилых домов (МЖД), дезинформации собственников и бесконечным судебным разбирательствам. Необходимо прекратить дальнейшую деятельность старой формы управления ПКСК/КСК в многоквартирных жилых домах, как изначально и заявлялось в Законе "О жилищных отношениях", подписанном президентом 26 декабря 2019 года",  озвучила Жадыра Машканова свое видение причин бойкотирования ОСИ со стороны прежних форм управления жилым фондом.

ОСИ, участником которого является Балжан Турлыбек, уже длительный срок не может вернуть средства жильцов дома со счетов КСК.

"Главный вопрос – почему у государства нет никаких методов воздействия на КСК? За один год управления ОСИ мы сделали больше, чем КСК, который управлял домом в течение 17 лет, хотя управлением это назвать нельзя – мы их просто содержали. В какой-то момент жильцы дома отказались оплачивать расходы на содержание и вызвали службу санитарно-эпидемиологического контроля, чтобы зафиксировать то, что творилось в подвале нашего дома. Получив предписание устранить нарушения в течение двух месяцев, КСК ничего не сделал, за что и был оштрафован. И теперь председатель этого КСК отказывается возвращать средства жильцов, накопленные на капитальный ремонт, ссылаясь на этот штраф.

Еще один вопрос возникает по поводу того, почему реформа накладывает новые обязанности на ОСИ, то, что никогда не требовалось от КСК? Каким образом мы должны сейчас проводить ремонты в домах и одновременно оплачивать, например, страховку, предусмотренную поправками в закон? Для нас это очень большие деньги.

Я понимаю, что все эти годы мы, то есть жильцы, вели себя безответственно, не интересовавшись тем, что творится в нашем доме, платя КСК и переложив на них всю ответственность. Учитывая, что коммуникации и инженерные сети многих домов сейчас находятся в плохом состоянии, мне хочется спросить: куда нам бросаться, чем заниматься в первую очередь? Для того чтобы судиться с КСК, необходимы средства на оплату юристов, а наши деньги у КСК",  подняла острые вопросы Балжан Турлыбек.

За два года, с момента старта реформы в области жилищного хозяйства, в закон было внесено уже два пакета поправок, и, как считает общественный защитник Талгат Мухамедгалиев, вскоре будет внесен третий пакет.

При подготовке изменений, по мнению общественников, в первую очередь необходимо проанализировать всю судебную практику, касающуюся исков ОСИ в отношении КСК и прежних ОСИ.  Сейчас законы не предусматривают никакой ответственности за нарушения со стороны прежних органов управления жильем.

Во вторых, как было озвучено на пресс-конференции, для продвижения реформы необходимо по всей стране создать центры по поддержке этой реформы, по аналогии с ЦОН для населения в сфере ЖКХ, где люди могли бы получить поддержку от государства в оформлении необходимых документов, через которые, в том числе, государство получало бы обратную связь от собственников жилья.

И, конечно, необходим план по реализации реформы, в котором бы были закреплены не только временные рамки выполнения пунктов этой реформы, но и ответственность чиновников за срыв этих сроков, подытожили собравшиеся.

Напомним, что месяц назад, выступая на расширенном совещании по вопросам социально-экономического развития страны, глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что реформа, направленная на внедрение института ОСИ не доведена до конца.

"Наряду с ОСИ по-прежнему функционируют КСК. Мы с этой реформой ОСИ сильно ошиблись. В таких условиях главная задача – обеспечить людей качественными и прозрачными услугами – не выполняется", – сказал президент на заседании правительства.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться