/img/tv1.svg
RU KZ
Фильм о бывших республиках СССР покажут в День независимости РК

Фильм о бывших республиках СССР покажут в День независимости РК

Телеканал ATAMEKEN BUSINESS продолжает показ документальных фильмов «Соседи», очередной выпуск будет посвящен Литве.

08:00 16 Декабрь 2019 5642

Фильм о бывших республиках СССР покажут в День независимости РК

Автор:

Регина Ким

Телеканал ATAMEKEN BUSINESS продолжает показ документальных фильмов «Соседи», очередной выпуск будет посвящен экономике Литвы.

«Соседи: Литва» – второй фильм, который рассказывает об экономике и бизнесе в прибалтийских республиках, и третий – в документальном цикле. Напомним, ранее телеканал ATAMEKEN BUSINESS  показал фильм об Узбекистане и о Латвии. Проект повествует о жизни современных стран, с которыми нас связывают исторические, экономические и культурные узы.

Ведущий проекта – Руслан Мелекша был в Литве впервые, поэтому эмоции у журналиста самые свежие.

«Настоящий горнолыжный курорт в 40-градусную жару. Великолепный замок XV века, окруженный глубоководным озером, бальнеологические здравницы с трехсотлетней историей и современные SPА-центры, где вам предложат не только радоновые бассейны, но и бани из чистого янтаря. А еще огромный газовый танкер, как гарантия энергетической безопасности, передовые IТ-хабы и одни из лучших в Европе условия для ведения бизнеса. Все это – современная Литва», – говорит он.

По словам создателей, проект о Литве, как и предыдущие фильмы, в первую очередь повествует о жизни людей, о предприимчивых бизнесменах, которые двигают свою страну вперед.

«Сегодня Литва – член Евросоюза со стабильной экономикой и низкой инфляцией, с активно развивающейся бизнес-средой и с интересными проектами. Также с гостеприимными и предприимчивыми жителями. Как живет республика, с которой мы некогда состояли в одном большом союзе? Какую помощь литовским деловым кругам оказывает единая Европа? Какую продукцию выпускают местные предприниматели и чем эта страна может быть полезна и интересна казахстанскому бизнесу? И не только бизнесу, но и всем казахстанцам. Обо всем этом вы узнаете в нашем документальном телевизионном цикле «Соседи: Литва», – уверяет Мелекша.

На вопрос, какие ожидания у авторов от фильма, журналист отвечает с уверенностью, что у «Соседей» будет успех. Ведь казахстанский зритель встретил с большой теплотой фильм о Латвии.

«Уверен, большинство казахстанцев практически ничего не знают о Литве. Старшее поколение вспомнит, что эта республика когда-то входила в состав СССР и географически находится где-то в Прибалтике, ну, может, некоторые еще назовут ее столицу – Вильнюс. Пожалуй, все. Молодому поколению об этой маленькой восточноевропейской стране ничего не известно. А зря. Друскининкай и Паланга – известные на всю Европу курортные места, Тракай и Старый город в Вильнюсе окунут вас в богатую историю и великолепную архитектуру этой маленькой страны, а еще есть Клайпеда – главные морские и торговые ворота не только Литвы, но и всего Балтийского региона», – рассказывает журналист.

По словам генерального продюсера телеканала ATAMEKEN BUSINESS  Алии Баймухамедовой проект «Соседи» – это не путешествие и не гид по достопримечательностям, а исследование образа жизни этих стран, изучение их главного достояния – ментальности.

«Соседи» – это цикл документальных фильмов о странах бывшего Советского Союза и наших ближайших соседях. Первый выпуск посвящен Узбекистану, второй и третий фильмы расскажут о прибалтийских странах – Латвии и Литве, два материала отводим Китаю… Мы пытаемся понять, существует ли узбекский, китайский, прибалтийский менталитет и формирует ли он национальные черты? Вместе с авторами цикла мы попытаемся узнать, на что делают ставку страны без ископаемых ресурсов, в чем заключается их национальная идея и как эта идея влияет на концепцию экономического развития и бизнес-климат? Что важнее – оптимизм или прагматичность? Данный цикл – своеобразное подведение итогов: к чему пришли наши страны за отрезок времени в четверть века. Как наши общества справляются с вызовами времени и что считают высшей ценностью. Через изучение их образа жизни мы сможем лучше понять, кто мы, куда идем, к чему должны стремиться», – подытожила Баймухамедова.

Фильм «Соседи: Литва» смотрите 16 декабря в 21:30 на телеканале ATAMEKEN BUSINESS.

