В Казахстане с 1 января 2017 года предлагают ввести для предприятий розничной торговли, общепита и сферы услуг так называемый розничный налог, который заменит сразу два – НДС и КПН. Эксперты разошлись во мнениях.
Такое предложение во вторник, 20 октября, на заседании республиканского общественного совета по поддержке предпринимательства при партии «Нур Отан» озвучил директор центра макроэкономических исследований Олжас Худайбергенов. По его словам, новый налог будет иметь градацию, привязанную к форме торговли – наличной, безналичной и интернет-торговле – и позволит снизить налоговую нагрузку на предприятия отрасли с нынешних 15% до 12% при работе с наличными и до 5% – при торговле через онлайн-магазины.
Компетентные госорганы идею розничного налога не отвергают, но предлагают ее всесторонне обсудить вместе с идеей замены НДС на налоги с продаж во всех остальных отраслях экономики.
Напомним, что в настоящее время ставка НДС составляет 12%, КПН – 20% при общеустановленном режиме. Помимо этого, в Казахстане действует упрощенный режим для индивидуальных предпринимателей и ТОО с оборотом не более 5 млн тенге в месяц, которые платят налог с оборота в размере 3%. По понятной причине, бизнес стремится минимизировать налоговые издержки. Когда оборот превышает упомянутые 5 млн тенге в месяц, предприятие начинает «почковаться», создавая многочисленные ИП и ТОО, принимающие на себя излишек прибыли сверх лимита для упрощенки. В результате в проигрыше остаются и государство, и предприниматель: первое недополучает налоговые поступления, второй вынужден управлять громоздкой и неповоротливой структурой, опасаясь к тому же проверок, которые могут выявить наличие в его деятельности серых обнальных схем.
По мнению Худайбергенова, предлагаемый розничный налог может решить обе эти проблемы. Так, снизив налоговую нагрузку на бизнес, государство получит дополнительные поступления в бюджет. И еще даст бизнесу стимул работать по безналичному расчету за счет градации нового налога.
- В случае одобрения (замены розничным налогом НДС и КПН, – прим. авт.) для розничной торговли не будет нескольких налоговых режимов, будет только один розничный режим, и будет три вида ставок – 12, 7 и 5 процентов. 12 процентов – для наличных расчетов, 7 – при оплате карточкой и 5 – когда оплата идет через онлайн-магазин, – сказал директор центра макроэкономических исследований. – Такая градация ставок установлена для того, чтобы было выгоднее получать оплату безналичным способом. Для покупателя тоже будет выгоднее использовать карточки, а не оплачивать наличными.
Предполагается, что розничный налог передадут местным бюджетам, что позволит решить сразу два вопроса. Во-первых, снизить дотируемость тех регионов, которые сейчас являются фактически получателями денег из центра. Во-вторых, заинтересовать регионы в развитии розничной торговли на местах, поскольку налоги от этого будут идти в местные бюджеты.
При переходе на новый вид налога его инициаторы предлагают фискальным органам «закрыть вопрос» с проверками действующих компаний за прошлые периоды. Например, если налоговая нагрузка по компании составляет 7%, то к ней вопросов нет, и дальше она работает в новом режиме. Если же налоговая нагрузка меньше, то тогда компании предлагается либо доплатить до 7%, либо пройти полноценную проверку.
- Фактически, это будет налоговая амнистия, потому что у большинства предприятий налоговая нагрузка будет больше семи процентов. И если сейчас проводить налоговую проверку, им придется доплатить намного большую сумму. Такая норма позволяет сузить вопрос до тех компаний, которые фактически являются обнальными, – утверждает Худайбергенов.
Помимо этого, в стране также предлагается проводить регулярные чековые лотереи, когда покупатели того или иного товара будут требовать у продавца (поставщика услуги) чек, чтобы претендовать на тот или иной приз. По мнению директора центра макроэкономических исследований, формировать призовой фонд для такой лотереи вполне способны бюджеты всех уровней – за счет увеличившихся налоговых поступлений.
- Предполагается, что введение розничного налогового режима позволит бюджету дополнительно получить где-то 260 миллиардов тенге, а внедрение чековой лотереи – где-то дополнительно 280 миллиардов, – утверждает Олжас Худайбергенов. – Сейчас при обороте розничной торговли, общепита и платных услуг в 7 триллионов тенге бюджет получает от этого сектора 230-250 миллиардов тенге, это равно трем процентам. Самое интересное, что в розничной торговле находятся не только ИП и ТОО, которые платят три процента, там находится средний и крупный бизнес, у которого налоговая нагрузка больше 20 процентов, но при этом весь сектор дает только три процента. Это означает, что в розничной торговле активно используются различные схемы ухода от налогов, а новая схема в принципе сделает невыгодным использование каких-то обнальных схем и поставит все виды бизнеса в равные условия, при этом сама налоговая нагрузка сократится до 5-7 процентов.
