Что хотелось бы отметить и как остановить перетоки топлива из Казахстана на соседние рынки?
Начнем, наверное, с дизельного топлива – в последние месяцы это стало болезненной точкой как для рынка, так и для общественности.
Причиной стал рост транзитных автомобильных грузоперевозок – в июне-октябре текущего года около 200 тыс. тонн казахстанского дизельного топлива утекло через баки транзитных грузовиков, следующих через территорию Казахстана как с юга на север, так и с севера на юг.
Транзитные перевозки товаров из Узбекистана в Россию – они всегда были и будут. Россия – это один из основных торговых партнеров узбекских производителей.
На сегодня стоимость дизельного топлива на розничном рынке Узбекистана составляет 376 тг/литр. То есть при любой системе ценообразования на казахстанском топливном рынке узбекским грузоперевозчикам всегда будет выгодно заправляться на транзитной территории. До такого уровня цены на дизельное топливо казахстанскому рынку еще шагать и шагать.
Цена дизеля на российском рынке формируется на уровне 296 тг/литр. То есть опять при любом раскладе мы всегда будем выгодной заправкой для транзитников. Независимо от объемов внутреннего производства мы должны привыкнуть, что россияне будут потреблять плодоовощную и прочую продукцию Узбекистана, а узбекские фуры будут заправляться на территории Казахстана. И введение ограничений по отпуску с АЗС не более 100 литров в одну машину не дадут никакого эффекта – заправляться будут по 100 литров на каждой АЗС по пути следования.
Какие меры необходимо предпринимать?
Казахстанскому рынку дизельного топлива для обеспечения как внутренних потребностей, так и потребностей транзита необходимо привлечение импортного дизельного топлива, скорее всего даже российского.
Для этого достаточно принятия мер по обеспечению ввоза дизеля из РФ в зимний период – в период снижения объемов потребления на рынках Казахстана и России, и формирования запасов из собственного дизеля.
А как завозить российский дизель – это уже вопрос ценообразования. То есть учитывая разную налоговую нагрузку на дизельное топливо в Казахстане и России, то розничная цена на дизель в РК априори будет ниже, чем в России… впрочем, это до поры, пока налоговые составляющие наших стран не унифицируются.
То есть казахстанский рынок должен пережить непопулярные меры роста цен на дизельное топливо, потому что существующая разница в ценах между Казахстаном, нашими соседями, да и со всем остальным миром – это нонсенс, наносящий вред экономике страны.
И прогнозная цена казахстанского дизельного топлива на уровне 280 тг/литр – это реалии, которые мы должны будем принять в обозримом будущем.
В противном случае, вымывание дизельного топлива из Казахстана и последующий его дефицит станет своего рода заболеванием, которое будет трясти казахстанский рынок ежегодно.
Что с бензином? С бензином дела обстоят несколько получше. Внутреннее производство на сегодня обеспечивает как внутренний спрос, так и "серый" экспорт бензина в Россию и Кыргызстан.
Не так давно ряд СМИ освещал вопрос заправки российского транспорта на приграничной АЗС в Актюбинской области, а таких приграничных АЗС вдоль российско-казахстанской границы более, чем достаточно.
Другой факт перетока – это обнаружение пограничниками подземного трубопровода в Меркенском районе Жамбылской области, по которому топливо перетекало в Кыргызстан.
Еще один выявленный факт незаконного экспорта был выявлен Агентством по финансовому мониторингу в Павлодарской области при попытке вывоза железнодорожными цистернами в Россию 480 тонн бензина Аи-92.
И это только выявленные факты. Учитывая достаточный уровень производства бензина в Казахстане, масштабы его перетоков на сегодня не так бросаются в глаза.
А выявленные факты незаконных перетоков – это лишь капля в море. И чем больше ограничений Казахстан будет вводить, тем изощреннее будут становиться способы вывоза бензина. И это никто не сможет остановить, пока цены на рынках Казахстана и наших соседей не будут сопоставимы.
Разница в ценах между казахстанским рынком – 178 тг/литр, российским – 270 тг/литр и рынком Кыргызстана – 289 тг/литр, всегда будет привлекать своей экономической эффективностью и возможностью хорошо заработать.
Насколько болезненны эти перетоки?
Во-первых, производители бензина с начала 2021 г. не осуществляют экспорт топлива из Казахстана. А это недополучение экономикой страны поступлений как в виде ставок экспортных таможенных пошлин, так и в целом снижение поступлений налогов – стоимость бензина на мировом рынке, куда может поставляться казахстанский бензин существенно выше его цен на казахстанском рынке.
В итоге, реализуя бензин на внутреннем рынке страны, который в последующем утекает на соседние рынки, бюджет страны не получает тех самых доходов, формирующихся на разнице цен на мировом и казахстанском рынках.
Во-вторых, эти самые перетоки формируют положительный баланс экономики наших соседей.
В то же время нефтяная отрасль страны для сохранения приемлемого уровня цен на казахстанском топливном рынке поставляет нефть на НПЗ РК по ценам в 2, а в отдельные периоды и в 3 раза ниже цен мирового рынка. Учитывая ежегодно растущую себестоимость добычи нефти, что обусловлено как с импортом технологий добычи, так и с импортом оборудования в условиях падающего курса тенге, то поставка нефти на переработку внутри страны уже осуществляется на уровне себестоимости ее добычи, а то и ниже.
И ценообразование на бензин в Казахстане вынуждено переходить на рыночные рельсы. Цены на бензин также, как и дизельное топливо, будут выравниваться с ценами наших соседей.
Необходимо только найти баланс. И повышение цен на бензин Аи-92 до уровня… хотя бы 230 тг/литр максимально снизит эффективность его "серого" экспорта.
А что государство? Не пора ли пересмотреть налоговую политику на рынке ГСМ и какую-то часть от повышения цен на топливо направить нефтяникам, а какую-то изъять в бюджет страны?
Ерлан Жаукин