Исполнение послания главы государства зависит от многих факторов, среди которых немаловажным является система стратегического госпланирования. Президент указал, что система госпланирования должна быть гибкой и компактной. Как это лучше сделать, в понедельник, 4 сентября, обсудили в Казахстанском институте стратегических исследований (КИСИ) с участием экспертов из числа ведущих экономистов и заинтересованных госорганов, передает корреспондент inbusiness.kz.
Эффективное государственное планирование становится неотъемлемой частью стратегии страны в условиях глобализации и быстро меняющегося мира, считают в КИСИ.
"Система государственного планирования служит базисом для дальнейшей качественной и эффективной реализации всех поручений президента. Через нее формируются программы, определяются показатели, задачи и поручения, исследуется их взаимосвязь с другими стратегическими документами и финансовыми ресурсами", – подчеркнул Нурлан Сакуов, заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК.
Вся система стратегического планирования приблизительно оценивается в 55 тыс. документов, сообщили в ходе встречи.
Как отметила представитель министерства нацэкономики Толкын Каримова, в настоящее время идет ревизия всех документов, все они будут оптимизированы. Например, из 10 нацпроектов, утвержденных в 2021 году, остаются три нацпроекта. Это "Комфортная школа", "Сельское здравоохранение", "Доступный Интернет", остальные нацпроекты уйдут на утрату.
"Ожидается, что система госпланирования будет трехзвенной. На данном этапе система госпланирования состоит из шести уровней. Кроме этого, имеются сопутствующие документы. На данный момент все детали на стадии обсуждения", – сообщила Каримова.
Участники встречи согласились с тем, что в прошлом году, когда стратегии разрабатывались, зачастую они были пустыми документами, вопрос финансирования прорабатывался лишь на второй год действующей стратегии. Плюс была некая культура "нанизывать документ на документ".
"На стратегические документы делают обычно ссылку, и зачастую документ живет сам своей жизнью. Очень много документов пустых, существующих ради галочки – для того, чтобы потом было на что ссылаться. У нас ежегодно вводят коррективы в документы. Слабое место нашей стратегии – постоянные согласования, каждое министерство выхолащивает этот документ, и в итоге получается совершенно не тот документ, который требовался вначале. Система стратегического планирования не влияет на бюджетное планирование, больше наоборот. Надо, чтобы каждое министерство и регион имели свой документ и чтобы он часто не менялся", – предложил экономист Олжас Худайбергенов.
Он привел в пример развитые страны, где существует лишь два уровня стратегического планирования. Это обычно стратегический план правительства – небольшой документ, на пять страниц максимум, где говорится, что планируется, и пять-семь ключевых показателей, на которые правительство собирается обращать внимание. Второй уровень – стратегия развития отраслей на уровне министерств и стратегия регионов. При этом там указывают сроки, кто ответственен и какие результаты – все кратко и компактно.
Мухтар Абуталип, замдиректора департамента стратегического планирования и мониторинга реформ АСПИР, в свою очередь предложил усилить документы, касающиеся регионов.
Также эксперты рассказали СМИ, как восприняли недавние назначения и как видят дальнейшие действия для улучшения экономики.
"Последние назначения нацелены найти лучшую кадровую комбинацию для тех задач, которые поставлены правительством. Самым знаковым и многообещающим для меня, как экономиста, является назначение Тимура Сулейменова председателем Нацбанка. Это опытный экономист, и он глубоко понимает всю совокупность проблем и может смотреть на все не только с точки зрения узких ведомственных догматических интересов Нацбанка, но и с точки зрения заявленных президентом целей", – отметил Рахим Ошакбаев, директор центра прикладных исследований "Талап".
По его мнению, сложностей очень много, но это не повод, чтобы не пытаться реализовать послание. Например, одна из сложностей – сильная изношенность инфраструктуры. Казахстан становится устойчиво энергодефицитной страной, и эта проблема из-за того, что не было своевременных модернизаций и инвестиций в новые генерирующие промышленности.
"Необходимо срочно составлять инфраструктурный план – какую-то пятилетку или трехлетку – и активно тратить деньги на инвестиции в базовую инфраструктуру, потому что у нас даже в областных центрах и столице перебои с водой, со светом и так далее. Сложностей с реализацией очень много, здесь простых решений нет – будем надеяться на мудрость действующего правительства", – добавил экономист.
На вопрос журналистов о возврате активов и капитала в страну как одном из рычагов дальнейшего экономического курса страны экономист Олжас Худайбергенов ответил, что это вопрос нескольких лет и даже если эти деньги придут, то это никак не означает, что без них нельзя добиться экономического результата.
"Денежная система страны – это все равно что кровеносная система человека. Вопрос в том, как выстроить систему экономических взаимоотношений, чтобы между различными звеньями везде всем хватило денег. Мое мнение – если все правильно делать, можно добиться результата и без дефицитного бюджета. Денег в стране достаточно", – резюмировал он.
Отметим, что на данной встрече анонсировано создание экспертного совета по экономике, который будет заниматься анализом и обсуждением различных аспектов экономического развития. Результатом этой работы станут рекомендации, адресованные главе государства, администрации президента, правительству и другим заинтересованным сторонам.
На постоянной основе экспертный совет планирует обсуждать и другие важные темы на площадке своих заседаний и разработать более детальные и качественные рекомендации в будущем. Это позволит Казахстану более эффективно решать экономические и стратегические задачи, заявили в КИСИ.
Читайте по теме:
Переход от госпрограмм к нацпроектам не состоялся – Юлия Энгель