Худайбергенов добавил, что сейчас, при существовании такого искушения для бизнеса, как упрощенный налоговый режим, все бизнесмены стремятся его использовать.
- Предприниматели при обсуждении утверждали, что в розничной торговле они не могут работать полностью официально из-за высокой налоговой нагрузки – от 15 до 20 процентов. И когда две точки рядом стоят, и одна платит по упрощенке, а вторая – по общеустановленному режиму, естественно, тот, кто работает полностью официально, просто закроется. В итоге останется тот, кто работает по упрощенке – но и здесь есть лимит, где-то 60 миллионов тенге в год, 5 миллионов тенге в месяц. Этот лимит достаточно быстро исчерпывается. Из-за этого лимита развитие бизнеса ограничивается. Когда бизнес из малого перерастает в средний, компании начинают делиться – создавать сеть ТОО на упрощенке, ИП на упрощенке. Получается достаточно разветвленная структура, которая неудобна в управлении, – проиллюстрировал спикер нынешнее положение дел. – Попытки ухода от налогов с использованием серых схем провоцируют сотрудников на различные недостачи, поскольку сотрудники знают, что у компаний есть двойное налогообложение, и, обнаруживая недостачу, предприниматель не может сотрудника наказать, так как этот сотрудник сразу передаст информацию в налоговые органы. Сами предприниматели оценивают размеры этой недостачи в различных объемах – от 3 до 5 процентов от оборота. Поэтому все предприниматели согласны с тем, что при введении розничного налогового режима для них налоговая нагрузка сокращается. При этом у них появляется возможность работать полностью «в белую», не боясь проверок и проблем с проверяющими органами в случае увольнения недобросовестного сотрудника. К тому же, использование обнальных схем чревато судами и штрафами, поэтому в целом новый режим выгоден для обеих сторон – он позволяет не повышать рост налоговой нагрузки и одновременно убирает стимулы для использования серых схем.
По словам директора центра макроэкономики, розничный налоговый режим в случае одобрения будет вводиться с 1 января 2017 года. Правда, есть проблема с торговлей в сельской местности, где расчет по безналу – это диковинка, а, значит, градация там не сработает.
- В сельской местности большая часть торговли идет неофициально, и официально зарегистрированный оборот составляет где-то пять процентов от всего объема. И скорее всего, по сельской местности придется делать какие-то корректировки, наиболее вероятно, что ставка по сельским регионам снизится, – предположил Худайбергенов.
Реакция представителей финансово-экономического блока правительства, присутствовавших на заседании, на идею замены двух налогов в торговле розничным была достаточно сдержанной.
- В этой идее есть много хорошего, но надо и ставки считать, и как это в сельской местности применяться будет, тоже посчитать надо, – заявил заместитель председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Аргын Кипшаков. – Относительно объединения НДС и КПН – это тоже вопрос, потому что суть подоходного налога в том, что, если есть убыток, то КПН не возникает. Если есть прибыль, он возникает. В кризисные моменты бизнес не платит подоходный налог. Относительно перехода на безналичный расчет, есть мировой опыт. К примеру, в Южной Корее безнал поднялся с 50 до 98 процентов путем стимулирования, той же лотереи, снижения ставок. И банковскую комиссию корейцы почти обнулили. А у нас банковская комиссия за транзакцию доходит до трех процентов. По данному направлению Нацбанк ведет работу, но три процента, считайте, это уже налог. Надо этот вопрос решить. Был разговор насчет пост-терминалов, со стороны Министерства нацэкономики было предложение о финансовом лизинге для приобретения предпринимателями аппаратов. Все эти меры надо применять одновременно. Что касается лотереи, то самый лучший контролер – это не налоговая, а население: получая чек, потребитель защищает себя. Поэтому мы всегда «за». В этом и в прошлом году мы совместно с акиматами и Национальной палатой предпринимателей проводили такие лотереи. Но там тоже вопрос есть: чеки собрали, их надо вводить в систему, а это тоже работа. Можно сделать как в Армении, где чеки зафиксированы на сервере, и лотерея проводится автоматически. Тогда хоть каждый день можно проводить, лишь бы призы были.
А директор департамента налоговой и таможенной политики Министерства национальной экономики Азамат Амрин заметил, что вопрос введения розничного налога необходимо рассматривать вкупе с детальным рассмотрением вопроса о замене НДС на налог с продаж в остальных отраслях экономики.
- Эта работа уже начата. Вопросы возможного введения розничного налога будут активно рассматриваться в ноябре-декабре этого года, – пообещал он.
Игорь Воротной