– Вера Ивановна, поправки в Налоговый кодекс, подписанные президентом страны, на первый взгляд внушают надежду на улучшение ситуации с налогообложением. Как Вы считаете, будут ли изменения соответствовать ожиданиям малого и среднего бизнеса и простых граждан?
– Давайте начнем с того, что пакет поправок в этом году невелик по объему. Закон, который вносит изменения в Налоговый кодекс, сравнительно небольшой по сравнению с тем, что обычно происходит. В настоящее время все значительные изменения внесены в проект нового Налогового кодекса, который будет принят в следующем году и вступит в силу с 2025 года. Документ является приоритетным и содержит более серьезные и новаторские положения. Поэтому поправки, которые мы видим в этом году, они небольшие. Сильных методологических изменений мы сегодня не увидим. За небольшим исключением.
Наконец, приняты поправки, которые долго ждали. В частности, ранее компаниям было запрещено относить на вычет суммы, которые они выплатили своей связанной стороне. В основном это касалось юридических лиц. Например, если компания в Казахстане покупала инжиниринговые услуги у своей материнской компании в Германии, то раньше нельзя было списать эти расходы. Эта норма вызвала множество проблем и споров на протяжении всего года. Но, наконец, она была снята ретроспективно с 1 января 2023 года, и мы очень рады этому.
– В следующем году стартует третий этап всеобщего декларирования, который затронет предпринимателей. Какие у Вас прогнозы?
– Лично у меня негативное отношение ко всеобщему декларированию доходов. Большая часть доходов уже облагается налогами на уровне заработной платы и выплачивается работодателем. У нас существенный объем денежных средств, поступающих через фонд оплаты труда. Поэтому нет необходимости декларировать людям все свои доходы. Если у кого-то есть собственный бизнес, то они, как правило, имеют индивидуальный предпринимательский статус и сами уплачивают налоги и подают декларации, которые также контролируются и проверяются. На мой взгляд, введение декларирования имеет цель обеспечения полного контроля над доходами и расходами граждан. Однако в настоящее время в этом нет необходимости, так как, повторюсь, основная зарплата у многих поступает через работодателя.
Те, которых пытаются поймать за взятки и другие нарушения, будут всегда находить способы избежать уплаты налогов. Они просто переместятся в другую юрисдикцию с другим налоговым резидентством. А на большую прослойку граждан налагать обязанности сдавать эту декларацию ради того, чтобы поймать 1% тех, которые не платят налоги на высоком уровне, это вопрос контроля именно этой части населения.
Допустим, есть громкое дело о чиновнике, подозреваемом в убийстве своей жены в ресторане в Астане. По данным некоторых СМИ, он уже получал срок за коррупцию и был досрочно освобожден через полтора года. Не нужно заставлять 20 миллионов человек сдавать декларации из-за нежелания властей надлежащим образом контролировать чиновников. Государство может контролировать доходы физических лиц с помощью инструментов, уже применяемых на данный момент. Если есть ИП, их можно контролировать как ИП. А вместо этого вы беспокоитесь о том, какие деньги крадутся коррупционерами, и при этом вы сами выпускаете на свободу таких людей через полтора года. Налагать обязанность сдавать декларации всем из-за этого несправедливо. Это мое личное мнение.
– Какие могут быть решения в данном вопросе?
– На мой взгляд, необходимо формировать культуру среди налогоплательщиков, чтобы они сами хотели платить налоги. Одним из основных факторов формирования этой культуры является доверие налогоплательщика к государству. Однако если государство постоянно меняет свою налоговую политику, повышает налоговую ставку и требует новых деклараций, то как можно обеспечить доверие налогоплательщика?
Основа для развития культуры налогоплательщиков – это стабильность и честность со стороны государства в отношении его налоговой политики. Если люди видят, что государство действительно заботится о своих гражданах и относится к ним с уважением, они будут более склонны сами платить налоги. Какое у меня может быть доверие, если вы мне говорите, показывайте все доходы, ваша ставка будет 10%. Люди поверили, открыли все данные. А теперь им говорят, что у них будет прогрессивная шкала по ИПН. И как вам доверять после этого?
Конечно, в случае если кто-то уклоняется от обязанностей по предоставлению деклараций, эффективность этого инструмента планирования может быть положительной стороной. Однако, на мой взгляд, это не решение проблем коррупции, особенно если коррупционеры слишком легко избегают наказания.
– Впервые в налоговой сфере появится возможность подачи жалобы на уведомление о результатах проверки посредством портала электронного правительства. Как Вы считаете, станет ли это востребованной услугой?
