/img/tv1.svg
RU KZ
Руководствуясь принципом революционной сознательности

Руководствуясь принципом революционной сознательности

Минсельхоз уже сейчас предполагает, что ситуация с субсидированием сельхозпроизводителей в следующем году может оказаться проблемной.

08:30 11 Ноябрь 2016 4140

Руководствуясь принципом революционной сознательности

Автор:

Ирина Севостьянова

Причем причина проблем - не в низком размере субсидий, и даже не в нехватке денег в бюджете страны. Вся сложность в том, что непосредственное субсидирование фермеров проводится уже в регионах местными исполнительными органами. 

Несколько лет назад было принято решение передать распределение субсидий местным властям. Мотив был прост и понятен: акиму на месте проще увидеть, кто действительно работает в поле, а кто - лишь создает видимость. Да и самим сельхозпроизводителям такая схема должна была прийтись по нраву - не нужно дожидаться долгого прихода денег из столицы, все средства уже здесь, на местных счетах. 

Но по факту все оказалось иначе. В "довесок" к деньгам акиматы получили и возможности расходовать приходящие из центра средства по своему усмотрению. И в ряде регионов фермеры остались без поддержки. 

В новой программе развития АПК, разработанной Минсельхозом, меры поддержки сельхозпроизводителей обещают увеличить. А сам механизм их выдачи остается прежним. Такой подход сильно удивил и возмутил депутатов парламента. 

"Получается, что вы опять отдаете деньги акиматам, и там начинается, извините за выражение, они руководствуются не сельхозполитикой, а революционной сознательностью. И значит, на какие нужды хотят - туда и воротят эти деньги, - заявил вице-спикер мажилиса Владимир Божко в ходе обсуждения проекта программы. - Вообще, я хотел бы подчеркнуть, прирост промышленного производства в нашей стране, надо отдать должное, большей частью обеспечен приростом производства сельхозпродукции. Сказать, что совсем ничего не делается нельзя, потому что сельское хозяйство стало паровозом нашей экономики, особенно в этом году. И они очень большой вклад туда вложили. Но у нас получается, что акиматы что хотят, то и воротят. Где политика Минсельхоза? Извините, если кто-то там лукавит, сделайте прямые тогда дотационные выплаты. Если они там балуют, ну, спросите с них, куда они деньги, которые вы им отдали, дели. Ну, снимите хоть одного акима или начальника облсельхозуправления за это дело. Я думаю, что у нас за стул держаться все очень хорошо, тогда они начнут реагировать. А так они, что хотят, то и делают, а вы не реагируете". 

В ответ вице-министр сельского хозяйства Кайрат Айтуганов простодушно признался: "Да, я думаю, ситуация будет на следующий год еще хуже. Почему? Потому что мы передаем трансфертами общего характера акимам деньги. И мы видим, как они распределяются, потому что письма поступают, и на следующий год их будет больше. Аким принимает решение. Есть закон – трансфертом общего характера передаются деньги акиматам".

Проще говоря, если бы средства направлялись целевыми трансфертами, акиматы не имели бы права расходовать их на какие-то иные нужды, кроме заявленной. Трансферты же общего характера дают им право распоряжаться полученными из бюджета деньгами по своему усмотрению. Что и делается. 

"В этом году перекосы были, - посетовал господин Айтуганов. - В той же Акмолинской области очень много писем с вопросом, почему мы не получили погектарные субсидии. Потому что было решение маслихата, и эти деньги были распределены на покупку гербицидов. Но аким ничего не нарушил. Он-то прав. Такая ситуация может быть. Или какая-то область будет развивать животноводство – туда будет направлять, кто-то пчеловодство – туда. Это есть, но это принято здесь же (в парламенте)".

"Но я думаю, политика-то за вами? Вы напишите жесткие правила, то есть шаг вправо, шаг влево..." - тут же по-генеральски предложил Владимир Божко. 

