Вопросы развития казахстанского содержания и в целом поддержки казахстанских производителей рассмотрели в ходе коллегии министерства по инвестициям и развитию РК. В числе приоритетов – поддержка отечественных производителей и поставщиков.
"По добыче руды цветных металлов мы хотим достичь больше 110%. Это прежде всего за счет Kazminerals, "Казхрома". Тут системных проблем нет. По железной руде в прошлом году было падение из-за снижения объемов реализации в Китай и Россию. В этом году есть все возможности для того, чтобы нарастить, и уже январь месяц это показал, – сказал вице-министр по инвестициям и развитию Альберт Рау. – В то же время до конца мы баланс по железорудному сырью не сформировали. Буквально на этой неделе мы должны поставить точку, Женис Махмудович (министр по инвестициям и развитию РК Касымбек – прим. автора). О чем уже премьер-министр говорил – опять "Арселор" ("Миттал Темиртау" – прим. автора), это информация КТЖ, заказывает вагоны на поставки железорудного сырья из России. Ну, представьте, Михайловский ГОК и Ковдорский ГОК – это в Мурманской области. То есть мы должны здесь все-таки точку поставить, и, конечно, здесь нужны меры государственной поддержки".
Аналогичные меры планируются по всем системообразующим отраслям, в частности, ГМК и химии. В том числе речь идет о решении проблемы нехватки железнодорожных вагонов.
Вице-министр отметил, что в ближайшее время будут установлены целевые индикаторы по всем крупным системообразующим предприятиям. Соответствующие планы уже отрабатываются с регионами.
"Уже на следующей неделе в правительстве будем докладывать. Также мы уточняем сейчас перечень предприятий, по которым ведется мониторинг по местному содержанию. В корне этот перечень будет пересмотрен с упором именно на эффект, чтобы также установить индикаторы. Вместе с Минфином будет отработан перечень отраслей, где будет внедрен механизм централизованного закупа, который мы уже отрабатывали по легкой, мебельной промышленности. Это все будет предусмотрено через принятие долгосрочных договоров. То есть там, где традиционные поставки есть, как это сделал ФНБ "Самрук-Казына", так мы будем работать и с нашими системообразующими предприятиями", – сказал г-н Рау.
В 2017 году по черной металлургии Казахстана запланировано увеличение объемов производства.
"Здесь все возможности для этого есть. Но все-таки системные меры – это запрет на вывоз лома, также у нас есть запрет на вывоз лома автомобильным транспортом в Россию. Здесь мы координируемся с силовыми органами. Но здесь ключевым у нас является вопрос казсодержания. Это обращение к регионам, что по стройматериалам, что по металлопрокату, это вопрос максимального использования продукции при строительстве жилья, инфраструктуры и так далее. Как угрозу мы видим, поскольку у нас треть металла продается в Иран, в этом году Иран хочет увеличить импортные таможенные пошлины, поэтому это наша задача в рамках переговоров по зоне свободной торговли", – отметил вице-министр.
По цветной металлургии также имеется положительный тренд.
"Хотя надо отметить, что уже имеющиеся мощности практически загружены. Ну что стоит даже алюминий (АО "Казахстанский электролизный завод" – прим. автора), при мощности завода 250 тыс. тонн в прошлом году произвели 240. В этом году можем чуть-чуть добавить, то есть речь идет опять же о строительстве третьей очереди, но в целом тренд нормальный и по ценообразованию тоже".
В химической отрасли серьезным вызовом станет поиск новых рынков сбыта.
"Здесь прежде всего проблемы с реализацией желтого фосфора на европейском рынке, поэтому ключевыми здесь являются два момента: что мы возобновили поставки аммофоса "Казфосфата" на китайский рынок, но цены, конечно, на порядок отличаются, поэтому мы будем искать дополнительные резервы", – сказал Альберт Рау, отметив, что завод по производству цианида в Каратау сейчас выходит на технологические мощности, имея потенциал по экспорту.
"То же самое касается Актюбинского завода хромовых соединений. То есть здесь, что называется, придется всем напрячься, чтобы на запланированный 1% роста по химии выйти", – сказал он.
В машиностроении в 2016 году было зафиксировано падение, которое было связано прежде всего с падением спроса как на авторынке, так и на промышленном рынке.
"С учетом того, что у нас 50% машиностроения – это ремонты, было падение в прошлом году, и даже в январе месяце еще есть падение по ремонтам по отношению к прошлому году, но в целом тренд выстраивается неплохой", – сказал он.