– Конечно, станет, потому что чем больше способов взаимодействия между налогоплательщиком и вышестоящим органом, тем лучше. Поэтому эта норма хорошая. Единственный нюанс, чтобы госорган видел эту самую жалобу, чтобы их система позволяла вовремя отслеживать и сами проверяющие бы не забывали, что жалоба может "прилететь" и через другой канал.
– Многие казахстанцы огорчены отменой ЕСП и обеспокоены тем, что после НГ нужно будет регистрировать ИП. Те же фрилансеры, блогеры, домохозяйки, пекущие торты, или таксисты не могут понять, каким образом будут платить налоги.
– Это хороший режим, и его отмена может вызвать негативную реакцию. Единственным решением является регистрация индивидуального предпринимателя (ИП). Согласно действующему законодательству, если люди получают доход, они должны стать ИП и предоставить отчетность. Однако мы понимаем, что люди таких профессий, как уборщицы, фрилансеры и таксисты, не всегда могут самостоятельно предоставить такие отчеты, так как не знают, как это делать. В этом случае они должны найти специалиста, который поможет им предоставить отчетность от лица ИП, и им придется платить за эти услуги. Но с учетом действующего законодательства открытие ИП является единственным законным способом.
Поднимался вопрос, чтобы внедрили отдельное положение, которое бы регулировало вопрос, как платить налог тем, кто работает в так называемой платформенной занятости, таксисты и курьеры. У них проблема периодически возникает в связи с тем, что они не платят налоги.
Если бы мы внедрили в кодекс такую норму, которая бы обязывала всех занимающихся в подобных структурах платить фиксированный налог, многие вопросы были бы решены. Таксисты, таксопарки и платформы больше не имели бы проблем с прозрачностью, люди получили бы защиту и государство получило бы дополнительные налоги, пусть и небольшие. Однако я не уверена, что это будет отражено в новом Налоговом кодексе. Хотя этот пласт физлиц можно подвергнуть налогообложению, только не в призме существующих правил, а путем внедрения иного механизма уплаты. ЕСП был хорошим инструментом.
– Забегая вперед, какие контуры нового НК уже прорисовываются сегодня?
– Итак, нас ждет новый Налоговый кодекс – четвертый по счету. В этой связи это будет уже шестой законодательный акт с 1990 года. В других странах изменения в налоговом законодательстве происходят гораздо реже. Инициатором повышения ставок налогов выступает Международный валютный фонд. Мне, как и многим гражданам, непонятно, почему мы должны внедрять требования организации, являющейся иностранной. Мы независимая страна и самостоятельно должны решать вопрос налогообложения в Казахстане.
Что же будет в новом кодексе? Во-первых, ставки на корпоративный подоходный налог (КПН) увеличиваются – повышение до 30%, причем будет прогрессивная шкала. Если сейчас КПН составляет 20%, то она увеличится до 30% и будет иметь разное значение для различных отраслей. Базовая ставка составляет 20%, для сельского хозяйства – 10%, а для финансового, горнодобывающего, нефтяного и игорного секторов она составит 30%.
Повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 12% до 16% с 2025 года вызывает резко негативную реакцию. Увеличение НДС всегда приводит к инфляции, поскольку этот налог платят потребители. Это означает, что цены в магазинах повысятся на повышение ставки НДС. Если в продаже товаров или услуг задействовано несколько контрагентов, цены еще больше вырастут. Также возможно повышение ставок по индивидуальному подоходному налогу, и предполагается внедрение прогрессивной шкалы, где чем больше ты зарабатываешь, тем больше платишь. Пока шкала еще не предложена, ожидаем ее разработки. Кроме того, дивиденды будут облагаться по ставке 5% при владении акциями более трех лет и 15% – при владении менее трех лет. Доход от прироста стоимости будет облагаться по ставке 10%. Таким образом, владельцы акций или долей будут платить больше налогов.
Ожидается повышение акцизов на табачную и алкогольную продукцию. Налог на дорогостоящий алкоголь составит 10% от его стоимости. Например, если вы везете из Европы дорогой виски стоимостью 10 000 евро, то акциз составит 10% от этой суммы.
Также вариант внедрения прокси-налога на роскошь. Это означает увеличение налоговых ставок на имущество, такое как яхты и самолеты. Планируется повышенная ставка налога на квартиры и дома, если у вас имеется восемь-десять объектов или если общая стоимость вашего имущества составит 130 тыс. минимальных размеров оплаты труда. Это лишь общая информация о приведенных изменениях.
Читайте по теме:
Тонкости всеобщего декларирования: разъяснения эксперта