По данным акимата Костанайской области, в 2023 году на ремонт дорог всех категорий выделили в общей сложности 55,9 млрд тенге. По местной сети власти региона реализовали 46 проектов, завершение 11 из которых запланировали на 2024 год, передает inbusiness.kz.
Местная сеть
Однако в областном управлении пассажирского транспорта и автодорог признали, что часть проектов не была реализована в намеченные сроки. Также есть объекты, где из-за ненадлежащего качества ремонта заказчик не принял часть объема работ.
“Если были вопросы к качеству, то местные подрядчики ситуацию исправляли, принимали меры. Но есть объекты, где работали подрядчики из Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей. Ремонт дороги Мамлютка – Костанай – Пресногорьковка – Белоглинка" мы не приняли на 15 километрах дороги. На ТОО "Дорстрой материалы" подали в суд как на недобросовестного подрядчика. Аналогично не приняли в эксплуатацию работы по среднему ремонту на пяти километрах дороги под Аркалыком. ТОО "СК КазАлем" также через суд будем требовать признать недобросовестным подрядчиком", – рассказал исполняющий обязанности руководителя областного управления пассажирского транспорта и автодорог Булат Сейдахметов.
В общей сложности по этим двум объектам заказчик не принял работы на общую сумму около 120 млн тенге.
В ведомстве обратили внимание на еще один проблемный проект – средний ремонт 50 километров автодороги районного значения Шубалан – Карасу. Здесь подрядчик – ТОО "Қазақ жолы 2050" вовсе не приступало к работам. Выделенные на 2023 год 750 млн тенге пришлось вернуть в бюджет. С этим поставщиком услуг акимат Джангельдинского района расторгнет договор и подаст в суд с требованием признать недобросовестным подрядчиком.
До границы
Проблемным можно назвать и ремонт участка дороги республиканского значения в границах Муктиколь – Комсомольское – граница РФ (Оренбургская область). Затратить на проект планировали 3 млрд тенге. На проведение работ в 2023 году выделяли 1 млрд тенге на ремонт, однако подрядчик на объекте не появился. Как отметили в областном филиале АО "НК "КазАвтоЖол", договор разорвали, подали новую заявку на финансирование.
Теперь в акимате Житикаринского района уверены, что более реальным выглядит ремонт другой дороги республиканского значения Житикара – Чайковское – Бреды. По предварительной информации, средства в 2024 году должны выделить на ремонт 24 километров дороги от границы с РФ. В районе уверены, что восстановление нормального дорожного покрытия окажет серьезное влияние на развитие экономики района. В том числе за счет увеличения грузопотока и развития объектов придорожного сервиса.
Причины
Анализ сайта госзакупок и опрос некоторых местных подрядчиков, ремонтирующих дороги, показал, что весомую роль в сложившейся ситуации играет логистика. Поставщики говорят, что доставка людей и материалов в удаленные точки значительно повышает расходы на реализацию проектов. Яркие примеры этой проблемы – проекты в Джангельдинском и Житикаринском районах, где подрядчики после заключения договора даже не начали работы.
Местные компании, зная о проблеме с логистикой, зачастую просто не выходят на такие конкурсы. Нередко конкурсы приходится проводить повторно. В Джангельдинском районе, согласно данным портала госзакупок, конкурс проводили шесть раз. В половине случаев ни один подрядчик не подал заявку. И таких примеров только в Костанайской области немало.
В итоге подряды нередко получают поставщики из других регионов, не знакомые с местной спецификой. При этом в проектах, по мнению поставщиков, не учитывают весь объем затрат на логистику и размещение персонала.
Другой причиной проблем по проектам, где работы были приняты лишь частично, некоторые специалисты называют невысокое качество битума. Однако с такой постановкой вопроса заказчики однозначно не согласны. Директор облфилиала АО "НК "КазАвтоЖол" Андрей Горвад отметил, что в этом году подрядчикам, работающим на проектах по ремонту республиканских дорог, выделили большую квоту на покупку российского битума. Две трети объемов в итоге компании закупили в РФ. Потому винить некачественный казахстанский битум специалист считает неверным, указывая на погрешности, которые подрядчики допускают в ходе работ. К мнению присоединились и в областном управлении автодорог.
Планы
В 2024 году "КазАвтоЖол" планирует начать средний ремонт двух ключевых транспортных коридоров, которые соединяют Костанайскую область с Северо-Казахстанской. Одна дорога – Сарыколь – граница СКО, другая – Узунколь – Троебратное.
"Дорогу Узунколь – Троебратное, 70 километров, планируем начать в 2024 году. Это будет двухгодичный проект. Ждем ведомственную экспертизу. Что касается дороги Сарыколь – граница Костанайской области, то эти 28 километров дороги планируем отремонтировать в 2024 году", – отметил директор облфилиала АО "НК "КазАвтоЖол" Андрей Горвад.
Он отметил, что дорогу от Сарыколя в сторону СКО поделят на два участка. Здесь несколько лет назад уже построили мост в районе села Севастопольское, решив проблему перелива. Еще 14 километров дороги отремонтировали с заменой четырех водопропускных труб на трубы большего диаметра. Потому в 2024 году планируют провести лишь средний ремонт методом ресайклирования.
Из областных дорог наиболее важным можно назвать проект по реконструкции двух километров дороги Рудный – Качары – Федоровка. Речь о 51-51 километре трассы.
"До конца года по договору мы должны получить готовый проект. Предварительная стоимость работ около 2 миллиардов тенге. Участок будем полностью переустраивать. Геологические изыскания показали, что грунт надо менять, он переувлажнен. Будем укладывать бутовый камень, а само полотно дороги поднимать. К удорожанию приведет и переустройство проходящих здесь высоковольтных линий электропередачи", – отметил и. о. руководителя облуправления пассажирского транспорта и автодорог Булат Сейдахметов.
В перспективе оживленную дорогу третьей категории планируют продолжить обновлять от Качар в сторону Федоровки. Конкурс на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт 17,5 километра уже объявили. В рамках этих работ планируют расширить проезжую часть до восьми метров, а также усилить основание дороги.
Читайте по теме:
Где в Казахстане лучшие и худшие дороги?