Подготовка к собеседованию: как получить работу мечты?

4177

Эти шаги помогут успешно пройти интервью с работодателем.

Подготовка к собеседованию: как получить работу мечты? Фото: Inbusiness/Midjourney

Грамотная подготовка к собеседованию – неотъемлемый элемент успешного старта на пути к работе мечты. От знания особенностей компании до умения ясно и уверенно выражать свои мысли — каждая деталь играет роль в создании впечатления на интервью. Как правильно подготовиться к успешному собеседованию, inbusiness.kz узнал у hh.kz.

Как правильно готовиться к собеседованию

Ведущий менеджер по маркетингу и PR HeadHunter Рахима Махмудова рекомендует сначала изучить информацию о компании: сайт, информацию в открытых источниках (статьи, интервью, новости), официальные группы в социальных сетях, профили компании на сайтах, розничные точки для клиентов (офисы продаж, магазины, ПВЗ, автосалоны и т. п.), если такие есть у компании. Затем внимательно прочитать описание вакансии и сопоставить требования со своими знаниями, навыками и опытом. И последнее – вспомнить примеры из собственного опыта, которые будут демонстрировать соответствие кандидата заявленным в вакансии требованиям.

На собеседовании вопросы может задавать не только работодатель, но и кандидат. Вот несколько примеров вопросов, которые можно задать работодателю прежде, чем устраиваться на работу:

  • Какие цели будут стоять перед сотрудником на этой позиции на ближайшие полгода-год?
  • По каким конкретно KPI вы оцениваете работу?
  • Какие задачи входят в должностные обязанности? Из чего складывается типичный рабочий день (вплоть до мелочей)?
  • Сколько в среднем длится рабочий день? C чем обычно связаны переработки?
  • Как часто и в каком виде нужно сдавать отчеты о работе?
  • Сколько человек сейчас работает в команде? Планируется ли расширение?
  • Что произошло с моим предшественником — почему он ушел или уходит? Можно ли с ним пообщаться?
  • C какими сложностями я могу столкнуться в процессе работы?
  • Через какой период я смогу уйти в отпуск? Как вообще организован уход в отпуск в подразделении? Например, надо ли быть постоянно на связи? И как решается, кто меня заменит?

Виды собеседований и их особенности

Телефонное/предварительное интервью (удаленно, проводит рекрутер)
Цель: первично оценить коммуникативные навыки, основные знания и опыт кандидата, выявить материальную и нематериальную мотивацию (от 5 до 30 минут).

Видеоинтервью — запись на видео коротких ответов на 5-7 вопросов

Цель: первично оценить коммуникативные навыки, основные знания и опыт кандидата, выявить мотивацию.

Биографическое интервью (удаленно или лично, проводит руководитель или рекрутер)

Цель: более подробно оценить опыт и знания кандидата, его профессиональный уровень, мотивацию, соответствие ценностям компании, а для некоторых позиций — лидерские качества (30-90 минут).

Интервью по компетенциям (удаленно или лично, проводит руководитель или рекрутер)

Цель: оценить, насколько соискатель соответствует портрету идеального кандидата, проверить наличие конкретных знаний и умений (hard skills) и личных качеств (soft skills). Отличительная особенность: разговор строится на основе кейсов (60-90 минут).

Ассессмент-центр/центр оценки

Цель: поставить соискателя в конкретные рабочие ситуации, дать решить наиболее близкие к будущей работе задачи в условиях, приближенных к реальным. Как правило, в центре оценки принимает участие несколько кандидатов на одну и ту же позицию (от 90 минут до 12 часов).

Командное собеседование

Цель: проверить соответствие кандидата культуре и ценностям компании, выявить, насколько вероятно органичное вливание в команду.

Кто есть кто на собеседовании

Рекрутер/HR/представитель рекрутингового агентства

Оценивает soft skills, мотивацию, соответствие культуре и ценностям компании, общее соответствие заявленным в вакансиях требованиям. Может ответить на вопросы о корпоративной культуре, принципах работы с сотрудниками в компании, о карьерных возможностях, компенсационном пакете, об особенностях команды и руководителя. В его интересах — высокая скорость закрытия вакансии, удовлетворенность нанимающего менеджера и успешное прохождение сотрудником испытательного срока.

