В преддверии саммита ШОС в Ташкенте предприниматели в Алматы обсудили экономические перспективы Казахстана в организации.
Напомним, 23-24 июня в столице Узбекистана - Ташкенте пройдет XVI саммит Шанхайской организации сотрудничества, чей вес и роль в мире продолжает возрастать. Выступая на экономическом форуме в Санкт-Петербурге, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что значимость саммита в Ташкенте заметно повышается в свете приема в организацию новых членов – Пакистана и Индии, которые могут стать влиятельными игроками в выстраивании новых экономических связей внутри ШОС.
В Ташкенте председательство в организации будет передано Казахстану, который в течении ближайшего года сосредоточится на экономической эффективности ШОС, напомнил в ходе встречи с журналистами в Алматы известный бизнесмен Раимбек Баталов, которому на год доверили возглавить деловой совет ШОС.
В поисках приграничного равновесия
По словам Раимбека Баталова, среди приоритетных задач для Казахстана в период председательствования в организации будет развитие транзитных перевозок, приграничной торговли, "зеленых технологий" и сельского хозяйства. Г-н Баталов отметил, что с принятием в ШОС Индии и Пакистана эта организация становится беспрецедентным по масштабу международным объединением, которое покроет 60% территории Евразии, общее население стран, входящих в организацию, превысит три млрд человек. "Поэтому сейчас, когда у ШОС будет такой значимый потенциал, важно использовать его для развития приграничной торговли", - подчеркнул президент международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос" Василий Ни. Он отметил, что во время председательства в организации Казахстан постарается показать членам ШОС все возможности, которые предоставляет для развития экономических отношений специальная экономическая зона "Хоргос - Восточные ворота".
По его словам, общие инвестиции в амбициозный проект составят 586 млрд тенге, большая часть из них, а именно 540 млрд тенге - это деньги частных инвесторов, и лишь 46 млрд тенге выделит непосредственно государство. Г-н Ни отметил, что сейчас разрабатываются законодательные основы для работы МЦПС "Хоргос". В сентябре соответствующий законопроект должен пройти процедуру обсуждения в нижней палате парламента Казахстана и, если он будет принят, то начиная с 2017 года, работа центра приграничного сотрудничества будет законодательно регламентирована.
"Хоргос" изменит облик
В настоящее время ведется работа по выстраиванию необходимой инфраструктуры в МЦПС. Идет строительство четырех торговых центров, гостиницы, а, самое главное, что до конца года может быть построена дорога от Алматы до "Хоргоса", время следования по которой до конечного пункта составит всего два часа.
По словам Раимбека Баталова, практически все компании, которые сейчас работают на экспорт в Китай, приходятся на Алматы и Алматинскую область. Еще не так давно производственные мощности этих компаний были загружены лишь на 10-15%, а сейчас они загружены почти на все 100%. По словам бизнесмена, китайское направление растет невиданными темпами и бизнес ждет открытия новых рынков, после чего приход инвестиций - лишь дело времени.
По мнению Раимбека Баталова, сейчас необходим полный ребрендинг МЦПС "Хоргос", чтобы снять с приграничной зоны тень коррупционных скандалов.
Он выразил уверенность, что "Хоргос" сможет стать привлекательным как для крупных казахстанских и международных компаний, так и для представителей малого и среднего бизнеса.
"Сейчас время таких проектов, в кризис МСБ ищет новые пути и выходы на соседние рынки, тут потенциал "Хоргоса" огромен. Так что я предполагаю, что мы еще увидим бум в этом направлении уже совсем скоро", - сказал Раимбек Баталов.
По словам Василия Ни, эффект от создания специальной экономической зоны "Хоргос - Восточные ворота" может оказаться достаточно внушительным. Будет создано около 10 тыс. новых рабочих мест, а общий доход к 2020 году по предварительным расчетам составит до 1,8 трлн тенге.
Выйти на китайский рынок
Раимбек Баталов отметил, что в ближайшее время деловой совет ШОС сосредоточится на выводе казахстанской продукции на китайский рынок и наращивании экспортных возможностей Казахстана в ШОС, при этом параллельно решая задачу по насыщению внутреннего рынка. Бизнесмен заверил, что в Поднебесной крайне заинтересованы в продуктах питания из РК, он также делает ставку на казахстанскую "молочку".
Эксперты напомнили, что сейчас между Казахстаном и Китаем достигнуты договоренности по реализации 52 проектов на общую сумму 24 млрд долларов и определено более 20 товарных позиций по экспорту продукции из РК в КНР. В свою очередь, на территории МЦПС "Хоргос" в настоящее время реализуются шесть проектов на общую сумму более 300 млн долларов.
Раимбек Баталов выразил уверенность, что активность экспортеров связана с резкой девальвацией тенге и вопросом выживаемости казахстанского бизнеса в непростых условиях. Если раньше бизнес плыл по течению, то сейчас предприниматели понимают, что поддержки ждать почти неоткуда, это закаляет их, уверен г-н Баталов. Он заметил, что открытие в рамках ШОС для Казахстана таких рынков как китайский, индийский и иранский, позволят совершить серьезный экономический рывок.
Гладко на словах, но есть овраги
Эксперт Института экономических исследований стран Центральной Азии Алишер Хамидов, комментируя тему для abctv.kz, оказался более сдержанным относительно перспектив приграничной торговли внутри ШОС. По его словам, для начала организации нужно пережить и переварить объявленное во время встречи в Ташкенте присоединение двух стран, у которых весьма напряженные отношения - Индии и Пакистана. Во-вторых, не за горами присоединение еще одного с одной стороны перспективного, а с другой крайне проблемного игрока - Ирана. В- третьих, как заметил эксперт - деловой совет ШОС существует уже десять лет, и все это время говорится о развитии приграничного сотрудничества, но воз и ныне там.
"О каком приграничном сотрудничестве в рамках ШОС может идти речь, когда в него входят страны, имеющие десятки неурегулированных вопросов на границе. Например, Узбекистан и Кыргызстан, между которыми время от времени вспыхивают приграничные конфликты, нередко и с человеческими жертвами. Или, к примеру, Кыргызстан и Таджикистан, где принадлежность тех или иных анклавов уже не раз была поводом для дипломатических демаршей. К тому же, еще в 2003 году была принята Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества ШОС, в которой говорилось о необходимости создать в рамках организации зону свободной торговли. Но прошло 13 лет, и мы не увидели практической реализации этой инициативы. Да, у Казахстана есть некий потенциал сотрудничества с Китаем в приграничных зонах, но он никак не связан с ШОС. Страны делают это на двустороннем уровне, но те скандалы и коррупционные преступления, которые были связаны с "Хоргосом" показали, что и там не все прозрачно и много подводных камней. Но и других проблем немало. Например, как раз в эти дни, когда так активно говорится о приграничном сотрудничестве внутри ШОС, поступают сообщения, что Узбекистан закрыл границу с Казахстаном, где скопились десятки грузовых машин. Напомню, в одном из исследований Всемирного банка говорилось, что приграничная коррупция и проволочки осложняют торговые и экономические связи по всей Центральной Азии. Только на той же границе Казахстана с Узбекистаном из-за десятков приграничных споров бизнес ежегодно теряет порядка 1 млрд долларов", - заключил эксперт.
Аскар Муминов, Алматы