/img/tv1.svg
RU KZ
Принцип ответственности

Принцип ответственности

Предприятиям по утилизации отходов не хватает сырья.

12:31 14 Сентябрь 2016 3673

Принцип ответственности

Автор:

Марина Попова

Павлодарское предприятие по утилизации шин простаивает по причине отсутствия сырья. «По статистике, в области образуется до 20-22 тысяч тонн резины в год. При этом у нас абсурдная ситуация – нам не на чем работать. Мы тратим деньги, чтобы собирать шины, переработать и когда-то продать», - говорит технический директор ТОО «Inter Rubber Recycling» Сергей Григорюк.

Согласно ст. 288 «Экологического кодекса РК», изношенные шины подлежат обязательной утилизации. Размещение шин на полигонах, сжигание или не санкционированное  удаление запрещено экологическим законодательством. Более того, исполнительные органы должны обеспечивать соблюдение экологических требований, опять же согласно законодательству. «Да что там говорить, за два года нашей работы, нам ни городской, ни областной акиматы не сдали на утилизацию резину из своих автопарков. Причем, все это хорошо можно отследить по документам: когда приобрели, когда заменили. Возникает вопрос: куда дели? Пусть с себя начнут. Если мне позвонят с акимата и попросят выставить счет на утилизацию, тогда пойму – процесс пошел. Дело в том, что мы - единственное аттестованное предприятие в области по утилизации шин, у нас современное оборудование. При этом, участвуя в тендерах, наблюдаю конкурентов, которые не имеют никакого оборудования, но выигрывают конкурсы, предлагая меньшую цену. И всех это устраивает», - говорит технический директор. Есть, конечно, положительные примеры. Например, АО «Казахтелеком», который сдает в год до полутора тонн шин, есть и индивидуальные предпринимали, которые исполняют закон добровольно, оплачивая предприятию услугу, но таких, по пальцам пересчитать.

Два года назад павлодарцы, вложив порядка 500 тыс. долларов, открыли завод по переработке авторезины производительностью 500-600 килограммов старой резины в час или 2 тыс. покрышек в год. Предприятие экологически безопасно и безотходно, вся пыль, образуемая при измельчении резины, собирается  фильтрами и не попадает в атмосферу. Степень очистки – 99,8 %. Технология предусматривает и грануляцию, и фасовку продукции, чем уменьшается риск загрязнения окружающей среды. Производственная линия способна перерабатывать покрышки диаметром до 1600 миллиметров. «Изначально были радужные перспективы, планировала даже вторую очередь завода. Но столкнулись с тем, что работать не на чем. Не работает закон, а он прописывает, что любой владелец предприятия, где имеется автотранспорт, должен сдавать отработанную резину на переработку. Когда  мы презентовали свое производство в отделе предпринимательства, то долго пришлось объяснять присутствующим, что за утилизацию шин должны платить они. Ведь мы оказываем услугу, и она стоит денег, которая составляет 50 тенге за килограмм. Владельцы автобазы говорят: а зачем нам это надо? Нам проще закопать. В результате на сегодня такая ситуация – мы вынуждены сами собирать брошенную резину вдоль трасс областных дорог», - говорит Сергей Григорюк. К слову, из переработанной резины получают  крошку, которую впоследствии используют при изготовлении массы вещей: эластичные спортивные покрытия, беговые дорожки, теннисные корты, футбольные и баскетбольные поля, детские площадки, тротуары, бесшовные наливные полы и прочее. Правда, за два года существования предприятия, оно не реализовало ни килограмма своей резиновой крошки, так и не выйдя на проектную мощность.

С 1 января 2016 года в Казахстане действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − (РОП). Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в Перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, в том числе шины и покрышки. «Импортер, завозя шины, должен платить деньги за утилизацию. А эти средства должны поступить тому, кто их перерабатывает. Но эта система, пока еще, слаба. Создано ТОО, которые эти средства будет аккумулировать, а сами предприятия по утилизации, наладив производства за собственные средства, пока не могут получить то, что по идее уже проплачено», - говорит Светлана Могилюк, заместитель директора Центра компетенции по экологическим технологиям.

Не так давно представили новой организации наведались и на павлодарское предприятие. «К нам приезжала комиссия РОПа из Астаны с целью установить, являемся ли мы реальными переработчиками, то есть можно ли нам перечислять деньги за утилизацию. Сейчас комиссия объезжает все предприятия и должны сделать заключение, на основании которого мы можем претендовать на деньги, которые выделены для этого государством по системе РОП. Вопрос в том – когда это произойдет?», - говорит Сергей Григорюк.

