В последние годы в ряде медийных и экспертных обсуждений звучат тревожные оценки многовекторной внешней политики Казахстана. Нередко сотрудничество Астаны с западными и азиатскими партнерами воспринимается как потенциальный вызов интересам России. Однако подобный взгляд является упрощенным и не отражает реальной логики регионального развития. На практике укрепление международных связей Казахстана не ослабляет позиции Москвы, а, напротив, открывает новые возможности для российской экономики и логистики.
Россия и Казахстан связаны общей границей протяженностью 7,5 тысячи километров, историческим и культурным наследием, а также тесными экономическими отношениями. Казахстан — ключевой партнер России в ЕАЭС, ОДКБ и других интеграционных объединениях.
Любое расширение международных связей Астаны объективно усиливает и возможности для Москвы. Например, привлечение инвестиций в транспорт и энергетику Казахстана создает условия для развития транзитных коридоров, в которых активно задействована и Россия.
Энергетика: взаимозависимость или преимущества добрососедских отношений
Не секрет, что главное экспортное сырье нашей страны — это нефть, которая в основном добывается на западе Казахстана. Более 80% добытой казахстанской нефти экспортируется через российскую инфраструктуру. Ключевой маршрут — Каспийский трубопроводный консорциум, по которому в 2024 году было доставлено 63 миллиона тонн нефти через порты Новороссийска на мировые рынки.
Кроме того, нефть из Казахстана также поставляется на экспорт в Германию через российский трубопровод "Дружба": за январь-июль 2025 года объемы выросли на 38% относительно прошлого года и достигли 1,086 млн т.
Привязка казахстанских экспортных потоков к российской инфраструктуре обуславливает как экономическую, так и политическую взаимозависимость. Особое значение приобретает вопрос надежности транзита: в условиях террористических атак и техногенных инцидентов последних лет российская сторона обеспечивала оперативное восстановление функционирования трубопроводов, что демонстрирует ее роль предсказуемого и надежного партнера Казахстана.
Следует отметить, что энергетическое сотрудничество носит двусторонний характер. Россия активно использует территорию Казахстана для транспортировки нефти в Китай. В 2024 году через маршрут Прииртышск – Атасу – Алашанькоу в КНР было экспортировано 10,2 млн тонн нефти. Пропускная способность данной линии составляет 20 млн тонн в год, часть объемов направляется на внутренние нужды Казахстана, включая снабжение Павлодарского нефтехимического завода.
Трубопроводная инфраструктура выполняет не только транзитную функцию, но и оказывает мультипликативное воздействие на экономики двух государств. Прокачка нефти обеспечивает рабочие места в сфере эксплуатации магистралей и генерирует доходы в государственные бюджеты обоих государств за счет транзитных тарифов. Таким образом, даже в условиях санкционного давления Россия сохраняет роль надежного ключевого звена в обеспечении поставок казахстанской нефти в ЕС, одновременно получая транзитные выгоды.
Транспорт: Средний коридор – угроза российскому транзиту грузов
Нередко в информационном пространстве появляются тезисы о том, что развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ, или Среднего коридора) представляет угрозу интересам России в сфере транзита грузов. Однако более взвешенный анализ показывает, что данный проект развивается как элемент диверсификации и дополнения, а не вытеснения российских маршрутов.
Действительно, развитие Транскаспийского Среднего коридора происходит в партнерстве с западными и азиатскими странами. Более того, Европа выделила €10 млрд на его развитие, что должно увеличить общую транспортную производительность региона и создать мультимодальные возможности.
По данным 2024 года, по ТМТМ было перевезено около 4,47 млн тонн грузов, что на 62% превышает показатель 2023 года. Контейнерный транзит вырос до 55 тыс. TEU.
Вместе с тем масштаб перевозок через Средний коридор остается ограниченным. Его доля составляет лишь 7,8% контейнерного грузооборота между Китаем и Европой, в то время как через традиционный маршрут Казахстан – Россия – Беларусь проходит свыше 89% объемов, это 750 тыс. TEU в 2024 году.
Особое значение имеет инфраструктурная интеграция. Казахстанская железнодорожная сеть, а также порты Актау и Курык служат не только частями Среднего коридора, но и ключевыми узлами восточной ветки международного транспортного коридора "Север – Юг", активно продвигаемого Россией. Инвестиции в развитие ТМТМ создают дополнительные возможности и для российской стороны, так как транспортная система региона носит связанный характер: ни один маршрут не существует в изоляции от других.
Средний коридор следует рассматривать не как конкурент, а как дополнительный маршрут, усиливающий логистический потенциал всего евразийского пространства. Рост инвестиций в казахстанскую транспортную инфраструктуру увеличивает гибкость всей региональной сети, позволяя России эффективно интегрироваться в формирующийся коридорный ансамбль и предлагать гибридные маршруты.
Промышленность и критические материалы: расширение поля для кооперации
Казахстан укрепляет свои позиции в области добычи и переработки критически важных материалов — меди, хрома, урана и редкоземельных элементов. Эти ресурсы востребованы не только в сфере энергетики, но и в металлургии, машиностроении, электронике и оборонной промышленности. Подписанные Астаной соглашения с западными партнерами предусматривают развитие совместных проектов в геологоразведке, переработке сырья и формировании цепочек поставок для высокотехнологичных отраслей.
Расширение присутствия Казахстана на этом рынке не следует рассматривать как вызов интересам России. Напротив, оно создает новые возможности для российской промышленности. Российские компании могут быть вовлечены в проекты в сфере инженерных услуг, поставкам оборудования, строительству перерабатывающих мощностей и развитию инфраструктуры. Опыт России в металлургии и химической промышленности востребован в Казахстане.
Таким образом, даже при активизации сотрудничества Астаны с ЕС и США Россия не оказывается в стороне. Напротив, через механизмы ЕАЭС и двусторонние форматы сотрудничества она может интегрироваться в новые индустриальные проекты, получая не только экономический эффект, но и укрепляя свои позиции в регионе.
Многовекторная внешняя политика Казахстана не подрывает позиции России, а напротив, создает дополнительные возможности для углубления сотрудничества. В энергетике это проявляется через взаимозависимость в сфере транспортировки нефти; в транспорте — через интеграцию маршрутов Среднего коридора и коридора "Север – Юг"; в промышленности — через участие в проектах по критическим материалам. Расширение международных связей Казахстана объективно усиливает устойчивость всей евразийской экономики и открывает перед Россией перспективы для структурного партнерства и совместного развития.
Читайте по теме: