Еще в 2019 году на расширенном заседании правительства РК первым президентом страны Нурсултаном Назарбаевым было дано поручение до конца года принять меры по запуску прямых авиарейсов в Соединенные Штаты Америки и Японию, в том числе и для привлечения инвесторов. Тогда в комитете гражданской авиации (КГА) отметили, что такие рейсы полностью убыточны первые два-три года в связи с маленькой загруженностью, всего на 20-40%. А точка безубыточности возникает с 70-80% загрузки рейсов.
Несмотря на нерентабельность проекта, был запущен рейс Астана – Токио – Астана. По данным КГА, на субсидирование международного авиарейса было выделено 1,45 млрд тенге. Тогда частота рейсов была два раза в неделю при тарифе 170 тыс. тенге в одну сторону и 220 тыс. тенге в обе стороны. Субсидирование авиамаршрута планировали осуществлять до достижения показателя безубыточности, но в 2020 году из-за пандемии коронавируса рейсы были приостановлены.
“По фактическим расходам на субсидирование авиамаршрута Астана – Токио в 2019 году выплачено 1,1 млрд тенге, остаток выделенной суммы был возвращен в бюджет. На 2020 год из республиканского бюджета на субсидирование авиамаршрута Астана – Токио – Астана с частотой два рейса в неделю в течение 12 месяцев была выделена сумма в размере 2,9 млрд тенге. С марта 2020 года в связи с введением ограничений на международные авиаперевозки регулярный рейс авиакомпании SCAT по маршруту Астана – Токио был приостановлен. За январь, февраль и март 2020 года была освоена сумма в размере 728 млн тенге. Остаток выделенной суммы был возвращен в бюджет”, – сказал заместитель председателя комитета гражданской авиации МИИР РК Тимур Тлегенов.
Практически за полгода (с августа по декабрь) субсидирования рейсов в 2019 году авиакомпания выполнила 71 рейс и перевезла 1943 пассажира. В 2020 году (с января по март) до начала пандемии коронавируса SCAT выполнила 39 рейсов и перевезла 808 пассажиров. Как отметил Тимур Тлегенов, именно SCAT победила в 2019 году в тендере на полеты в Японию.
Экономически невыгодный проект
Финансовый аналитик Арман Бейсембаев считает, что с самого начала было понятно, что проект неприбыльный, и никто не занимался тем, чтобы посчитать его рентабельность. Он был запущен не ради экономической выгоды, а просто потому, что Казахстан мог себе позволить его запуск.
“Политические соображения побеждают экономическую целесообразность. Когда вы не просчитываете математику проекта, а надеетесь, что когда-нибудь, в обозримом будущем, он как-то окупится. Запускать авиарейсы, чтобы привлечь инвесторов, что мы собираемся этим доказать? То есть мы запускаем авиарейсы, чтобы японцы пришли в нашу авионику? И чтобы они начали вкладываться в наше что? Эта логика для меня непонятна. Я подозреваю, что это была просто ложь, как минимум. Скорее всего, тут была политическая целесообразность. Это был просто реверанс в адрес Японии”, – добавил Арман Бейсембаев.
Вернут ли рейс?
Сейчас авиарейсы между Казахстаном и Японией не выполняются. В КГА отметили, что заявок на выполнение рейсов по этому маршруту не поступало. Однако прорабатывается вопрос установления прямого авиасообщения с международными финансовыми центрами, в том числе с Токио. В этой связи министерство совместно с казахстанскими авиакомпаниями работает над возобновлением рейса Астана – Токио.
“Комитетом продолжается работа по расширению географии полетов по международным авиамаршрутам и увеличению количества рейсов по действующим авиамаршарутам. На сегодняшний день международное авиасообщение выполняется частотой 536 рейсов в неделю по 110 авиамаршрутам в 27 стран”, – добавил Тимур Тлегенов.
Что касается субсидирования внутренних авиарейсов, то на них в 2023 году было выделено 6,3 млрд тенге на 21 авиамаршрут.
“Также в рамках уточнения республиканского бюджета на 2023 год по программе субсидирования авиамаршрутов дополнительно поддержана сумма в размере 878 млн тенге на субсидирование двух дополнительных авиамаршрутов Тараз – Атырау и Кокшетау – Шымкент. На данный момент проходят процедуры проведения конкурсов”, – отметил Тимур Тлегенов.
В этом году будут открыты новые авиарейсы из Алматы в Маскат, Куала-Лумпур, Тель-Авив, Лахор, Карачи, рейс Актау – Анкара. Ожидается возобновление авиарейсов по авиамаршрутам из Астаны в Тбилиси, Бишкек, Сиань, Ереван, Батуми, Алматы/Астана – Доха, Алматы – Ашхабад, Актау – Ереван, Шымкент – Кутаиси.
Читайте по теме:
Регулярность авиаполетов в Казахстане падает
Аэропорты Казахстана убыточны, кроме Астаны и Алматы – МИИР
Казахстанские авиакомпании могут занять российскую нишу на рынке евразийских полетов – эксперт