Регина Ким

https://inbusiness.kz/ru/images/original/46/images/AW2CGkZK.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/46/images/ucywTNkm.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/46/images/QtzfrVLO.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/46/images/RWPfFK5I.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/46/images/juZ8SNdR.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/46/images/LRVRvK4E.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/46/images/zX45wVhq.jpeg

Казахстанцы за месяц потратили на товары более 1,2 трлн тенге

25 Октябрь 2020 08:55 549

Розничная торговля в республике набирает обороты: уже в сентябре ее объем достиг предновогоднего уровня. Но по итогам трех кварталов выручка все равно оказалась меньше, чем в 2019-м.

По данным комитета по статистике, в сентябре 2020 года объем сделок в розничной торговле в целом по республике составил 1 трлн 205,9 млрд тенге. И это крайне высокий показатель:

  • Больше объем розничных сделок был лишь дважды – в декабре 2018 (1 трлн 224,4 млрд тенге) и 2019 (1 трлн 393,6 млрд тенге) годов.
  • Ранее в первый осенний месяц торговля была более 1 трлн тенге лишь однажды – в 2019 году (1 трлн 011,7 млрд тенге).
  • Впервые в истории республики объем месячной торговли два месяца подряд держится на уровне выше 1,2 трлн тенге (показатель августа – 1,2 трлн тенге).

Объем розничной торговли в сентябре оказался на 11,4% больше, чем в аналогичном месяце 2019-го. С начала 2015 года более крутой рост был лишь однажды: в августе 2018-го объемы относительно аналогичного месяца 2017-го выросли на 11,6%. Для сравнения: в 2019 году в среднем показатель составлял 5,7%.

В целом за девять месяцев 2020 года объем розничной торговли в республике составил 8 трлн 014,8 млрд тенге. Это не рекордный, но, тем не менее, не самый плохой показатель, особенно учитывая условия, в которых предприятия торговли и услуг вынуждены работать в текущем году. За последние восемь лет лишь однажды объем торговли по итогам трех кварталов был выше: в 2019-м он был почти на 40 млрд тенге больше, чем сейчас. Таким образом, даже несмотря на успехи последнего месяца, розничная реализация в 2020-м находится ниже уровня 2019-го на 6,8%.

Наибольшее снижение торговли – в столице

При этом восстановление показателей торговли в регионах проходит разными темпами. Сразу в четырех регионах республики объем сделок в сентябре вырос более чем на 20% от уровня сентября 2019-го:

  • в Кызылординской области индекс физического объема розничной торговли к соответствующему месяцу предыдущего года составил 122,8%;
  • в Мангистауской – 121,6%;
  • в Алматы – 121,5%;
  • в Шымкенте – 126,6%.

С другой стороны, в Алматинской области объем торговли в прошедшем месяце составил лишь 93,8% от уровня сентября 2019-го. Хуже, чем год назад, показатели и в Акмолинской области – 94%. Во всех остальных регионах республики казахстанцы потратили на покупку товаров и услуг больше, чем годом ранее.

Лидером по общему объему розничной торговли традиционно является Алматы. В сентябре в южном мегаполисе было продано товаров и услуг на 385 млрд тенге – это 32% от общереспубликанского показателя. Вклад Нур-Султана втрое меньше: за месяц объем сделок тут составил 128,4 млрд тенге. Еще в двух регионах показатель превысил отметку в 100 млрд тенге – это произошло в Карагандинской (107 млрд тенге) и Восточно-Казахстанской (101,4 млрд тенге) областях.

По итогам девяти месяцев лишь в одном регионе Казахстана объемы сделок превысили (или хотя бы сравнялись) с показателями января-сентября 2019 года. Им стал Шымкент: официальная статистика говорит о сделках на 284,8 млрд тенге по итогам девяти месяцев, что на 2,7% больше, чем годом ранее. И на треть меньше, чем в одном только Алматы в одном только сентябре. Впрочем, Алматы относится к регионам с наиболее сильным снижением показателей торговли:

Сокращение розничной торговли за девять месяцев в абсолютных цифрах составило 77,9 млрд тенге.
В процентном отношении снижение составило 9,7%. Хуже показатель только в одном городе – Нур-Султане. В столице индекс физического объема розничной торговли составил 86,8% от уровня предыдущего года.

Население не стало менять привычки

В мае, когда карантинные меры в республике были самыми жесткими, наблюдался четкий тренд – покупатели стали чаще закупаться в крупных супермаркетах, тогда как рынки клиентов теряли. Но в привычку это не вошло: после постепенного снятия ограничений население вернулось в привычные магазины:

  • По итогам сентября 2020 года доля крупного бизнеса в розничной торговле составила 19%. Годом ранее показатель составлял 18,3%, в мае 2020-го – 23,8%.
  • Доля малого бизнеса в сентябре текущего года составила 73,5%, слабо изменившись за 12 месяцев (73,3%). Уровень мая составлял 64,7%.
  • Если говорить об индивидуальных предпринимателях (включая торгующих на рынках), то сентябрьская доля составила 38,5% против 40,7% годом ранее и 32,3% в мае.