А в остальном, прекрасная маркиза…

Впрочем, шины - не единственный продукт, подлежащий утилизации. Управление недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области презентовало Дорожную карту по внедрению раздельного сбора, сортировки, утилизации и переработки твердых бытовых отходов, рассчитанную до 2050 года. В Казахстане уже несколько лет на различных уровнях рассматриваются возможные пути сокращения объемов отходов, поступающих на захоронение на полигоны, и минимизации их воздействия на окружающую среду. При этом существует мировой многолетний опыт по обращению с отходами. Все европейские страны и не только, давно уже ввели систему раздельного сбора мусора в общую систему обращения с отходами. Опыт показал, что для того, чтобы данная система  была эффективна, ее составными элементами должны быть раздельный сбор мусора и его переработка на вторичное сырье.

Определенные попытки имеются и в Павлодарской области. К слову, инициатором, зачастую, выступают сами предприниматели. Правда, многие из них, решившись на этот шаг, очень рассчитывали на государственную помощь. Но, как оказалось, зря. Например, экибастузское ТОО «ЭлектроТрансРеелто» занимается утилизацией ртутьсодержащих ламп. Чтобы окупить вложенные средства, а это больше 30 млн тенге, необходимо 2 года при условии переработки в год до 1 млн штук продукции. Пока компания в «минусе». Три года подряд в бюджете Павлодарской области выделяется средства на утилизацию 20 тыс. ртутных ламп. При этом реальная цифра, требующая утилизации, может доходить до 1 млн штук в год. Чтобы подтолкнуть государственные учреждения к утилизации, руководителю предприятия пришлось обратиться за помощью к природоохранному прокурору. Согласно прокурорской проверке, « только на территории Экибастузского региона имеется 72 учреждения дошкольного и среднего образования. Установлено, что руководителями 40 учреждений образования в нарушение требований действующего законодательства надлежащим образом не организована работа по утилизации люминесцентных ламп (не заключено ни одного договора). По результатам рассмотрения внесенного акта прокурорского надзора руководители этих учреждений образования привлечены к различным видам ответственности».

А теперь, собственно, о программе. Ежегодно по области вывозится около 650 тыс. тонн твердых бытовых отходов, объем накопленных отходов составляет 5,2 млн тонн. Согласно экологическому законодательству, в области были разработаны проекты на строительство 6 полигонов ТБО общей стоимостью 1,9 млрд тенге. Правда, необходима корректировка ПСД в связи с истекшим сроком действия госэкспертизы.

Для начала, разработчики ставят задачу по увеличению доли охвата населения услугами по сбору и вывозу ТБО. На следующем этапе – внедрение раздельного сбора отходов. Затем - развитие малого и среднего бизнеса в сфере обращения с отходами. Планируется передача Экибастузского городского полигона в доверительное управление - на 10-летний период. Ведутся работы по реализации проекта в рамках механизма ГЧП «Передача в  доверительное управление, без права выкупа, городского полигона, предназначенного для приема и  захоронения твердых бытовых и  промышленных отходов в г. Экибастуз». Стоимость реализации проекта - 171,9 млн тенге. Прописано в программе и желание строительства мусороперерабатывающего завода. В принципе, стандартный набор мероприятий. Вопрос в другом – как намеченное реализовать?

Впрочем, экологи надежду не теряют: «Программа есть, но ее необходимо двигать. Госорганы слабо информированы, предприниматели – пока сами по себе. Речь шла об утилизации  и системе сбора. Отходы, попавшие на свалку, менее пригодны для утилизации. Поэтому необходима система раздельного сбора мусора. Прогресс в этом вопросе, на мой взгляд, наметился, хотя бы потому, что те, кто этим занимается, уже говорят об этом. Раньше попросту отмахивались. Хочу сказать, что народ уже готов к этому процессу, это можно увидеть на примерах проводимых нами акций по сбору макулатуры и ненужных вещей», - говорит Светлана Могилюк, заместитель директора Центра компетенции по экологическим технологиям.

Главное, чтоб все опять не скатилось к разовым акциям общественников, а предприниматели не увязли в борьбе с бюрократией.

Марина Попова, Павлодар 

Оператор РОП и Минэнерго подвели итоги утилизации

Общий размер выплаченной денежной компенсации населению составил 5,98 миллиарда тенге.

04 Январь 2018 15:49 9006

Министерство энергетики РК и оператор РОП подвели итоги реализации программы по стимулированию сдачи старых транспортных средств. Общее количество принятых на утилизацию вышедших из эксплуатации транспортных средств на 30 декабря 2017 года составило 47111 единиц, сообщает пресс-служба ТОО «Оператор РОП».