Нанимающий менеджер

В большей степени интересуется профессиональными качествами (hard skills) — знаниями, умениями, соответствующим опытом. Подбор людей в команду для него не основная задача, а вынужденная мера. Его интерес — найти сотрудника, наиболее близкого к портрету идеального кандидата, который будет эффективно выполнять свои задачи. От решения нанимающего менеджера на 90% зависит исход вопроса по кандидату.

Служба безопасности (СБ)

В некоторых случаях проверяет благонадежность, честность кандидата и отсутствие в его прошлом “криминала” (случаев мошенничества, коррупции и т. п. Интерес службы безопасности — перестраховаться, не допустить в компании инцидентов. Сотрудники СБ могут использовать при собеседовании психологические инструменты или методы графологии, физиогномистики, полиграф, анализ различных баз данных (судебные, административные, “черные” списки работников).

Топ-менеджер/СЕО

Выступает как совещательная единица, проверяет потенциал сотрудника, его соответствие долгосрочной стратегии, культуре и ценностям компании.

Коллеги/подчиненные

В некоторых компаниях в процессе подбора руководителя или нового коллеги принимают участие члены команды. Их задача — оценить соответствие кандидата культуре компании, понять, насколько гармонично он вольется в новый коллектив и сможет ли эффективно взаимодействовать с заказчиками из других отделов компании.

Стратегия поведения на собеседовании

На собеседовании Рахима Махмудова рекомендует быть спокойным, настроиться на интересное позитивное общение, выстраивать диалог и отношения с собеседником, слушать вопросы до конца и отвечать прямо, следить за речью (темп, интонация, выражения), подкреплять свой рассказ примерами, запрашивать обратную связь, уточнять, если что-то не понятно, задавать свои вопросы.

Самые популярные вопросы на собеседовании:

“Расскажите о себе”

Рассказ о себе должен продолжаться около 4-5 минут, отвечая на вопрос: “Почему вы подходите на данную позицию?”. Поэтому рекомендуют выбирать факты из своей биографии, наиболее подходящие для ответа на этот вопрос. В своем рассказе нужно осветить:

Мотивацию. Чем и почему нравится/интересна данная профессия или функционал?

Опыт. Нужно коснуться тех мест, где набраны опыт и знания, которые будут использованы на данной позиции.

Достижения и результаты. Рассказать факты, подтверждающие, что вы подходите для этой роли (реализованные проекты, заработанные или сэкономленные деньги и т. п.).

“Приведите примеры ваших достижений”

Лучше всего иметь в запасе не менее пяти достижений, которые касаются результатов вашей работы и их влияния на бизнес (прибыль, выручка, сокращение расходов, избежание рисков, увеличение скорости, открытия, завоеванные доли и т. п.).
Также лучше иметь в запасе 1-2 личных достижения (учеба, семья, спорт, увлечения, наука, творчество).

“Назовите 5 слабых и 5 сильных ваших сторон”

Нужно составить два списка слабых и сильных сторон и взять их с собой на собеседования.

Сильные стороны. Чтобы их сформулировать, вспомните, за что вас чаще всего благодарят, что у вас получается лучше всего и с какими просьбами к вам обычно обращаются коллеги и близкие. Примеры сильных сторон: коммуникабельность, умение понятно объяснять, публичные выступления, стремление к развитию, креативность и т. п.

Слабые стороны. Выбирайте такие слабые стороны, которые не являются критическими для данной работы. Признайтесь в мелких недостатках, покажите, что знаете об их наличии и научились с ними справляться (например, “могу опаздывать, поэтому выхожу всегда на 15 минут раньше”). Также имейте в виду, что слабые стороны — оборотная сторона сильных сторон, и это обязательно нужно использовать на собеседовании (например, “не люблю, когда мне говорят, что надо делать” означает “я сам знаю, что делать, и могу рассказать об этом другим, у меня есть своя точка зрения”).