Хотя подобные тенденции прослеживаются, конечно, не везде. Наиболее сильное изменение поведения случилось в Актюбинской области: доля малого бизнеса в розничной торговле за год (сентябрь 2020 года к сентябрю 2019-го) упала с 74,6% до 57,7%, крупного бизнеса – выросла с 21,9% до 38,7%. В Алматы и Шымкенте, наоборот, резко выросла доля индивидуальных предпринимателей: на 13,9% (до 25,5%) и 9,5% (до 24,1%) соответственно. А Кызылординская область стала лидером по приросту доли малого бизнеса в розничной торговле: по итогам сентября он составил 6,7 п.п., добравшись до 86,9%.

На еде казахстанцы не экономят

Еще один эффект коронавируса и карантинных мер – казахстанцы стали больше тратить на еду. По итогам девяти месяцев объем розничной торговли продовольственными товарами составил 3 трлн 012,7 млрд тенге – это на 4,9% больше, чем годом ранее. Прирост отмечается в 12 из 17 регионах республики, самый сильный – в Туркестанской области (+45,3%).

В целом если в январе-сентябре 2019 года продукты составляли 32,4% всех трат, то год спустя – 37,6%. Соответственно, изменилась и доля продовольственных товаров в общей структуре. Физический объем продаж вырос только в Актюбинской и Акмолинской областях, тогда как во всех остальных на эти цели население стало тратить меньше средств. В целом по итогам девяти месяцев показатель снизился на 12,9%, до 5 трлн тенге.

Алексей Никоноров


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Отечественные компании все еще уступают импортерам рынок некоторых социально значимых товаров

13 Октябрь 2020 09:36 1203

Впрочем, рынок рыбы казахстанские компании успешно отвоевывают: уровень самообеспечения вырос за год с 41% до 66%.

За январь-август 2020 года в стране произвели продуктов питания на 1,2 трлн тг – в стоимостном выражении плюс 17,5% в сравнении с прошлым годом. Реальный рост с учетом инфляции составил 3,6%, сообщает портал energyprom.kz.

Более половины производства пришлось на мукомольно-крупяные продукты и крахмалы, молочные продукты, переработанное и консервированное мясо и мясную продукцию.

Для справки: в целом за 2019 год объем производства продуктов питания составил 1,7 трлн тг, увеличившись в реальном выражении на 3%.

В региональном разрезе наибольший объем производства в денежном выражении пришелся на Алматинскую область: 182,4 млрд тг – на 27,5% больше, чем годом ранее. В топ-3 регионов также вошли Алматы (154,9 млрд тг, плюс 10,2%) и Костанайская область (152,9 млрд тг, плюс 23,9%).

МСХ РК ведет мониторинг обеспеченности внутреннего рынка по 29 основным видам продовольственных товаров, сообщает официальный ресурс премьер-министра РК. Из них по 12 товарным позициям внутренний рынок обеспечен на 100% и более, по 11 продтоварам обеспеченность составляет 80% и более, еще по шести продтоварам необходимо реализовать меры по наращиванию производства и насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией: это мясо птицы, колбасные изделия, сыр и творог, яблоки, сахар и рыба.

Министерством подготовлен проект комплексного плана по насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией на 2021-2023 годы. Определен конкретный пул инвестиционных проектов по каждому направлению.

На данный момент за восемь месяцев текущего года в стране в 2,8 раза выросло производство свежей, охлажденной или мороженой рыбы (до 43,9 тыс. тонн), на 22,5% – мяса домашней птицы (до 68,6 тыс. тонн). Выпуск колбас и аналогичных изделий из мяса увеличился на 16,3% (до 38,5 тыс. тонн), сыра и творога – на 9,3% (до 20,9 тыс. тонн).

Производство сахара, напротив, упало сразу в 2,3 раза за год, до 69,3 тыс. тонн, против 161,5 тыс. тонн годом ранее.

По данным комитета по статистике МНЭ РК, по итогам семи месяцев текущего года отечественные компании обеспечили спрос (реализация на внутреннем рынке плюс экспорт) на переработанную и консервированную рыбу, ракообразных и моллюсков на 66%, против 41,2% годом ранее.

Спрос на колбасы и аналогичные изделия из мяса был обеспечен на 62,3% (минус 0,3 п. п. за год), на мясо птицы – на 60,6% (минус 2,2 п. п. за год), на сыр и творог – на 53,8% (минус 2,5 п. п. за год), на сахар – лишь на 16,3%, против 46% годом ранее.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!