В Шымкенте прошел форум производителей школьной формы. Его специально устроили в городском Дворце школьников для популяризации отечественных брендов ученической одежды среди родителей и директоров школ. Ранее подобные мероприятия прошли в Нур-Султане, Алматы, Актобе, Павлодаре. Только такие презентации, что называется, в лоб потребителю, позволяют хоть как-то увеличить конкуренцию недорогой и, как уверяют отечественные производители, некачественной зарубежной одежде.
При существующих мощностях загрузка казахстанских предприятий легкой промышленности занимает всего 30%. И даже сезонный пошив школьной формы мог бы обеспечить стабильную работу фабрик, выплату зарплат и налогов.
"Мы занимаемся этим проектом с 2005 года. Начали пилотный проект в Алматы, и при поддержке акима города нам удалось ввести единую школьную форму для всех школ Алматы. И, конечно, это дало соответствующий импульс для развития легкой промышленности, пусть хотя бы локально. И мы на примере Алматы показывали целесообразность введения школьной формы, насколько это снижает социальную напряженность и расслоение общества. Нас поддержали родители, нас поддержала Дарига Назарбаева. Это дало толчок, что были введены изменения в закон об образовании, была введена школьная форма", – напомнила президент Ассоциации легкой промышленности РК Любовь Худова.
Открылись китайцам
Однако, по словам Любови Худовой, при существующем рынке школьной одежды в 38 млрд тенге лишь 7% из этой суммы занимает одежда от казахстанского легпрома. Специалист уверена: добившись на законодательном уровне введения единой формы в школах, одновременно рынок открылся для импортеров.
"Сколько усилий было вложено, чтобы этот проект, но мы опять открыли рынок для продукции китайской, кыргызской, турецкой, сейчас и узбекской. Особенно в этом регионе. И получается, что всего 7% школьной формы производят наши отечественные товаропроизводители. Получается, что мы опять сделали рынок, который опять открыли для импортеров. Заходит продукция не сертифицированная, не декларированная и небезопасная для жизни и здоровья наших детей. 100% синтетические материалы заложены. Представляете, ребенок находится по восемь часов в этой синтетической форме, это влияет на психику, на сосудистую систему, разные заболевания отсюда возникают. И мы, конечно, хотим пропагандировать, что наши есть производители. Вот, общайтесь, закупайте форму. Они стоят на земле, платят налоги, содержат рабочие места, и школьная форма соответствует национальному стандарту, который разработан, в отличие от той формы, которая сегодня заходит на рынок", – говорит президент казахстанской Ассоциации легкой промышленности.
В ассоциации подсчитали, трехмиллионную армию школьников страны можно одеть только силами местных производителей. К примеру, компания GLASMAN способна шить 1,7 млн изделий, а фабрика "Гаухар" – до 500 тыс.
Компания "Сабтекс" открыла торговый комплекс по продаже школьной формы, пять магазинов в Шымкенте, представительства в Атырау, Актобе и Кызылорде. В планах магазин в Туркестане. Эти усилия позволили в прошлом году продать школьной одежды на 50 млн тенге. Но этого недостаточно, считает менеджер компании и признается, что недобросовестную конкуренцию их продукции составляют не только китайские или кыргызские товары, но даже местные подпольные швейные цеха.
"Конкуренция у нас с частными цехами, которые не выходят официально на рынок и под нашу марку шьют, по нашим лекалам и вот этот знак "Шымкент" ставят, но материал у них катышками покрывается. Родители остаются недовольны, а думают, что это наш товар. А частные цеха покупают материал в Бишкеке, в Китае, это некачественный материал. Стоимость нашего комплекта формы от 9000 до 13000 тенге, они продают дешевле", – говорит менеджер по реализации школьной формы Лола Джумадиллаева.
Текстильщики лежат на боку
Производители в один голос заявляют: самая качественная ученическая одежда получается только из турецких тканей. В Казахстане до сих пор нет ни одного предприятия, производящего камвольные, костюмные ткани. А без государственной поддержки его не создать, считают в ассоциации.
"Сейчас как раз отрабатывается вопрос о создании такого предприятия при государственной поддержке, чтобы было такое производство тканей, из которых уже потом дальше будет из них производиться школьная форма. Регион – это Алматы или Алматинская область. Уже несколько совещаний состоялось в Министерстве индустрии у министра, два совещания прошли уже у Мамина. Они тоже понимают, что рынок надо насыщать собственной продукцией. Своя текстильная отрасль у нас, видите, ну, будем так говорить, лежит на боку", – отмечает Любовь Худова.
Не только ткань, но и вся фурнитура, нити и прикладные материалы приходится импортировать из-за рубежа, признается менеджер фабрики GLASMAN и организатор форума в Шымкенте Павел Мирошниченко.
"Мы отшиваем школьную форму с 2003 года. На тот момент не более 15 тысяч. В прошлом году мы отшивали 50 тысяч комплектов школьной формы. И в этом году планируем более 70 тысяч. Но все равно это не превышает 40% от общего объема производимой нами продукции. Почему мы работаем с турецкой тканью и нитками, легкая промышленность, в том числе отраслевая, в Казахстане не развита. Немецкое и японское оборудование просто не сможет работать с другими нитками. К сожалению, из отечественного в нашей форме только руки", – признается руководитель проекта "школьная форма" компании Павел Мирошниченко.
В Ассоциацию легкой промышленности Казахстана входит 136 предприятий. Около 60 из них считаются крупными, со штатом 100-120 человек.
Мира Бахытова, Шымкент