Представители бизнес-сообщества да и некоторые депутаты в парламенте не раз высказывали точку зрения, что повышение налога на добавленную стоимость (НДС) до 16% лишь усугубит экономическое положение и поспособствует задержке развития отечественного производства, росту инфляции и увеличению бедности среди населения, передает inbusiness.kz. На это в министерстве нацэкономики утверждают: данный шаг имеет фискальную цель сбалансировать бюджет. Чтобы снизить зависимость от нефтяных денег, нужно поднимать эффективность бюджетных средств. В нынешнем виде расходная часть перегружена социальными обязательствами перед населением, констатировал министр нацэкономики Алибек Куантыров.
При подготовке Налогового кодекса проведено более 200 встреч. Каждая норма до сих пор открыто обсуждается в парламенте через онлайн-семинары, встречи с экспертами и представителями бизнеса, заявил Алибек Куантыров накануне на пресс-конференции в Доме экономики.
"Повышение ставки НДС не единственный источник повышения доходов и пополнения бюджета. Это лишь один из инструментов, параллельно идут повышение эффективности бюджетных средств, оптимизация и улучшение администрирования. Ежегодно благодаря администрированию в бюджет государства, в том числе за счет цифровизации, поступает не менее 700 млрд тенге. В целом, когда НДС снижался, ожидалось, что теневая экономика снизится. Но когда больше даешь преференций и по льготным ставкам, и по специальным налоговым режимам, не факт, что это приведет к улучшению. Определенные трудности вначале будут, но я думаю, что государство с этим справится и налогоплательщики к этому придут", – ответил Алибек Куантыров на вопрос корреспондента inbusiness.kz.
В настоящее время в Казахстане насчитывается 2,5 млн налогоплательщиков-предпринимателей, а количество плательщиков НДС составляет 5,6% (122 тыс). В структуре этих 122 тыс. предпринимателей основные – в розничной торговле и сельском хозяйстве. Сейчас в стране 190 видов деятельности в розничном налоге, к которым добавляют еще 190 и намерены расширить до 380 позиций. Это позволит расширить сферу охвата специального налогового режима розничного налога, что обеспечит снижение налоговой нагрузки для субъектов малого и среднего бизнеса. Кстати, документ об этом на днях был опубликован на портале "Открытые НПА" и будет в публичном обсуждении до 28 декабря текущего года.
Говоря о конкурентоспособности, в министерстве нацэкономики дали понять, что отечественные товаропроизводители, в отличие от импортеров, значительно выиграют.
"Фактически плательщики НДС перестали быть таковыми. У нас все сельское хозяйство вместе с переработкой дает 120 млрд тенге налогов в бюджет, от НДС они освобождены. Все крестьянские хозяйства, которые производят у нас сельскохозяйственную продукцию, – неплательщики НДС. У юрлиц есть минус 70%, так называемый допзачет. Таким образом, когда мы говорим о конкурентоспособности, то импортный товар, когда заходит в Казахстан, платит 16%, а казахстанские товары будут без НДС, со сниженной ставкой. По ценообразованию способность отечественного товара растет", – отметил вице-министр Азамат Амрин.
Он также сообщил, что в связи с часто звучащим доводом по увеличению теневой экономики министерство сделало анализ по размеру теневой экономики и существующей ставки НДС в разные периоды, начиная с 2000 года. Например, в 2020 году ставка НДС была 20%, и она снижалась до 12% в 2009 году. Так вот, по его словам, общий объем теневой экономики в торговле, когда пороги увеличивались и ставка снижалась, вырос до 8-9% в 2017 году. То есть при увеличении ставки нет прямой зависимости с теневой экономикой, делают вывод в министерстве нацэкономики. Последние три года, с 2019-го по 2021-й, теневая экономика в торговле снизилась. Причина этому – пандемия, когда все перешли на безналичный расчет, который дал эффект снижения теневой экономики.
"При снижении ставки НДС мы также проанализировали ценность продуктовой корзины с 19 наименованиями. Несмотря на то, что ставка снижалась с 20% до 12%, цены все равно продолжали расти. Это опять же никак не привязано. Например, медикаменты освобождены от НДС, но цены на них продолжают расти – нет привязки", – подчеркнул Амрин.
Между тем пока в Казахстане решили повышать ставку НДС до 16%, ссылаясь на Россию, Беларусь и Армению с их 20%, в Китае ставка – 13%, в Кыргызстане и Узбекистане – 12%, Южной Корее – 10%, ОАЭ и Канаде – 5%. Как видно, низкая ставка НДС не мешает им экономически развиваться и пополнять госбюджет.
Отвечая на вопросы корреспондента inbusiness.kz, спикеры ответили: прежде чем принять решение о том, повышать ставку НДС до 16% или нет, в министерстве изучали мировой опыт и больше склоняются к повышению.
"Можно и дальше снижать налоги, но в условиях дефицита бюджета, который сейчас есть, снижать налоги безответственно, на мой взгляд. Потому что мы и так освободили на три года индивидуальных предпринимателей, бизнес не платил налоги – проверок не было, но из тени никто не вышел. Налоги не панацея от всего, не только налоговыми стимулами надо принимать меры. Есть отраслевые механизмы, которые должны приниматься, и благодаря им должны увеличиваться налоговая база и поступления налогов в бюджет", – подчеркнул вице-министр.
При этом министр Алибек Куантыров добавил, что бизнес должен обеляться и нести персональную ответственность, фискальную ответственность и понимать, что у государства большие задачи: в том числе помогать бизнесу, с одной стороны. Но с другой стороны, у него есть огромный социальный груз, который нужно удовлетворять, что будет реализовываться сейчас в весьма непростых условиях.
"Здесь надо с пониманием относиться – как государству к бизнесу, так и бизнесу к государству, потому что на нем много социальной ответственности и в других сферах. Отраслевые политики должны правильно работать, Налоговый кодекс не единственный инструмент", – резюмировал министр.
Читайте по теме:
МНЭ увязывает повышение НДС с сокращением трансфертов из Нацфонда