Как обеспечить продовольственную безопасность в условиях коронакризиса? Об этом говорили участники очередного телемарафона "Бизнес & государство".
"Доля АПК в ВВП Казахстана стабильно увеличивается в последние несколько лет, – открыл дискуссию заместитель директора департамента агропромышленного комплекса и пищевой промышленности НПП "Атамекен" Еркен Наурзбеков. – Особенно рост заметен в подотрасли животноводства, например по мясу птицы, также увеличивается производство говядины и баранины. Рост есть и в растениеводстве. Такой эффект дает диверсификация посевных площадей. Мы потихоньку отходим от монокультуры – пшеницы и начинаем сеять более маржинальные культуры – масличные, зернобобовые. Например, сегодня Казахстан является мировым лидером по экспорту льна – это масличная культура, очень высок спрос на нее на внешних рынках".
"Ножки Буша" все еще теснят местных
"Почему до сих пор у нас есть зависимость от импортных поставок по мясу птицы – почти 50%? Когда вы накормите нас куриным мясом отечественного производства?" – обратился ведущий Данил Москаленко к вице-президенту Союза птицеводов Казахстана Бакит Кушегуловой.
"В ближайшие годы. Союз птицеводов разработал программу развития птицеводства, мы планируем к 2027 году увеличить производство и полностью обеспечить Казахстан и даже выйти на экспорт с производством 150 тыс. тонн", – ответила гость эфира.
По ее словам, отрасль не может обеспечить продукцией внутренний рынок, потому что "есть проблемы развития". "Инвесторы не сильно заинтересованы, так как имеются проблемы в нашей отрасли. Насколько нам известно, в течение двух-трех лет у нас будет увеличиваться производство за счет модернизации, расширения и строительства новых птицефабрик", – говорит спикер.
По ее словам, на отрасль давит низкая стоимость импортной продукции: завозное мясо птицы стоит один доллар за килограмм (официальный курс на 3 июня – 402,37 тенге за доллар. – Ред.), мясо птицы местных производителей – 680-720 тенге за килограмм.
"Проблема – в стоимости кормов, а их доля в себестоимости продукции составляет 70%. В этом году цены на корма выросли в два раза. Если в прошлом году покупали за 45-50 тыс. тенге, в этом году – за 100 тыс. тенге, это только зерновые. А еще масличные культуры, кукуруза – стоимость выросла в два-три раза", – говорит Бакит Кушегулова.
Еркен Наурзбеков соглашается с этим:
"Как бы парадоксально это ни было, особенно на севере страны, но корма очень сильно подорожали. Это связано с тем, что зернофуража практически нет. Птицефабрики вынуждены покупать пшеницу третьего, четвертого классов, то есть продовольственную, и пускать ее на корм. В прошлом году по сравнению с 2018 годом урожайность была более низкая и был очень большой спрос на нашу пшеницу на внешних рынках. Это сказалось на внутренних ценах".
Спикер приводит в пример костанайские птицефабрики: очень дорогую пшеницу, по стоимости в пределах 100 тыс. тенге, они закупают в последние один-два месяца. И поскольку 70% себестоимости мяса птицы действительно составляют корма, то любой скачок цен на них всегда сказывается на конечной цене продукта.
"Очень сильно давит импорт. Нашим птицефабрикам сложно конкурировать с "ножками Буша", которые заходят по стоимости одного доллара. И не секрет, что в США есть поддержка экспорта, субсидирование, поэтому такая низкая цена", – поясняет Еркен Наурзбеков.
Он приводит данные: в 2019 году Казахстан импортировал около 173 тыс. тонн куриного мяса.
"Объемы очень большие и в тоннаже, и в долларах. По этому виду продукции мы зависим от импорта на 45,3%. Но зависимость есть не только по мясу птицы. Также по сахару, плодоовощной продукции. Только по яблокам мы на 37,3% зависим от импорта. Это вызывает вопросы о продовольственной независимости", – комментирует представитель НПП.
Супермаркеты VS птицефабрики: битва за яйца
"На сегодняшний день все ритейлеры сильно зависят от дистрибьюторов, которых больше, чем производителей. Также мы очень уязвимы в вопросе импортозамещения, потому что и сырьевая база, и производство внутри страны не покрывают все потребности населения. Пандемия стала индикатором этой проблемы", – продолжила обсуждение директор сети супермаркетов "Корзинка" (Жамбылская область) Ляззат Нурбекова.
Она говорит, что в период ажиотажа, когда люди скупали с полок практически все, товары социальной значимости, в том числе куриное бедро, доставались сети с большим трудом.
"Приходилось товар "доставать". У дистрибьюторов в Казахстане нет стоков в распределительных центрах. Пандемия также показала дефицит оборотных средств. Дистрибьюторы в большинстве своем не могут делать запасы, чтобы в период кризиса или дефицита покрывать всю потребность. С производителями приходилось договариваться о том, что нужно вставать в очередь. Все условия, прописанные в договорах по социально значимым товарам, просто канули в Лету, потому что все перешло на предоплатную основу", – рассказывает спикер.
Распределение продукции по торговым сетям тоже вызывало большие вопросы.
"Крупные сети, которые грозят штрафными санкциями и прописывают поставщикам жесткие обязательства, были поставлены в очередь первыми, а мы получали продукцию по остаточному принципу. Поэтому были большие затруднения. Со стороны некоторых дистрибьюторский компаний также были спекуляции", – говорит представитель торговой сети из региона.