В рамках программы по выкупу старых автомобилей (предусматривающей денежную компенсацию в размере 150 тысяч тенге за автомобиль полной комплектации и 48 тысяч тенге за недокомплект) за период с 21 ноября 2016  года по 30 декабря 2017 года пунктами сбора оператора РОП было принято 39872 ВЭТС. Общий размер выплаченной денежной компенсации населению составил 5,98 миллиарда тенге.

По программе утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС) за период с 26 июня по 30 декабря 2017 года оператором РОП было выдано 7239 скидочных сертификатов. Из них 5213 сертификатов уже использованы владельцами для покупки 2851 автомобиля отечественного производства. Путем суммирования двух сертификатов (315000 тенге + 315000 тенге = 630000 тенге, 315000 + 450000 = 765000 тенге) было приобретено 2362 автомобиля.

После запуска 26 июня 2017 года второго этапа программы для утилизации, кроме легковых автомобилей, стали принимать пассажирский и грузовой транспорт. Кроме того, в 2017 году оператором РОП совместно с акиматами ряда регионов был запущен второй этап проекта – мобильный пункт сбора. Передвижной пункт по приему старых автомобилей побывал в Карагандинской, Павлодарской, Костанайской, Акмолинской и Алматинской областях.

Наибольшее количество транспортных средств было сдано в Шымкенте – 1216 единиц. В Костанае за прошлый год в утилизацию сдали 971 автомобиль, в Алматы – 867. Чаще всего в утилизацию сдавали автомобили «ВАЗ», «ГАЗ», «Москвич» и Mazda 626. Самым старым авто, сданным в утиль, стал «Москвич», 1942 года выпуска, в городе Семее. Три самых новых экземпляра автомобилей, сданных в утилизацию, были 2015 года выпуска. В общем средний возраст принятых на утилизацию авто 25-30 лет.

Принятые в утилизацию транспортные средства доставляются на завод по утилизации старых автомобилей. Строительство первого в Казахстане завода по утилизации ВЭТС началось в феврале 2017 года и вводилось в эксплуатацию в два этапа.

В рамках первого этапа была начата эксплуатация шредерной установки для переработки ВЭТС, 6 декабря 2017 года были запущены индукционные печи для плавки измельченного металла с получением разных металлов, а также производство синтеза газа и аналога печного топлива. Производственный процесс завода включает полный цикл утилизации ВЭТС, начиная от приемки/доставки ВЭТС на завод до получения вторичного сырья от утилизации ВЭТС в виде сплавов черных и цветных металлов, синтез газа и аналога «печного топлива».   

По данным комитета по статистике МНЭ РК, по состоянию на 1 ноября 2017 года в стране количество зарегистрированных легковых автомобилей составило 3 млн 915,9 тыс. единиц. В общем числе зарегистрированных легковых автомобилей преобладает транспорт с годом выпуска, превышающим 20 лет (35,9%).

Артур Мискарян

848 автомобилей ушло в утиль в Павлодарской области

В переработку поступили автомобили 1948 и 2007 года.

25 Апрель 2017 16:44 5935

«В прошлом году в качестве возмещения мы получали 30 тенге за килограмм переработанных колес автомобилей. Сегодня лоты, предлагаемые оператором РОП, дают 4 тенге за килограмм. Условия невыгодные, но мы будем участвовать в этом, иначе вообще ничего не получим», - сообщила abctv.kz представитель павлодарской компании ТОО «Inter Rubber Recycling» Мария Давыдова. 

«Как пояснили в РОПе, 30 тенге поделили между переработчиками и теми, кто будет доставлять резину, то есть нам – 4 тенге, а за транспортировку – 26 тенге. Так что мы, скорее всего, будем заниматься и доставкой колес на предприятия. Такой вариант мы предусматривали, так как выхода другого нет», - уточняет представитель компании.

По ее словам, по итогам прошлого года павлодарская компания переработала 68 тонн резины при мощности предприятия 2 тыс. тонн. С начала года предприятие простаивает из-за отсутствия сырья. Запускать оборудование из-за нескольких килограммов, по мнению спикера, нецелесообразно. При этом сданные в утиль старые машины идут под пресс вместе с колесами.

К слову, павлодарцы, вложив в проект порядка 500 тыс. долларов, открыли завод по переработке авторезины производительностью 500-600 килограммов старой резины в час, или 2 тыс. тонн в год.