"Мы пишем приоритеты, - заверил вице-министр. - Деньги поступили, допустим, первые приоритеты такие. Останется – вот это будет. У нас есть приоритеты, к примеру, птицеводство яичного, мясного направления. Сегодня 160 тысяч тонн завозим - мы должны в приоритет поставить мясное птицеводство, если по птице. Или, допустим, там, где мы завозим, молоко, мы 42% в виде сыров и творога завозим из России, Беларуси и так далее. Это приоритет. А остальное потом, подождет". 

Впрочем, ни одни правила, даже самые жесткие, не могут быть выше закона. А значит, пока не изменится вид трансферта, которым в местные бюджеты направляются средства на субсидирование сельхозпроизводителей, ситуация не изменится. Но изменить закон депутаты пока не предложили.

Ирина Севостьянова 

В МСХ не предоставили бюджетную разбивку по проекту Всемирного банка на 500 млн долларов

Также в ведомстве не уточняют, будет ли заемное финансирование предоставляться в тенге или долларах.

11 Август 2019 15:31 9443

В Министерстве сельского хозяйства затруднились предоставить бюджетную разбивку по компонентам долгового проекта Всемирного банка на 500 млн долларов под названием «Устойчивое развитие животноводства» в ответе на запрос inbusiness.kz. Кроме того, в профильном госоргане не смогли прояснить, будет ли заемное финансирование предоставляться в тенге или долларах, учитывая постоянные колебания национальной валюты.

В ведомстве лишь уточнили, что целью проекта является оказание Всемирным банком поддержки в реализации государственной программы развития АПК и отраслевой программы развития мясного животноводства в Казахстане.

«В рамках проекта планируется повысить эффективность государственных расходов, также для устойчивого содействия экспорту и конкурентоспособности планируется разработать на основе международного опыта систему прослеживаемости. Наряду с этим будет продолжена работа по модернизации ветеринарной службы в соответствии с международными требованиями, будет развита система экстеншн, что позволит обучить более 20 тысяч фермеров, занятых в мясном животноводстве. Вместе с тем с целью создания рабочих мест и повышения доходов в сельских районах планируется поддержка создания более 2000 семейных фермерских хозяйств в цепочке производства мяса, которые будут работать в кооперации с откормочными площадками. При этом сумма проекта составит 500 млн долларов со сроком реализации 2020-2023 гг.», – говорится в письме МСХ.

По информации аграрного ведомства, 26 июля на площадке Минэкономики было проведено заседание рабочей группы по «Координации отбора проектов в рамках рамочных соглашений о партнерстве между Правительством РК и международными финансовыми организациями», где проект был поддержан и Минфину было поручено обеспечить его реализацию.

В пресс-службе представительства Всемирного банка в Казахстане подтвердили, что компоненты проекта еще точно не определены, и он находится на стадии концептуального обсуждения. Логически возникает вопрос, каким образом была высчитана сумма проекта, если его детали еще неизвестны?

Напомним, что МСХ уже реализовывало проект «Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции» совместно с ВБ в 2007-2012 годах на сумму 70,8 млн долларов, где заем ВБ составил 24 млн долларов, а бюджетное софинансирование было выделено в объеме 46,8 млн. долларов. В 2012 году проект был внезапно закрыт волевым решением одного из чиновников Минсельхоза, после чего вопросы по использованию его средств возникли у представителей финансовой полиции, рассказывали участники инициативы.

Отметим, что в рамках отраслевой программы развития мясного животноводства в 2019 году фермерам планируется выделить кредиты на покупку 100 тыс. голов маточного поголовья КРС на общую сумму 39,4 млрд тенге.

Данияр Сериков

В Казахстане могут создать единое водное агентство

Для более эффективного управления водными ресурсами необходима ревизия Водного кодекса и более качественная подготовка кадров, считает вице-министр сельского хозяйства Ерлан Нысанбаев. 

14 Апрель 2019 12:10 6988

В Казахстане могут создать единое водное госагентство. Об этом на семинаре-совещании по управлению водными ресурсами в Нур-Султане сообщил вице-министр сельского хозяйства Казахстана Ерлан Нысанбаев.

