По данным Союза автотранспортников Казахстана, проблема нелегальных перевозчиков пассажиров актуальна для всего Казахстана. Однако в Костанайской области ситуация наиболее острая. Усугубляет проблему близость к границе с РФ. Речь о том, что билеты на рейсы с отправкой с местных автостанций продают на российских сайтах, сообщает inbusiness.kz.
Часто посадку пассажиров осуществляют сразу за забором автостанции в Костанае. И используют при этом транспорт, запрещенный для работы на международных пассажирских маршрутах.
Старые песни о…
Очередное совещание на тему борьбы с нелегальными перевозчиками пассажиров прошло на площадке Палаты предпринимателей Костанайской области. Очередное, потому что проблеме уже минимум лет 10. Всерьез усугубили ситуацию коронавирус и сопутствующие ему ограничения. Причем это коснулось всего Казахстана. Сегодня в этой борьбе легальные перевозчики откровенно проигрывают предприимчивым нелегалам.
За все эти годы реальных подвижек в борьбе с нелегалами не произошло. Как отметил один из руководителей костанайской автотранспортной компании Леонид Кушнир, меняются лишь ответственные за эту работу сотрудники госорганов и полиции. Ситуация неизменна много лет.
"На российских сайтах начали продавать билеты на минивэны Toyota Alphard, которые в принципе нельзя использовать на международных пассажирских маршрутах. И отправление ставят с автостанции Костаная. Мы делали контрольные закупки билетов, готовили вместе с госорганами рейдовые операции. Но в день проведения операции наших пассажиров незадолго до отправления уведомляли об отмене рейса", – поделился сложившейся практикой предприниматель.
По данным костанайских перевозчиков, они готовили и направляли запросы в курирующие сферу перевозок госорганы Казахстана и России. Компании, указанные в билетах, приобретенных на российских сайтах, не включены в реестры РК и РФ.
По подсчетам предпринимателей, ведущих легальный бизнес, на рейсах Костанай – Челябинск и Костанай – Екатеринбург работает несколько десятков минивэнов, в каждом из которых до восьми посадочных мест и правый руль. По данным департамента полиции Костанайской области, в регионе зарегистрировано 106 таких автомобилей.
Многие нелегалы постоянно курсируют по маршрутам, но полиция и транспортная инспекция бездействуют. Хотя они нарушают не только нормы Предпринимательского кодекса, работая без соответствующих уведомлений, но и правила перевозки пассажиров.
Под личиной
Как отметили предприниматели, они видят рабочую схему, когда указанные в билетах ИП выступают в качестве диспетчеров, а на посадку к автостанциям подъезжают близкие к точке отправки автомобили.
"Мы выступаем за то, чтобы вывести их в легальное поле. Пусть обклеят свои автомобили как такси и работают. Пусть платят налоги, несут ответственность за безопасность пассажиров", – резюмировал Леонид Кушнир.
Директор автостанции "Саяхат" в Костанае Ольга Терехова в разговоре с корреспондентом inbusiness.kz рассказала, что электронное билетирование на самом деле весьма популярно среди пассажиров. Около 80% всех билетов продают онлайн, хотя на сайте они немного дороже, чем в кассах автостанций.
"Жалоб со стороны пассажиров на необходимость ехать за билетом на станцию, конечно же, стало меньше. Но мы сталкиваемся с тем, что от нашего имени продают билет, и пассажиры верят в то, что едут с легальным перевозчиком. Мы же не можем сами бороться с нелегалами, у нас нет полномочий и возможности", – отметила Терехова.
Такая практика опасна тем, что в случае ДТП часть претензий могут предъявить именно автостанции, как одной из сторон сделки по покупке билетов.
Увы, аварии с участием нелегальных перевозчиков происходят регулярно. В том числе в Костанайской области. В полиции называют причины: превышение скорости, неправильный обгон и так далее. Итог – травмы и смерти.
По признанию участников легального рынка пассажирских перевозок, после каждого такого ДТП полиция усиливает контроль за нелегалами, но эффект оказывается временным.
Процесс
На уровне республики разработана и принята дорожная карта по борьбе с нелегальными перевозчиками. Вот только в Союзе автотранспортников признали, что пока результатами похвастать не могут. Хотя и рекомендовали костанайским госорганам и перевозчикам еще раз изучить документ.
На вопросы перевозчиков в полиции и транспортной инспекции обычно отвечают, что нет алгоритма выявления и наказания нелегалов, не хватает людей, суды отменяют протоколы по статье 463 Адмкодекса за занятие предпринимательской деятельностью без соответствующих разрешений/уведомлений. Чаще всего сами протоколы нарушений, как оказывается, составлены некорректно. Такова озвучиваемая в рамках различных заседаний практика.
Сами перевозчики говорят о недобросовестной конкуренции, из-за которой в регионе уже не осталось автовокзалов. В Костанае теперь только автостанция, остальные помещения здания бывшего автовокзала отдали под рынок. Во многие районы нет регулярных автобусных рейсов. Нельзя уехать прямым рейсом из Рудного в Челябинск или Екатеринбург. Проблемных точек множество.
"Мы не понимаем, как в существующих условиях развиваться. Анализируя опыт российских коллег, видим, что новая техника и электронное билетирование не решают проблему конкуренции с нелегалами. Пассажиров не становится больше", – отметил Леонид Кушнир.
В ответ на предоставленные доказательства нарушений законодательства о перевозках пассажиров, включая фото- и видеофиксацию, представители правоохранительных органов лишь разводят руками и обещают разобраться в ситуации.
В скором времени планируют еще одно заседание по этой проблеме. На уровне правительства. Костанайский опыт предлагают "показать лицом". Сами предприниматели еще надеются, что регион может стать площадкой для отработки работающего алгоритма борьбы с нелегалами.
Фото автора и предоставлены перевозчиками Костанайской области
Главное фото: Изображение от awesomecontent на Freepik
Читайте по теме:
Почему минтранс Казахстана не любит отечественных автоперевозчиков?