Представители Всемирного банка считают нынешнее 36-е место Казахстана в рейтинге комфортности ведения бизнеса Doing Business 2018 подтверждением успешности реформ.
Напомним, что в прошлом году Казахстан совершил настоящий рывок в этом рейтинге, поднявшись с предыдущего 51-го на 35-е место, а в этом году опустился в обновленном рейтинге на 36-е место. Безусловно, это выглядит не слишком эффектно на фоне сменившей Казахстан на 35-й позиции России, которая за этот же год поднялась на пять позиций. Но представители Всемирного банка подчеркивают: делать на основании этого выводы о том, что реформы в Казахстане забуксовали, нельзя.
Более того, то, что Казахстан, проведя до этого большое количество реформ (республика в рейтинге делит второе-третье места с Македонией по количеству проведенных за последние 15 лет реформ – по 41-й, больше "реформировалась" только Грузия – 47 реформ), продолжает с таким "высоким стартом" оставаться в четвертом десятке, является, по их мнению, успехом.
Бег на месте не всегда прохиндиада
"В этом году Казахстан занял 36-е место, и если сравнивать с другими странами региона, то это все равно очень хорошее и высокое место", – заявил в среду в ходе презентации отчета ВБ специалист по развитию частного сектора Всемирного банка в Казахстане Ералы Бексултан. – Что касается изменения рейтинга по сравнению с прошлым годом, здесь надо понимать, что данный рейтинг является относительным. Каждый год несколько сотен стран занимаются реформированием, и предсказать движение той или иной страны в этом рейтинге очень сложно. Другими словами, чтобы даже оставаться на своем месте в этом рейтинге, нужно бежать изо всех сил. И если с этой точки зрения подходить, то Казахстан делает очень хорошую работу, если даже при таком уровне конкуренции он все равно проводит реформы и остается лидером по региону", – добавил он.
Самый впечатляющий рывок в этом году в рейтинге совершил Узбекистан – на 16 позиций, до 74-го места, и его пример подтверждает утверждение экспертов о том, что чем ниже старт у страны, тем выше ее позиции в результате реформирования.
"Возьмем Узбекистан – он далеко продвинулся в рейтинге потому, к примеру, что был однозначный прогресс по такому индикатору, как открытие компаний благодаря внедрению электронной платформы, облегчающей регистрацию бизнеса, и хороший прогресс был достигнут в получении разрешений на строительство за счет облегчения процедуры получения земельных участков", – говорит директор глобальной программы по развитию торговли и конкурентоспособности группы Всемирного банка Сесиль Фруман.
Но то, что для Узбекистана является реформой, для многих стран является уже обыденностью – именно поэтому Ташкент и опережает их в этом году по текущим показателям. А есть показатели абсолютные, главный из которых – удаленность от передовых рубежей по индикаторам, включенным в рейтинг ВБ. И эти показатели гораздо важнее динамичной и постоянно меняющейся "текучки".
Сингапур уже на горизонте
"Удаленность от передовых рубежей – это абсолютный показатель, который демонстрирует, насколько суммарно продвинулась страна, пытаясь приблизиться к самому лучшему положению дел", – говорит Сесиль Фруман.
"По этому индикатору Казахстан имеет рейтинг, равный 75,4% – это значит, что страна уже прошла три четверти пути, чтобы быть признанной лучшим реформатором", – подчеркивает она.
"В плане достижения передовых рубежей абсолютный рейтинг мне кажется важнее, потому что он показывает удаленность состояния дел бизнес-климата в стране от глобальных лучших практик, – соглашается с ней Ералы Бексултан. – То есть если глобальная лучшая практика по регистрации бизнеса – это Сингапур, где данная процедура занимает минимальное количество времени и затрат, то в процентном измерении на основании этого отчета можно показать, насколько та или иная страна продвинулась до того момента, чтобы достичь этого предела. Так вот, Казахстан в этом году, несмотря на то, что его относительный рейтинг уменьшился, абсолютный рейтинг свой улучшил. А это, на мой взгляд, более важный показатель, который показывает, что страна в абсолютном измерении улучшает свой бизнес-климат. И относительно лучших практик мира она движется вперед. Три четверти этого пути страна уже проделала, и нужно понимать, что оставшаяся четверть – самая сложная, потому что конкуренция увеличивается, мы теперь входим в зону конкуренции, сравнения со странами ОЭСР", – подчеркивает он.
