С начала обретения независимости и своего становления Казахстан делал большую ставку на привлечение иностранных инвесторов. В стране действуют крупные мировые компании – от добычи нефти до автосборочных предприятий, передает inbusiness.kz. Ежегодно проводятся заседания Совета иностранных инвесторов, на которых под председательством президента подчеркивается неприкосновенность частного капитала и защита интересов инвесторов. Это параллельный прямой канал связи крупного иностранного капитала с руководством страны.
Более того, в Казахстане работает Международный арбитражный центр Международного финансового центра Астаны, который занимается разрешением юридических споров на основе английского права. Этот юридически обособленный островок внутри страны призван прорубить окно и упростить работу бизнесу. Одной из главных задач этого центра является убеждение частных инвесторов в том, что их права будут защищены в случае возникновения споров, рассмотрение дел будет проведено беспристрастным судом, свободным от коррупции.
Много лет в стране функционирует национальная компания KAZAKH INVEST – агентство по привлечению инвестиций в Казахстан, предоставляющая сопутствующие консультационные услуги инвесторам по принципу одного окна. В результате исследования 2023 года Казахстан занял 37-е место с результатом 66,11 балла, поднявшись на шесть пунктов по сравнению с рейтингом 2022 года в рейтинге мировой конкурентоспособности 2023 года.
Можно сказать, что доверие инвесторов к Казахстану накапливалось постепенно, привлекая их в страну шаг за шагом. Процесс этот последовательный, где первую скрипку играет государство, которое работает по принципу поэтапного повышения доверия к себе. Для укрепления доверия первыми локомотивами идут международные и региональные финансовые институты развития, выступая локомотивом по притяжения в страну уже частного капитала. Доверие – вещь не сиюминутная и строится годы по принципу "говори что делаешь, делай что говоришь".
Январские события стали своеобразным Рубиконом, показавшим тупиковость прежней модели развития страны и оголившим системные риски. Внутри страны осязаемо витает необходимость нового общественного договора между обществом, государством и частным капиталом. Причем под последним понимаются не только зарубежные инвесторы, но и национальная буржуазия. Надо признать, что со стороны власти предпринимаются попытки придать этому процессу институциональный характер. Ведь уход правоприменительной практики не в ту сторону чреват большими рисками.
Одним из венцов так называемого "нового Казахстана" стало принятие закона о репатриации в страну незаконно полученных капиталов. Красной линией закона является борьба с теми, кто незаконно обогатился и вывел деньги из страны. Однако нерадивые чиновники в попытке убить идею в зародыше, пытаясь перенаправить закон на борьбу с действующей бизнес-элитой, прямо агитируют за отъем активов.
Причем в своей агитации они идут от того, что нужно забрать то, что имеет публичного владельца и чье право не оспаривается публично государством. Другими словами, весь огонь переводится на тех, кто легально заработал состояния. Хотя по своей природе закон в первую очередь касался высокопоставленных чиновников и их приближенных, которые никак не могли их заработать и записывали награбленное на близких себе марионеток.
Стоит добавить, что в стране трижды проходила амнистия капиталов. То есть нерадивым чиновникам государством трижды давался шанс на прощение, с законной уплатой причитающихся легальных отчислений в казну. Однако старые привычки не искореняются. А в погоне за сохранением своего статуса-кво они готовы извратить идею до такой версии, чтобы власть пошла на попятную. Настроить народ против богатых большого ума не представляет. Вопрос всегда в том, какими последствиями аукнется это стране и простым казахстанцам.
Частный капитал любит последовательность и предсказуемость. Поэтому инвесторов резонно волнует вопрос, защиты своих инвестиций, собственности и правил игры. Ведь налицо усиление информационных атак на правительство, где инициаторы выигрывают при любом раскладе. Если начнут отбирать активы у вполне легализовавшей себя бизнес-элиты, это ударит по инвестклимату, затормозив экономический рост. В противном случае отменят закон, что позволит нерадивым чиновникам продолжать брать взятки и свое незаконное обогащение.
Немаловажно и то, что поводы для критики дает и работа комиссии по демонополизации экономики, где каждый месяц поступают данные о возвращении активов на баланс государства. Информационное сопровождение работы этой комиссии минимально, освещая лишь достигнутые результаты. Нет общественной дискуссии и, что самое главное, аргументов. Бравый настрой и ретивость правительства в этой части уже создает противоречивое восприятие, превращая "демонополизацию" в инструмент передела собственности. Причем зачастую в пользу государства. Какие обязательства на себя берет государство и что меняет в себе – вопрос еще более дискуссионный.
Важно и то, что регламент работы комиссии по демонополизации продолжается, а список национализируемых активов растет. В этой ситуации фактические действия и постоянные разговоры о возврате капиталов негативно сказываются на инвестициях. Потенциальные инвесторы ждут завершения этого процесса и результата для его осмысления. Включая и полученные по итогам гарантии для всех. Безусловно, говорить о нормализации инвестклимата в стране пока сложно и причин тому несколько:
Сохраняющаяся неопределенность: инвестиции не текут в страны с нестабильным и непредсказуемым законодательством. Нужны понятные правила игры и инструменты стабильности правового поля.
Пересмотр налоговой и правовой системы: возможные изменения налоговой и правовой систем для возврата капиталов, которые могут повлиять на финансовые планы инвесторов и сделки, которые уже существуют или были запланированы.
Восприятие риска: разговоры о возврате капиталов могут привести к повышению восприятия риска в стране.
Репутация руководителей или владельцев крупных компаний может иметь значительное значение для инвесторов. Важным маркером будет и отношение к крупному национальному бизнесу, уже служит наглядным отражением надежности инвестиций в Казахстан. Если эти имена оказываются в зоне тотальной критики, а прошлые сделки становятся объектом сомнений, то это каскадом создает кризис доверия в деловой среде. Возникают соблазны, которые в конечном итоге не принесут выгоды инициаторам этих самых реформ. Есть риск скатиться в страну, где станет общественной нормой отъем собственности, что ухудшит репутацию страны, нанесет большой урон бизнес-климату и не будет способствовать инвестициям, а значит, и экономическому благополучию Казахстана.
Большой вопрос вызывает то, как будет идти поиск активов под экспроприацию и докуда она дойдет. Активы легально работающих предпринимателей открыты, и их поиск не представляет ничего сложного. Тогда как поиск скрытых богатств, наворованных чиновниками, которые объективно не смогут объяснить их происхождение, вопрос куда более сложный. Это уже вопрос к компетентным органам. Какие будут использоваться критерии и метрики? Как будет выстроена система сдержек и противовесов, чтобы не допустить асимметрии концентрации власти тех или иных госорганов в этом процессе? Это лишь поверхностные вопросы, сеющие пока неопределенность и сковывающие деловую активность.
Наглядным тому примером служит миграция в Казахстан российского капитала, бегущего от тягот и последствий войны. По официальным данным, озвученным в апреле этого года, 24 иностранные компании уже переехали в Казахстан и еще 43 проводят релокацию. Учитывая, что в 2022 году более 500 иностранных компаний решили прекратить свою деятельность или полностью покинуть Россию, число желающих переехать в Казахстан бизнесов, мягко говоря, не высокое. Однако действия правительства, весьма вероятно, сказываются на релокации российского капитала в страну.
Слабый интерес российского капитала сопровождается действиями правительства по безвозмездному изъятию в пользу государства активов частного сектора, что не прибавляет привлекательности инвестировать в Казахстан. Шаги властей в этой части не институционализированы в порядок и регламенты, понятные для всех бизнес-агентов, а выбор изымаемых активов носит популистский и субъективный характер. Безусловно, попытки сбалансировать процессы идут, однако система сбоит, что показывает риски контроля властей над запущенным ими процессом. Под маховик попадают все, включая даже инвесторов в крупные нефтегазовые проекты, что не прибавляют реформам сторонников не только внутри, но и извне.
В целом, по представленной статистике, порядка 35% прямых иностранных инвестиций приходится на горнодобывающий сектор. При этом наблюдается высокая чувствительность в реализации таких экономических возможностей секторов, как агропромышленный комплекс, туризм, обрабатывающая промышленность и транспорт. Об этом говорил глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении по случаю 25-летия Совета по иностранным делам в июне этого года.
Однако данные отрасли рискуют остаться без инвестиций в текущем свете непостоянства инвестиционного законодательства. Действия правительства не должны разрушать фундамент уже построенного инвестклимата. Принятие закона о репатриации капитала в страну создает соблазн превращения его в излюбленную дубинку для выбивания активов, что рискует парализовать инвестиции не только зарубежных, но и отечественных инвесторов. И власть должна жестко пресекать попытки чиновников увести процесс в сторону. Может ли Казахстан в новых реалиях пройти между Сциллой и Харибдой – вопрос открытый. Помочь ему может "слышащее правительство", открытое к диалогу и обратной связи, чьи действия регулируются понятными и справедливыми правилами игры.
Ранее сообщалось, что Генпрокуратура засекретила новые уголовные дела по репатриации капитала в страну.