По ее словам, СПК "Тараз" в период острого кризиса поддерживала ритейлеров по некоторым позициям, и это все равно не покрывало всю потребность. "В любом случае была хоть какая-то поддержка. Процентов на 15-20, и то по считанным позициям – по сахару и гречке. По муке, картофелю и другим социально значимым товарам, которые есть в постановлении правительства, всего19 позиций, был дефицит", – делится опытом собеседница.
Бакит Кушегулова отвечает так: "Правительство установило предельные цены на яйцо первой категории на период ЧП. Супермаркеты говорят: нам яйцо первой категории не нужно, так как цена на него фиксированная. Давайте нам или отборное, или вторую категорию. Особенно в северных регионах наши производители с таким столкнулись, и у них склады были забиты яйцом. Супермаркеты не брали, а сами они не могли вывезти, потому что блокпосты стояли между регионами".
Также спикер отмечает, что производители в западных регионах страдают из-за импорта яйца: Россия продает более дешевую продукцию и мешает нашим производителям работать.
Ждем новые правила субсидирования
"За нарушение розничными сетями предельных цен были предусмотрены штрафы. Мы эту проблему поднимали на всех уровнях и все-таки убедили госорганы, что такие предельные цены не соответствуют реальности. В некоторых регионах, например, в Карагандинской, Северо-Казахстанской областях, розничным сетям установили цены ниже, чем у производителей. То есть, по сути, их загнали в угол: им сказали, что они должны продавать без наценки или в минус. Естественно, сети отреагировали: боялись брать яйцо первой категории из-за административных мер", – комментирует Еркен Наурзбеков.
Однако это, по его словам, лишь одна из проблем обеспечения продовольственной безопасности. В числе актуальных проблем – недостаточность господдержки. "Например, по мясу птицы сумма господдержки в себестоимости составляет 60-80 тенге на килограмм. Есть учитывать, что мясо от производителя по себестоимости и с минимальной наценкой стоит 680-720 тенге за килограмм, то доля господдержки составляет примерно 10%", – говорит спикер.
Он считает, что через господдержку – субсидирование и льготное кредитование на основные и оборотные средства – должна повышаться конкурентоспособность.
"В Западном Казахстане давит российский импорт. Это из-за недостаточной конкурентоспособности товаров отечественного производства по сравнению с российскими товарами. Уровень господдержки у нас несопоставим в сравнении с российским. Мы предлагали минсельхозу сделать усиление по тем товарам, по которым страна зависит от импорта. Нас услышали. Ждем новые правила субсидирования, где это будет отображено", – рассказывает спикер.
Усилить контроль на входе
Еще один вопрос, по словам представителя НПП, – качество продукции. Те предприятия, которые работают уже давно, достаточно конкурентоспособны по качеству. И казахстанская продукция намного лучше по некоторым позициям, чем импортная.
"Мы обращались с вопросом к минздраву, к комитету контроля качества о том, насколько импортная продукция соответствует качеству. Мы просили усилить контроль на входе в страну, более качественно отбирать пробы и подходить к пропуску продукции на внутренний рынок", – говорит Еркен Наурзбеков.
По его словам, исходя из понимания того, что обеспечение продовольственной безопасности – комплексная проблема, нужно рассматривать и такой вопрос, как соответствие продукции мелких фермеров требованиям торговых сетей по упаковке, количественно-качественным характеристикам, ритмичности поставок.
Есть вопрос и того, насколько стабфонды СПК обеспечены средствами и достаточно ли тех товаров, которые они закупают.
Что нужно для поддержки
Бакит Кушегулова также прокомментировала вопрос качества импортной продукции. Те же американские окорочка, говорит она, имеют длительный срок годности, что ставит под сомнение их безопасность, но, тем не менее, Казахстан закупает такую продукцию. Есть вопросы и к качеству российской продукции.
"Мы поднимали вопрос сокращения импорта до 50 тыс. тонн", – говорит спикер.
Она согласна с тем, что доля субсидий в себестоимости не покрывает затрат, 10% недостаточно. Отрасли хотелось бы пересмотра господдержки и чтобы предоставлялись дополнительные субсидии, например, по кормам.
Также вопросы вызывает кредитование на оборотные средства. "По дорожной карте бизнеса фабрики не могут получить кредиты на оборотку, потому что относятся к крупному бизнесу. Предприятие с численностью персонала 250 человек уже считается крупным, а на птицефабриках количество работников бывает 800-900, до 1000 человек доходит. Потому что полный цикл, от выращивания до забоя, поэтому рабочих больше, но почему-то птицефабрики попали в категорию крупного бизнеса. Мы говорили о том, чтобы такие производства в сфере сельского хозяйства не относили по ДКБ к крупному бизнесу", – говорит представитель отраслевого союза.
Ляззат Нурбекова перечислила условия, которые помогли бы ритейлу:
"Хотелось бы, чтобы в период подобных трудностей сдерживались цены и применялся адмресурс к производителям, потому что были скачки по отпускной цене. Хотелось бы рассчитывать на поддержку со стороны местных СПК. И чтобы было понимание того, что ценообразование в ритейле зачастую регулировать очень тяжело, потому что это рыночные отношения. И хотелось бы, чтобы было некое выравнивание, и торговые сети не выстраивали в иерархию от того, национальные они или локальные. Потому что мы все работаем в одной области", – говорит в заключение спикер.
"Бизнес & государство" – совместный проект телеканала ATAMEKEN BUSINESS и НПП "Атамекен". К обсуждению актуальных проблем приглашаются представители различных отраслей бизнеса, Нацпалаты, госорганов. Проект выходит в эфир с апреля.
Елена Тумашова