«По созданию государственного органа мы впервые, наверное, за эти годы в этом году начали открыто говорить, раньше себе не позволяли все-таки. Но сегодня мы открыто говорим и пишем во все инстанции, что недавно было мероприятие-совещание в Совбезе, где мы тоже положили доклад министра, открытым текстом сказали о необходимости создания отдельного государственного органа и причины. Прежде всего, есть проблема разобщенности. Сегодня, если посмотреть по компетенциям, три органа занимаются водой. Мы активно это обсуждаем и работаем в этом направлении. И, мне кажется, сегодня есть понимание, будем ждать результатов», – сообщил госслужащий участникам совещания.

Кроме того, он подтвердил необходимость ревизии Водного кодекса, который был принят в 2003 году. Также, по его словам, нужно решать вопрос подготовки кадров, поскольку казахстанские университеты не дают качественного образования для работы в водной отрасли.

Напомним, в феврале «Интерфакс-Казахстан» сообщал, что директор научно-информационного центра межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Нариман Кипшакбаев, предложил создать национальный водный совет при президенте республики и агентство по водным ресурсам при правительстве.

В ходе семинара представитель общественного объединения «Сеть экспертов устойчивого развития Центральной Азии» Булат Есекин высказал идею, что необходимо создавать бассейновые корпорации с участием водопользователей из числа населения, предприятий различных отраслей, госучреждений для управления водными бассейнами в Казахстане. Такой формат государственно-частного сотрудничества поможет предотвращать социальные конфликты из-за использования водных ресурсов, считает он.

«Я предлагаю создать пилотный проект бассейновая корпорация «Балхашский бассейн» и отработать на нем все эти механизмы, которые мы называем ИУВР (интегрированное управление водными ресурсами – ред.) и устойчивое развитие, это вполне возможно… Мы в Казахстане можем такую корпорацию отработать, и я такой же подход предлагаю – сейчас идут переговоры с Россией по Уралу – мы там в июле будем проводить семинар в Уральске, посвященный этой тематике – созданию органов управления. Орган управления – это не комиссия, которая собирается раз, и не имеет никаких рычагов, это не секретариат, это административный, финансовый, экономический механизм, уполномоченный для управления этим объектом», – пояснил эколог.

В случае запуска такого пилотного проекта необходимо будет подключить к его реализации Китай, который контролирует верховье рек, питающих Балхаш, а также корпорацию «Казахмыс», имеющую медеплавильное производство в регионе, уточнил он в беседе с inbusiness.kz.

В продолжение обсуждения Нариман Кипшакбаев рассказал, что один из алматинских бизнесменов выразил желание оживить Большой Алматинский канал (БАК), который имеет длину в более 150 км, местами загрязнен и задействован сейчас лишь на треть мощности, чтобы сделать его судоходным. Водный специалист предложил ему взять участок канала длиной 30 км на хозяйствование от мегаполиса до Шамалгана, в степной зоне, где уклон канала меньше, а размер больше. В прибрежной зоне бизнесмен собирается строить гостиницу, ресторан, чайхану, гребной канал и возводить рекреационную зону, привел он пример государственно-частного сотрудничества в управлении водными ресурсами, которое способно оживить работу канала. Кроме этого, Нариманом Кипшакбаевым была поддержана инициатива другого бизнесмена в Талгаре, дополнил Булат Есекин.

«Там есть участок, который постоянно размывается и головная боль у городских властей. Там затопление, размыв, очень высокий склон. И он говорит, дайте мне его, я вам обеспечу уход за этой водоохраной зоной, но дайте мне возможность, чтобы я там сделал зону реакреации. Сейчас японцы его финансируют, он получил права», – отметил эколог.

Заинтересованный бизнесмен через долгосрочное пользование хочет привести в порядок 1,5 тыс. га земли и русло реки, которая растягивается на 11 км через Талгар, с намерением создать там рекреационную зону и разместить мини-ГЭС. Кроме того, у него есть проект государственно-частного партнерства с социально-экологической подоплекой вокруг озера Алтынколь рядом с Жаркентом на китайской границе, сослались на работающий опыт эксперты по водным ресурсам.

Данияр Сериков