Из-за пандемии коронавируса встала работа петропавловского автовокзала.
Межгород либо ограничен, либо под запретом. Зато особенно оживились нелегальные перевозчики, сообщает inbusiness.kz.
Максимум – 300 км
Пассажирские перевозки, как и практически любой другой ранее налаженный бизнес, в период пандемии коронавируса изрядно потрепало. Закрытие городов и сел на карантин, запрет на передвижение общественного транспорта как внутри населенных пунктов, так и вне их – явно о прибыли и мечтать не приходится. А вот убытки еще предстоит подсчитать, наверняка, не один раз.
Сейчас регионы Казахстана по-прежнему особенной стабильности по распространению КВИ не отличаются и потому то и дело кочуют от зеленой зоны к красной. И если городские перевозчики в Северо-Казахстанской области худо-бедно работают, хоть и вновь с локдаунами выходного дня, то межгородские или межобластные маршруты попросту встали и сегодня доведены до критической точки.
В такой ситуации, например, находится Петропавловский автовокзал. Об этом на недавнем заседании регсовета по защите прав предпринимателей рассказала директор компании Александра Сысоева. Согласно установленным в период пандемии правилам, передвижение межрегиональных автобусов зависит от того, насколько сильно бушует вирус. Зеленая зона – дороги открыты, можно спокойно отправляться в маршрут. Желтая – ситуация похуже, но не фатальная – разрешены сообщения на расстояние не более 300 км. Красная, соответственно, подразумевает полный запрет.
В Северо-Казахстанской области сейчас зафиксирован последний, не слишком оптимистичный вариант. Правда, с конца декабря прошлого года и до 19 января 2021-го возможность осуществлять междугородние перевозки была, но из-за недопонимания между бизнесом и госорганами маршруты так и не заработали. И, пока автовокзал простаивает, нишу межрегиональных перевозчиков захватывают "бомбилы". Для них нет никаких ограничений, нет границ по расстояниям и, конечно, нет гарантий санитарной безопасности.
"Мы девять месяцев находимся в такой ситуации, что нелегальный бизнес работает и процветает, транспорт идет во все регионы, а мы нет. Даже с нашей привокзальной площади водители перешли с легковых авто на микроавтобусы. Получается, мы в разных правовых полях с ними находимся. У них нет ни санитайзеров, ни сопроводительных документов, а наши автобусы не могут выехать в города ближайшие. На сегодня предприятие уже несет убытки в размере 9 млн тенге, и у нас стоит вопрос – что делать дальше?" – рассказала директор автовокзала.
Вопрос вызывает и ограничение по расстоянию в желтой зоне. 300 км – это максимум Кокшетау, Щучинск и Боровое. Маршруты на соседний Костанай уже не предполагаются, Нур-Султан также мимо. Отличное поле для расцвета нелегальных перевозок, поскольку эти пункты на карте одни из самых популярных у североказахстанцев.
Нелегальные перевозки: как это работает?
Летом 2020 года корреспонденту inbusiness.kz довелось прочувствовать всю "прелесть" нелегальных перевозок. Служебная необходимость позвала в столицу, так как дело было срочным, а автовокзал не работал, пришлось доверить свои жизнь и здоровье "бомбилам". Четыре тысячи тенге до Кокшетау, и там снова искать транспорт, чтобы попасть уже в саму столицу.
Обычно водитель тебя находит сам. В дело тут же вступают "рыночные отношения", исход которых зависит от того, насколько дорогой получится поездка. Утвержденных тарифов нет, и суммы берутся "с потолка". Примечательно, что таксист не стесняется нагло хитрить – за поезду из Кокшетау до Нур-Султана с первого найденного пассажира берет 10 тыс. тенге и обещает тому, что тот поедет с комфортом и в гордом одиночестве.
Но деньги взяты, и "предприниматель" тут же находит еще нескольких бедолаг, которым нужно попасть в главный город Казахстана. С каждым пассажиром он договаривается индивидуально: с одного берет всего три тысячи тенге, а с другого уже семь тысяч тенге. Первый пассажир, которому обещали одиночный рейс и взяли десятку, недоумевает, возмущается, на что водитель со свойственной ему простотой отвечает: "А что, жалко что ли?" Учитывая, что деньги уже заплачены, альтернативы в виде других машин близко не видно, пассажир оставляет претензии. Водитель, довольный тем, что хитрость сработала, отправляется в путь.
Стоит ли говорить, что подобные поездки опасны? Безусловно. Ближе к столице водитель явно начинал клевать носом за рулем, спасаясь энергетиками и битьем самого себя по щекам. О какой-либо санитарной безопасности также речь не идет: ни санитайзера, ни банальных влажных салфеток в машине, как правило, не имеется.
Пусть этот пример, возможно, единичный, но очень наглядно демонстрирующий, что запрет на пассажирские перевозки не смог бы никак остановить разгул коронавируса, поскольку у нелегального такси "руки развязаны". Представители официального бизнеса уверены, что необходимо пересмотреть вопрос с километражем и увеличить его с 300 хотя бы до 500-550 км, чтобы охватить больше городов и обеспечить максимально безопасный проезд граждан.
Павел Притолюк
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!