На территории Павлодарской области планируется построить хранилище радиоактивных отходов, сообщает inbusiness.kz.
После нас хоть потоп?
Радиоактивные отходы намерены собрать, поместить в контейнеры и отправить на хранение, как минимум, 50 лет. Само хранилище разместят на территории Майского района, в свое время пострадавшего от ядерных взрывов на полигоне.
Заказчиком проекта выступает Национальный ядерный центр РК, разработчиком – филиал "Институт атомной энергии" НЯЦ РК города Курчатова Восточно-Казахстанской области. Сам земельный участок принадлежит Центру.
Как рассказал в ходе общественных слушаний главный инженер филиала "Институт атомной энергии" НЯЦ РК Александр Коровиков, они видят главную задачу проекта в том, чтобы переместить радиоактивные отходы, которые бесконтрольно распределены на территории Майского района, в специальное хранилище, с соблюдением всех мер безопасности.
"Мы берем грунт в этом же районе и в нем же оставляем эти отходы, только более организовано, структурировано и подконтрольно", – уточнил эксперт.
Общая площадь хранилища – 1,8 тысяч квадратных метров, количество отходов, которые планируется принять и разместить – 1,5 тысячи тонн. По словам Александра Коровикова, даже если чисто гипотетически предположить нештатную ситуацию, с разрушением контейнера, то в худшем случае, произойдет локальное загрязнение. Оценка рисков проведена. К тому же, по словам главного инженера, рядом с территорией будущего хранилища, нет населенных пунктов. Ближайший – город Курчатов находится на расстоянии 75 км от площадки. Семей – на расстоянии 130 км, Павлодар – в 250 км.
"За 29 лет деятельности НЯЦ провел огромную работу по обследованию Семипалатинского полигона. Главное, что у нас есть специалисты, которые имеют уникальный опыт. Их компетенция признана во всем мире. Этот радиоактивный мусор сейчас лежит под открытым небом. Любой мусор нужно собрать и убрать. Давайте и здесь наведем порядок", – высказал свое мнение депутат маслихата города Курчатов Владимир Демышев.
По мнению павлодарского общественника Юрия Павленко, немаловажный вопрос – это транспортировка.
"Машины, проезжая возле населенных пунктов, будут с собой нести радиационные элементы или нет? Я предлагаю напрямую с опытного поля везти на участок захоронения", – предложил общественник.
По мнению руководитель ОО "Эком" Светланы Могилюк, необходимо оценивать весь комплекс процессов обращения с отходами, а не только этап хранения на новом объекте, так как воздействие на окружающую среду оказывается совокупное. Кроме того, она отметила, что заказчиками и проектировщиками не рассмотрены альтернативные варианты рекультивации территории.
"Я бы предложила пересмотреть этот проект, переделать документ оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с требованиями законодательства РК, использовать комплексный подход" – отметила эксперт.
Вопрос, который волновал многих участников общественных слушаний, выбранная методика, а именно захоронение в контейнерах, которые по истечению определенного срока могут оказаться не надежными.
И еще один момент, который волнует людей: не станет ли в будущем данное хранилище местом сбора для других радиоактивных отходов? Представители стороны заказчиков проекта заявили, что хранилище имеет определенные размеры. Впрочем, земли то там много, поэтому общественность настаивает на необходимости документально закрепить эти обещания.
Многие участники общественных слушаний задавали единственный вопрос: что мы оставим потомкам? Ведь все прекрасно понимают, что никто из нынешних участников, не доживет до назначенной даты Х.
Пример имеем
После завершения слушаний, Светлана Могилюк написала в социальных сетях, что ситуацию с предложенным вариантом захоронения отходов, необходимо отслеживать, сославшись на историю, которая получила широкую огласку три года назад, когда в Усть-Каменогорске завезли первую партию радиоактивных отходов.
Еще 2015 году Казахстан и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) подписали соглашение о размещении банка низкообогащенного урана (БНОУ) в Усть-Каменогорске. В 2019 году в Казахстан доставили первую партию обогащенного урана и банк начал свою работу на территории Ульбинского металлургического завода (УМЗ).
Тогда же, министерство энергетики сообщило, что там хранится гексафторид урана, который в нормальных условиях хранения находится в твердом состоянии. Нормальные условия – это температура до 56,5 градуса по Цельсию. При такой температуре гексафторид урана превращается в газ. Впрочем, представители ведомства уверяют, что и в этом случае выброса крайне ядовитого вещества в атмосферу можно не опасаться: "разгерметизация цилиндров модели 30В с ГФУ и выход ГФУ в атмосферу исключаются".
Очень уж похожи увещевания нынешних чиновников на тех, о том, что бояться ничего не надо. Можно ли им верить?
После публичных обсуждений в проект внесут высказанные дополнения, а затем он будет проходить государственную экологическую экспертизу.
Марина Попова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!