Мажилисмен Нуртай Сабильянов озвучил ряд вопросов, связанных с реализацией системы региональных стандартов, передает inbusiness.kz.
"Во-первых, это вопросы, связанные с повышением качественного обеспечения населения объектами и услугами (в сферах здравоохранения, образования, водоснабжения, газоснабжения, транспортного обеспечения и др.). Система региональных стандартов для населенных пунктов включает в себя только количественные показатели объектов в зависимости от численности населения (к примеру, фактическое количество школ, больниц, объектов инженерной инфраструктуры). При этом отсутствуют качественные показатели. Такие как, к примеру, необходимость проведения капитального ремонта, аварийность, потребность в материально-технической базе и другие", – сказал он.
Это приводит к тому, что в населенных пунктах не учитывается, в каком состоянии находятся школы, медицинские учреждения, сети водоснабжения, дороги и другие объекты, отметил депутат.
По предварительным расчетам Института экономических исследований, по итогам 2021 года уровень обеспеченности сельских населенных пунктов с учетом качественных показателей объектов составил 44%, добавил мажилисмен. Тогда как по результатам мониторинга уполномоченного органа уровень обеспеченности по количественным показателям составил 64,1% (за 2021 год).
"В этой связи уполномоченному органу совместно с заинтересованными государственными и местными исполнительными органами необходимо разработать методику определения качественных показателей обеспеченности населенных пунктов объектами и услугами по каждой отрасли. А также предлагаем сформировать информационную базу, которая будет содержать точную информацию (открытые данные) по обеспечению населения объектами и услугами (благами)", – сказал Сабильянов.
По его словам, другим важным вопросом является отсутствие системности в финансировании проектов.
"В целях расширения финансовой самостоятельности регионов отдельные целевые трансферты из республиканского бюджета переданы на развитие регионов для капитального ремонта автомобильных дорог и материального оснащения объектов здравоохранения. В дальнейшем объекты, такие как школы, сельские клубы, медицинские пункты, спортивные залы и так далее, предлагается финансировать за счет средств местных бюджетов через трансферты общего характера. При этом необходимо осуществлять четкий контроль за эффективным использованием выделенных бюджетных средств на эти социально значимые объекты и Высшей аудиторской палате дать полномочия по проверке местного бюджета", – продолжил Сабильянов.
Также нужно закрепить ответственность за профильными министерствами и акиматами за обоснованность и достоверность предоставляемой информации к расчетам трансфертов общего характера, добавил он.
"В-третьих, это вопросы, связанные с затягиванием сроков строительства объектов. По информации местных исполнительных органов, финансирование и строительство объектов зачастую затягивается ввиду сложности разработки проектно-сметной документации, технико-экономических обоснований и проведения экспертиз (комплексной вневедомственной либо частной экспертизы). Период разработки ПСД занимает порядка от одного до полутора лет, а средняя стоимость разработки ПСД обходится в среднем от 2% до 15% от итоговой стоимости строительства", – сказал депутат.
Наличие качественных и современных типовых проектов на объекты значительно ускорит процесс строительства объектов, считает он.
"Ведь сейчас на каждый объект, например на школы, клубы, спортивные залы, необходимо разрабатывать отдельные ПСД и ТЭО, проводить тендеры. При этом готовые типовые проекты можно использовать в большинстве сельских населенных пунктов. Согласно заключению Высшей аудиторской палаты за 2022 год, типовые проекты при строительстве объектов применяются недостаточно. Таким образом, полагаю необходимым уполномоченным государственным органам разработать современные типовые проекты школ, врачебных амбулаторий, объектов культуры и спорта и повсеместно их использовать с учетом особенностей местности сельского населенного пункта", – считает мажилисмен.
Следующим недостатком системы региональных стандартов он назвал отсутствие скоординированных действий между центральными государственными и местными исполнительными органами. Так, по многим ключевым отраслям уполномоченные органы отчитываются, что работы сделаны, а дальше наступает компетенция акиматов.
"На сегодняшний день актуальной остается ситуация с обеспечением сельского населения качественной питьевой водой. Высшей аудиторской палатой по итогам 2022 года были выявлены случаи, когда система водоснабжения не работает исправно, проходят судебные разбирательства между местным исполнительным органом и подрядчиком, качество питьевой воды низкое. Имеются также примеры, когда выдается акт приемки на объект, однако по факту население не имеет доступа к чистой питьевой воде. К примеру, в поселке Маканчи Урджарского района Абайской области были выделены и освоены деньги на обеспечение питьевого водоснабжения. Однако население поселка не имеет доступа к чистой питьевой воде", – перечислил он.
Таких примеров по стране очень много, добавил Сабильянов.
"В итоге складывается ситуация, что деньги выделены, работы проведены, а главная цель – обеспечение чистой питьевой водой всех жителей – не выполнена. В этой связи министерству индустрии и инфраструктурного развития совместно с местными исполнительными органами полагаем необходимым провести полную инвентаризацию и ревизию всех сельских населенных пунктов (по домам) на предмет наличия и 100%-ного функционирования систем водоснабжения. Аналогичную инвентаризацию и ревизию предлагается провести и в сфере газоснабжения, а также обеспечить газификацию областей и населенных пунктов, не имеющих доступа к газу. Например, важно обеспечить газоснабжением область Абай, Павлодарскую и Восточно-Казахстанскую области", – предложил он.
При этом, по его словам, особого внимания со стороны государства требуют сельские школы. Для повышения конкурентоспособности сельских школьников крайне важно ликвидировать разрыв между сельскими и городскими школами в плане материально-технической базы.
Многие школы не имеют доступа к канализационным системам, к высокоскоростному Интернету (50%), отсутствуют спортивные залы (25%), столовые (15%), библиотеки (13%) и так далее, уточнил он.
"Данные проблемные вопросы предлагаю в оперативном порядке рассмотреть на площадках общественных советов на местах с участием депутатов маслихатов, акимов и представителей уполномоченных органов. По итогам необходимо принять действенные меры, найти решение проблем, предусмотрев финансовые средства", – резюмировал мажилисмен.
Читайте по теме:
В 2023 году в селах реализуют проекты на 200 млрд тенге
Целевые трансферты на развитие регионов до 2025 года составят 4,5 трлн тенге
Города или села: в Казахстане нет четких критериев разделения населенных пунктов