По автопрому МИР надеется все-таки на рост по итогам года.
"В январе мы статистику фактически не заявляли, причина – это специальные инвестиционные контракты. Они будут уже в марте задействованы. Мы начнем показывать производство на свободных складах, а также предприятиях специальных экономических зон. Как системные меры мы видим автокредитование, которое будет продолжено, лизинг техники, который сейчас выделен через "БРК-Лизинг". Министерство энергетики обещает со второго квартала запустить наконец сертификаты на сдачу б/у автомобилей: порядка до 20 тыс. сертификатов, возможно, будет выдано. Как вы знаете, сертификаты можно будет использовать при приобретении автомобилей на отечественных заводах. Поэтому мы считаем, что эти меры также будут способствовать росту производства", – сказал Альберт Рау.
Дополнительная господдержка станет стимулом для развития и железнодорожного машиностроения.
"По железнодорожному машиностроению тренд хороший то, что планируется выделение 50 млрд тенге из пенсионного фонда на субсидирование ставки, 3 тыс. вагонов – это хорошая загрузка наших предприятий в ждмашиностроении, а также решение проблемы дефицита вагонов для перевозки наших грузов. А также по договору с КТЖ локомотивостроительные заводы также планируют увеличение объемов производства. Хорошие тренды по экспорту - это электротехническое машиностроение. Здесь также планируем меры господдержки. Не хватает оборотного капитала, экспортного финансирования для того, чтобы еще наращивать экспорт электротехнической продукции. Фактически уральский новый наш завод, Алагеум, 90% работает на Россию. Открываются хорошие возможности, и они дадут нам хороший прирост", - отметил вице-министр.
Однако 21 февраля пресс-служба МИРа пояснила, что г-н Рау имел ввиду по средствам ЕНПФ на строительство железнодорожных вагонов.
"Министерство по инвестициям и развитию РК официально заявляет, что в докладе первого заместителя министра Рау А.П. на коллегии МИР РК в части привлечения средств ЕНПФ в сумме 50 млрд тенге для производства ЖД вагонов для КТЖ на отечественных машиностроительных предприятиях данный источник финансирования прозвучал как один из вариантов возможного привлечения средств. Помимо ЕНПФ также прорабатываются другие источники финансирования для поддержки казаxстанского машиностроения. На сегодняшний день конкретного решения по финансированию не принято", - сообщили в министерстве.
В строительном секторе также имеются возможности для поддержки отечественных производителей. Несмотря на строительный бум, производство стройматериалов в республике этого не почувствовало в полной мере.
"В прошлом году в целом в строительстве был рост, а при этом мы с отрицательным ИФО (индекс физического объема – прим. автора) сработали по стройиндустрии. Это значит, продолжается использование импортных строительных материалов. Поэтому вопрос казсодержания здесь ключевой – комитету по делам строительства с регионами надо очень плотно работать. Один пример: за прошлый год мы завезли в страну еще 600 тыс. тонн цемента в то время, когда у нас профицит 3 млн тонн. Конечно, в основном это на западные регионы приходится, но мангистауский "Хайдельберг" способен обеспечить весь запад, – сказал Альберт Рау. – 600 тыс. завезли, из них половину Актюбинская область завезла. Плюс здесь такой, что при этом цементные предприятия умудрились 500 тыс. тонн экспортировать. Почти баланс есть. Но резервы у нас здесь большие, и прежде всего программы развития регионов "Нурлы жол", "Нурлы жер" и так далее".
Есть вопросы и по промышленной безопасности.
"За прошлый год у нас рост аварийности и смертность возросла. Притом что у нас сегодня поручение сокращать контрольно-надзорные функции, нам здесь концептуальные подходы надо менять. То есть не проверки, здесь должны работать совершенно другие рычаги, и заинтересованности предприятий не допускать, потому что год от года мы коренным образом не меняем ситуацию", – отметил он.
Загрузить попытаются и 72 проекта из карты индустриализации, которые не работали на полную мощность.
"По итогам 9 месяцев (2016 года – прим. автора) 72 проекта (не работали на полную мощность – прим. автора). Из них 15 простаивало, 57 было недозагружено, до 50%. По итогам года уже 25 были загружены больше чем на 50%. Но тем не менее с каждой областью было проработано. Не все области понимают. Меры должны быть конкретные. Не общие фразы, а конкретные меры, как загрузить, чем загрузить. Дорожная карта фактически сегодня находится на стадии завершения", – резюмировал Альберт Рау.
Жанболат Мамышев