Что касается дальнейшей работы, то, по мнению Ералы Бексултана, у Казахстана при всем многообразии уже проведенных реформ в силу "географических особенностей и стадии развития" есть еще некоторые области, где есть еще большой задел для улучшения.
"Трансграничная торговля – один из таких индикаторов, получение разрешений на строительство, подключение к электричеству – есть и другие индикаторы, где можно провести дальнейшие реформы, единственное, нужно понимать, что эти реформы непростые", – говорит он.
"Мы видим, что правительство Казахстана проводит эти реформы, постепенно они внедряются. Но здесь надо понимать, что, когда проводятся системные реформы, поскольку Doing Business опрашивает не только госорганы, а также в большинстве случаев учитывает мнение именно частного сектора, ему нужна не реформа, проведенная на бумаге, а результаты ее реализации. По сути дела, стоит вопрос: та или иная реформа работает в государстве или нет. И в данном случае перед госорганами стоит задача добиться качественной реализации тех реформ, которые они планируют", – добавляет он.
Один из примеров такой неработающей реформы в Казахстане – это отказ от требования наличия у компании печати при ее регистрации. По наблюдениям специалиста ВБ в Казахстане, центральные госорганы республики целенаправленно убирали это требование, но практика показывает, что компании продолжают заказывать эти печати и тратить на это деньги.
"Соответственно, нужно тут разбираться, зачем они это делают, значит, кто-то где-то с них эту печать по-прежнему требует", – заметил Ералы Бексултан.
"Это один из примеров, таких примеров намного больше. Там, где процесс разрешительный находится в ведении нескольких госорганов, необходима координация их деятельности со стороны государства, качественная координация. Мы часто видим: когда системные реформы касаются сразу нескольких госорганов, они буксуют именно по этой причине – до самих госорганов иногда бывает сложно донести и реализовать правильную практику. Это проблема не только Казахстана, это везде существует, в тех же самых сферах, где идет пересечение интересов разных госорганов", – добавил он.
Помимо этого, по его мнению, о нововведениях важно также правильно информировать сам частный сектор: никто не отменял требование читать законы, но многие компании могут просто не знать о нововведениях.
"Пока они обучатся, пока набьют шишки, пройдет время", – замечает Ералы Бексултан.
"Вот чтобы этот временной разрыв сократить, имеет смысл госорганам объяснять эти реформы тоже. Мы видим, что госорганы этим в Казахстане занимаются, мы видим, что они все больше и больше уделяют этому внимание, но вопрос комплексный, и много усилий нужно отдавать координации, тогда только можно увидеть быструю отдачу в рейтинге", – заключил он.
Три кита реформ: ИКТ, обратная связь и координация
Директор же глобальной программы по развитию торговли и конкурентоспособности группы Всемирного банка Сесиль Фруман, говоря о будущем, заявила, что видит определенные возможности по ликвидации разрывов, которые имеются в регулятивной деятельности в Казахстане, во внедрении информационных технологий, которые ускоряли бы все процессы.
"Также необходимо внедрение механизма улучшения реальной обратной связи с частным сектором и создание цикла получения подобных отзывов", – добавила Сесиль Фруман.
"И важно продолжать работу по оценке эффективности воздействия, вы должны иметь систему, позволяющую документировать проводимые реформы и получаемые результаты, то есть мы должны видеть, как реформы реально меняют ситуацию на местах. Соответственно, чиновники должны становиться более клиентоориентированными, обеспечивать большую прозрачность своей деятельности и в большей степени быть ориентированными на поддержку частного сектора", – подчеркнула она.
И согласилась с Ералы Бексултаном относительно необходимости четкой координации реформаторской деятельности госорганов, приведя в пример Индию, которая достигла в рейтинге "колоссальных результатов в этом году", поднявшись на 30 позиций.
"Это стало возможно благодаря эффективной внутренней координации: вы только представьте размеры Индии, и как непросто было в связи с этим решить данную задачу", – сказала представительница ВБ.
В принципе, в России расстояния еще больше, а инерция ее чиновничества уж точно не меньше, чем у индийской бюрократии. Так что продвижение России на пять строк вверх тоже можно считать успехом координации в продвижении реформ. Ну а раз так, то Казахстану с гораздо меньшей территорией и меньшим населением сам Бог велел "подтянуть" координацию реформаторской деятельности. Чтобы как минимум сохранить свое присутствие в числе первых 40 стран рейтинга на следующий год и побыстрее пройти оставшуюся четверть пути в абсолютной части рейтинга.
Игорь Воротной