Автохлам
С ноября прошлого года в Павлодарской области в рамках программы по утилизации старых машин было сдано 848 единиц автотранспорта. «Жителям области выплачено более 127 млн тенге из республиканского бюджета. В день принимаем порядка семи машин. Самая старая машина, переданная на утилизацию, это «Москвич» 1948 года выпуска, самая «молодая» датируется 2007 годом», - сообщил региональный менеджер ТОО «Оператор РОП» Алпысбай Мусалин.

Как отмечает региональный менеджер, активность населения достаточно высокая. По данным представителя республиканского РОП Жомарта Рахымжана: «С момента запуска программы в 17 регионах Казахстана было принято 13 535 автомобилей, объем выплаченной компенсации составил более 2 млрд тенге. Среди них только 17 автомобилей были оценены в 48 тыс. тенге, остальные же прошли по первой категории, то есть за 150 тыс. тенге. Министерство энергетики РК планирует продлить программу по выкупу старых авто до конца 2017 года и повысить квоту до 40 тыс. автомобилей». По данным Комитета по статистике министерства национальной экономики Казахстана, на 1 сентября 2016 года в стране количество легковых автомобилей превысило 6,2 млн, причем в эту цифру входят и 2,3 млн машин, снятых с учета.

С марта по городам ездит специальный передвижной пресс для утилизации автомобилей. Он приезжает по мере накопления в пункте приема транспортных средств, превращая списанные машины в брикеты. Планируется, что спрессованный автохлам будут отправлять в Караганду на переработку. В начале года планировали, что старт переработке дадут в мае. Однако срок перенесли на июнь. К слову, региональный менеджер сообщил, что на будущем заводе полученный автохлам будет подлежать доразбору.

Да будет свет!
Кроме того, наконец, в Казахстане вводится механизм компенсирования сбора и переработки некоторых видов твердых бытовых отходов. Экибастузскому предпринимателю Владимиру Колесникову потребовался не один год, чтобы его идея утилизации ртутьсодержащих ламп освещения получила государственную поддержку. Год назад ему пришлось отказаться от контейнеров для сбора у населения ртутьсодержащих ламп в Павлодаре и Экибастузе из-за отсутствия бюджетного финансирования. Теперь же работа ТОО «ЭлектроТрансРеелто» может стать востребованной. 

«РОП закупает контейнеры, передает их недропользователю, те – жилищно-коммунальному хозяйству, и уже последнее будет отдавать их на дальнейшее обслуживание и утилизацию отходов. В мае планируем ставить эти контейнеры. Сегодня мы работаем с Костанайской и Уральской областями. Никто финансировать этот проект не хотел, так что РОП подоспел вовремя. Если с лампами все понятно, то с батарейками вопрос мы буквально на днях поднимали, о необходимости поставить добавочно установку по утилизации батареек. Сейчас мы ищем такую возможность, ведем переговоры с учеными, что они нам могут предложить. В Казахстане на сегодня этот вид переработки отсутствует, как и цифра, сколько их накопилось. Что касается ламп, то в этом году в Павлодарской области планируем утилизировать 40 тыс. штук, год назад их было 20 тыс. Но реально должно дойти до 400 тыс. штук – такое количество закупают только госучреждения. Если взять население и другие предприятия, то по области эта цифра должна составлять до 1 млн штук в год. Наша установка рассчитана именно на такой объем утилизации в год. Сегодня с учетом других областей мы перерабатываем всего 400 тыс. штук», - рассказал abctv.kz директор предприятия.

Из 200 контейнеров, которые планируется закупить для области, 160 будет установлено в Павлодаре, остальные – в Аксу и Экибастузе. Причем, если потребуется, их количество может быть увеличено.  

«Не простой вопрос сохранности контейнеров от вандалов, постараемся размещать там, где есть камеры наблюдения. Я понимаю, что вандализм первое время будет присутствовать. В Уральске у нас стоят контейнеры, мы их периодически поправляем. А вот в Кокшетау год стоят переполненные лампами контейнеры, и никто их не утилизирует. Мы будем выходить на природоохранную прокуратуру, чтобы навели порядок. Там их купили, поставили, и они просто стоят, никакого договора на утилизацию никто не заключал», - говорит Владимир Колесников.

По информации исполняющего обязанности заместителя управления недропользования Даулета Есмаганбетова, в области накоплено 6,5 млн тонн твердых бытовых отходов на 345 свалках, из которых 288 официально оформлены.

С 1 января 2016 года в Республике Казахстан, действует принцип расширенных обязательств производителей (импортеров) − (РОП).

Обязательства РОП распространяются в отношении продукции, включенной в Перечень, утверждаемый уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. С учетом предложений бизнес сообщества и в интересах населения (потребителей) предусмотрено поэтапное внедрение принципа РОП. 

Марина Попова, Павлодар