В Казахстане услуга "Инватакси" внедрена с 2010 года. Она была принята в качестве дополнительной меры поддержки лиц с ограниченными возможностями первой группы, нуждающихся в инвалидных колясках и индивидуальном помощнике. Проблем у таких людей достаточно. На одну из них обратил внимание депутат мажилиса Едиль Жанбыршин. Однако пока вопрос остается нерешенным, передает корреспондент inbusiness.kz.
"Этот вопрос я поднимал и в прошлом созыве, но он до сих пор остается нерешенным. Существует проблема сервисного обслуживания лиц с инвалидностью. К примеру, люди с ограниченными возможностями для курортной, медицинской реабилитации, оздоровления, лечения едут из каждого региона, села ежедневно в Астану, Алматы или другой город. Они летают на самолете. В городе их не ждет специальный транспорт. Местные инватакси не обслуживают казахстанцев, которые постоянно не проживают в городе и являются жителями другого региона. К примеру, из самого Мангистау в год в Алматы и Астану приезжают около 3 тысяч человек", – сказал мажилисмен.
Более того, не исключено, что в аэропортах таксисты попросту могут не повезти инвалидов-колясочников по нужному адресу или запросить большие деньги за услуги.
"Официально запрещено обслуживание прибывших из других регионов. Существуют правила, утвержденные приказом министерства транспорта от 1 ноября 2013 года № 859. Соответственно, лицам с инвалидностью инватакси должно обслуживаться только по месту своего жительства. Если этот человек поедет в другой регион, обслуживания такого не будет. Прошло много лет с тех пор, как была введена эта услуга, было достаточно времени для исправления пробелов, изменений. Сейчас эпоха цифровизации. Почему не организуют это вместе с соответствующими министерствами, акиматами? Люди с инвалидностью так и будут продолжать испытывать трудности в Справедливом Казахстане? Таких людей же не так много. Известно, когда приедут в город, куда поедут", – сказал депутат.
Он добавил, что ассоциация инвалидов не перестает поднимать этот вопрос, направляет различные запросы. В министерстве транспорта признали, что такая проблема существует и не решается уже 14 лет.
"На сегодняшний день инватакси работают только в городах. Но они не успевают обслужить даже своих получателей услуг. Акиматами ведется работа по получению дополнительных транспортных средств. Механизма обслуживания прибывших из другого региона пока нет. Вместе с таксопарками ведется дополнительная работа. Например, в каждом таксопарке на инватакси должно приходиться несколько процентов. Они должны обеспечить своевременное обслуживание людей, прибывающих в город, заранее связавшись с ними. С этой целью ведутся работы совместно с агрегаторами такси. Думаю, этот вопрос будет решаться", – сказал вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев.
По его словам, в городах ощущается нехватка инватакси.
"Инватакси для ожидания в аэропортах не хватает. Мы работаем совместно с агрегаторами по увеличению количества такого вида транспорта. Думаю, что вопрос решится и услуга станет доступнее", – сказал замминистра транспорта Аблалиев.
По словам министра труда и социальной защиты населения Светланы Жакуповой, пути решения проблемы прорабатываются совместно с "Яндекс.Такси", InDriver. Разработан пилотный проект, который реализуется в городах Астане и Алматы.
"По инициативе министерства труда и социальной защиты населения в прошлом году стартовал пилотный проект по использованию агрегаторов такси при оказании услуг инватакси лицам с особыми потребностями. По состоянию на 1 сентября 2024 года в городах Астане и Алматы данная услуга оказана 114,1 тыс. раз. Ранее по итогам 2023 года лицам с инвалидностью оказана услуга инватакси 53,9 тыс. раз", – сообщили в министерстве.
Ранее отмечалось, что нуждающиеся граждане не могут заказать инватакси в нужное время. Они должны записаться за день до получения услуги, и даже в этом случае порой приходится ждать долго из-за отсутствия свободных машин. Для повышения качества оказания услуг принято решение о внесении изменений в механизм этой деятельности. И инициирован проект по привлечению агрегаторов такси. Компания "Яндекс.Такси" изъявила желание участвовать в пилотном проекте на безвозмездной основе.
Авторизованные лица с инвалидностью самостоятельно смогут осуществлять заказ услуг инватакси через мобильное приложение "Яндекс.Go". В указанном приложении активирован экран специальных возможностей, где необходимо отметить, что в услуге нуждается человек с ограниченными возможностями. В свою очередь, водители получают специальные инструкции, как помочь человеку сесть в машину и выйти из нее. Главное условие здесь заключается в том, что в фактическую плату за проезд не должны "накручиваться" проценты.
В перспективе планируется обслуживание в новом формате. Также возможность получать услуги появится и у других людей с ограниченными возможностями, обещают в минтруда.
Перевод Камилы Тузановой
Изображение Michael Kauer с сайта Pixabay
Читайте по теме:
За сном и отдыхом таксистов должны будут следить интернет-агрегаторы