После понижения порога для постановки на учет по НДС многие предприниматели, по их словам, стали работать себе в убыток и со следующего года начнут закрываться. Большинство пока держится на плаву, используя остатки запасов товара на сладах, но они тают. Проблему усугубляют инфляционные процессы. При этом данные владельцев магазинов у дома расходятся с цифрами официальной статистики по росту цен. По их информации, за год цены на продукты питания подорожали на 60-80%, в то время как бюро национальной статистики говорит о росте цен на продовольственные товары за этот период в 23,1%, передает inbusiness.kz.
О своей проблеме владельцы магазинов у дома заявили на встрече с представителями Народной партии Казахстана, управления государственных доходов Усть-Каменогорска, Палаты предпринимателей ВКО.
Социальные потрясения
Предприниматели напрямую заявили, что разработчики проектов, в том числе о снижении порога для постановки на учет по НДС с 30 тыс. МРП до 20 тыс. МРП с 1 января 2022 года, вряд ли понимают, что происходит в сфере мелкой розничной торговли, не знают, каково положение магазинов у дома. Впрочем, здесь мнения у представителей бизнеса разделились – многие высказывают мнение, что сейчас ими жертвуют как конкурентами в пользу крупных супермаркетов, и предрекают большие социальные волнения, если им придется закрыться.
Предпринимательница Светлана Щукина на цифрах показала, что мелким магазинам сейчас остается еле-еле сводить концы с концами.
"В связи с тем, что понизился порог НДС, многие магазины у дома со следующего года начнут закрываться. Порог по НДС понизили до 20 тыс. МРП. Если сделать небольшую таблицу, то выручка магазина в среднем должна составлять 160 тыс. тенге в день, чтобы не попасть в порог НДС. Умножаем на 360 дней, и получаем, что наш доход должен быть 60 млн тенге в год. Средняя торговая накрутка на продукты составляет у нас 20%, но на социально значимые – не больше 15%. 80% от суммы дохода мы отдаем за товар. 12 млн тенге в год остается предпринимателям магазинов у дома. Но отсюда отнимаем лицензионный сбор, который ежегодно отдаем налоговому комитету за право продажи спиртных напитков. Еще 3% у нас забирает банк. Это 1,8 млн тенге. 5% – это зарплата продавцам. У нас тяжелый график, текучка, продавцы не держатся, понижать зарплату мы не можем. Мы должны только ее повышать. 4% мы со следующего года должны отдавать налоговым службам – это еще 2,4 млн тенге. 5% – это коммунальные услуги. На самом деле в связи с их подорожанием мы отдаем на коммуналку больше, но я посчитала по-старому".
По данным бизнесвумен, еще 2% от доходов уходит на ценники, чеки, кассовую ленту, которая в этом году подорожала на 100%, а 1% – на мыломоющие средства, расходные материалы.
"В итоге магазины уходят в минус на 300 тысяч тенге каждый месяц. Сейчас мы выдергиваем запасы в магазине – например, они были на сумму в 12 млн тенге, теперь понизились до 3 млн тенге", – привела примеры Светлана Щукина.
Предпринимательница Эльвира Аллахвердиева добавила, что сейчас из-за роста цен стоимость обычной покупки в магазине у дома составляет около 3,5 тыс. тенге. В нее входят молочные изделия, хлеб, булочки, вермишель и "еще какая-нибудь мелочевка", говорит она.
"Если купить продуктов для нормального обеда или ужина, то это 6-7 тыс. тенге. 20 таких покупателей в день, и ты уже плательщик НДС. Мы 4 года ходим со своими проблемами, нас никто не слышит. Да, нам отменили СНТ после наших публичных выступлений. А через месяц опять прижали к ногтю, но другими методами", – возмущена Эльвира Аллахвердиева.
Предприниматели магазинов у дома посетовали на то, что они не защищены от недобросовестных продавцов, которые занимаются хищениями, и недостачи могут составлять до 400-500 тыс. тенге в месяц. Даже выиграв в суде у таких продавцов, они зачастую не могут возместить ущерб. В то же время они занимаются социальным бизнесом, говорят они: всегда дают в долг продукты питания пожилым, многодетным, малообеспеченным, создают рабочие места для продавцов – людей из социально защищаемых слоев населения.
Отдельная ниша
В связи с этим предприниматели магазинов у дома потребовали выделить их в отдельную группу налогоплательщиков, с тем чтобы они оплачивали 1% с оборота. Также в качестве варианта послабления они предлагают ввести для них патент.
"Мы представляем мелкий бизнес. Машины, товары, квартиры и магазины у нас находятся в залоге. Все законы, которые принимают, только утяжеляют нашу работу. Сделайте патент, уже невозможно работать дальше. Пилотные проекты, которые вводят для нас, все сырые. Их авторы не понимают, что делают, не были в нашей системе. Предлагаю прийти и поработать по их же законам. Нельзя массово запускать проекты, которые не отработали на какой-то точке, – говорят предприниматели. – Если для нас будет отдельная группа, то тогда у нас не будет НДС и сложной системы отчета".
Заместитель руководителя управления государственных доходов по Усть-Каменогорску Ержан Кангалаков прокомментировал, что с 1 января 2022 года порог для постановки на учет по НДС снижен с 30 тыс. до 20 тыс. МРП. Сейчас он составляет порядка 61,3 млн тенге в год. Что касается следующего года, то с учетом в размере ожидаемого МРП в размере 3450 тенге оборот для уплаты НДС должен быть около 69 млн тенге.
"Сейчас по поручению президента проводится работа над новым Налоговым кодексом. Вопреки расхожему мнению, его пишут не налоговые органы, а министерство национальной экономики, НПО, его положения обсуждаются на различных площадках. Но мы в пределах своей компетенции вносим отдельные предложения. И сейчас ваши требования доведем до сведения вышестоящего руководства, – добавил Ержан Кашалаков. – Но ситуация такова, что на 2023 год все поправки уже внесены и находятся в сенате, на подписи президента. И в январе однозначно останется этот порог по НДС в 20 тыс. МРП".
Что касается инфляционных процессов, то Ержан Кангалаков согласился: налоговики их тоже видят. По данным контрольно-кассовых машин, выручки падают и общий доход оставляет желать лучшего, добавил он.
Светлана Щукина отметила, что обычно в ответ на их жалобы по поводу понижения порога по НДС им предлагают пользоваться информационной программой ТИС. Но она сырая, работать по ней невозможно.
"Фирмы по автоматизации не хотят интегрироваться с ТИС из-за ее плохой работы. Кто подключился к ней, за голову хватаются. Вы ее доработайте сначала!" – предложила Светлана Щукина.
Но предприниматели более старшего возраста тут же стали шуметь, уверяя, что им "никакая ТИС не нужна".
Эксперт Палаты предпринимателей ВКО Азамат Рахимов сообщил, что они тоже знают об этой проблеме и выступают за упрощение налоговых отчетов, за то, чтобы правила ведения бизнеса были понятны и просты за всех. Такую работу, по его словам, НПП "Атамекен" ведет на уровне республики.
Помимо выделения магазинов у дома в отдельную категорию бизнеса, внедрения системы патентов, предприниматели высказались за создание колл-центра в налоговых службах для оперативной поддержки бизнеса по важным вопросам налогообложения. Руководитель областного филиала Народной партии Казахстана Анжела Горностаева пообещала все предложения владельцев магазинов у дома направить своим депутатам в парламент для принятия решения.