“Почему вы ушли с предыдущей работы?”

Ответ на этот вопрос формулируйте только от первого лица: “Я принял решение покинуть компанию” (даже если вас сократили). При этом акцентируйте внимание не на негативной причине, по которой вы ушли (плохая культура, постоянные переработки, токсичный начальник), а на том, к чему вы идете (“ищу компанию с сильной корпоративной культурой, близкой мне по духу”, “ищу возможности жить в балансе и рационально распределять свой ресурс в работе”, “хочу работать со зрелым, мудрым руководителем, с которым я могу расти не только как профессионал, но и личностно”). Избегайте критики предыдущего работодателя: на собеседованиях о бывших коллегах нужно говорить только в позитивном ключе (отмечать позитивные качества, выражать благодарность, можно косвенно упоминать о незначительных недостатках).

“На какую заработную плату вы рассчитываете?”

Имейте заготовленную цифру, основанную на данных по рынку труда. Называйте сумму на 15-20% выше минимального уровня, на который вы рассчитываете, поскольку работодатель почти наверняка будет торговаться и просить снизить ваши запросы.
Сразу уточняйте про систему премий и бонусов, выясните, как вы можете влиять на свой доход. Спросите про полный пакет вознаграждения и все льготы, которые вам готова предоставить компания, — так вам будет легче ориентироваться, где вы можете подвинуться и это для вас все равно будет выгодно.

Чем заканчивать собеседование

Обратная связь

“Попросите вашего собеседника рассказать о своих впечатлениях после вашей встречи, насколько высоко он оценивает ваши шансы на успех по данной вакансии, в чем он видит ваши сильные стороны, в чем остались сомнения? При этом не вступайте в споры и перепалки, а какие-то нюансы лучше нивелируйте в благодарственном письме или на следующей встрече”, – рекомендует Рахима Махмудова.

Благодарность за уделенное время и интересную беседу

Постараться подытожить встречу и расставить акценты на своих сильных сторонах.

Дальнейшие шаги

“Узнайте, как будет строиться ваше дальнейшее общение, сколько времени может занять процесс отбора и из каких шагов он состоит, как скоро вам ожидать обратной связи от работодателя”, – сказала специалист.

Уточнения

Нужно уточнить, каким способом можно связаться с собеседником в случае необходимости (email, телефонный звонок, сообщение в мессенджере и др.). Эта информация может понадобиться в случае, если компания не вернется с обратной связью в течение обозначенного срока.

Благодарственное письмо после собеседования

“По окончании интервью вы будете знать гораздо больше о компании, об обязанностях и о других деталях, которые изначально вам не были известны. При этом есть вероятность, что вам не удастся подчеркнуть в ответах на вопросы именно те компетенции, которые ищет работодатель”, – отмечает Рахима Махмудова.

Чтобы это исправить, в благодарственном письме после собеседования рекомендовано попробовать сформулировать ответы на следующие вопросы:

  • Что вы можете, чего не могут другие кандидаты?
  • Какие ваши навыки помогут решить проблемы в компании?
  • Какие основные потребности работодателя вы сможете удовлетворить?
  • В чем состоят ваши преимущества с точки зрения работодателя?
  • Почему работодатель должен отдать предпочтение именно вам?

“Также заранее подумайте, какие возражения могли возникнуть со стороны потенциального работодателя и какие слабые стороны он мог увидеть в вашем профессиональном опыте. Именно на них необходимо сделать фокус и попытаться снять все возможные сомнения. Такое письмо можно отправлять после интервью, но не позднее чем на следующий день”, – говорит специалист.

Лучше постараться не навязываться и не повторять ту информацию, что уже была указана в сопроводительном письме и на собеседовании. В благодарственном письме нужно описать только дополнения, не нужно отвечать на все вопросы.

Читайте по теме:

Как понравиться работодателю на собеседовании. Советы психолога

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться