Доходность пенсионных активов ЕНПФ на 1 мая 2017 года составила 1,6% при накопленной с начала года инфляции в 2,3%. Таким образом, по итогам первых четырех месяцев 2017 года ЕНПФ не смог переиграть инфляцию. Не исключено, что итоги полугодия также будут отрицательными, поскольку включат в себя потерю инвестиций в Международном банке Азербайджана (МБА) в размере свыше 70 млрд тенге.
Как сообщила заместитель председателя правления ЕНПФ Сауле Егеубаева на прошедшем сегодня в Алматы брифинге, облигации МБА по-прежнему числятся в портфеле ЕНПФ, на 1 мая их балансовая справедливая стоимость составляла 71,3 млрд тенге. Финансист уточнила, что инвестиционный доход ЕНПФ складывается из дохода, получаемого от операции с инструментами, в которые вложены пенсионные активы, а также от переоценки тенговых и валютных инструментов. После того как будут определены механизмы возврата или реструктуризации задолженности в МБА, выбранный вариант повлияет на доходность инвестиционного портфеля ЕНПФ и впоследствии отразится на чистом инвестиционном доходе фонда.
Ранее сообщалось, что азербайджанская сторона уверила Казахстан, что Азербайджан гарантирует выплату долговых обязательств банка. Между тем директор департамента аналитики инвестиционной компании Private Asset Management Дамиир Сейсебаев полагает, что ситуация с возвратом денег из МБА не такая уж однозначная. По мнению эксперта, имело место частное размещение облигаций МБА, когда ценные бумаги покупает заранее определенный и ограниченный круг инвесторов. Судя по всему, весь выпуск облигаций МБА пришелся на ЕНПФ, что является рискованной сделкой, так как продать бумаги при необходимости будет непросто, скорей всего, придется ожидать их погашения. Облигации МБА выпущены на 10 лет и должны принести инвестору доходность в размере 8,25% годовых в валюте при условии удержания их до погашения. Предложенная доходность достаточно высокая, она же свидетельствует и о повышенных инвестиционных рисках. В частности, агентство Bloomberg утверждает, что ко времени покупки пенсионным фондом облигаций МБА у последнего уже были проблемы – разрыв ликвидности порядка миллиарда долларов.
Что касается другой неприятной финансовой истории ЕНПФ – 1,4 млрд пенсионных тенге, "застрявших" на депозитах "КазИнвестБанка", потерявшего в конце прошлого года банковскую лицензию, по словам г-жи Егеубаевой, данный депозит также числится в составе пенсионных активов и по нему сформирована провизия.
Таким образом, на величину инвестиционной доходности пенсионных активов в ближайшие месяцы будет оказывать влияние ситуация с проблемными инвестициями: каким образом и в какие сроки управляющая компания в лице Национального банка найдет выход из ситуации.
Если получится, что инвестиции "зависнут" на более длительный срок, вкладчики ЕНПФ, выходящие на пенсию в ближайшие месяцы, этого не заметят. Сохранность пенсионных активов гарантирована государством. Поэтому инвестиционные потери (низкая доходность на фоне более высокой инфляции, а также неудачные вложения, приведшие к потере активов и не позволившие тем самым обыграть инфляцию), возмещаются государством вкладчику. На момент выхода на пенсию государство выплачивает инвестиционный доход по уровню инфляции. По информации ЕНПФ средняя сумма накоплений на обязательных счетах составляла на 1 мая 728 тыс. тенге. Пенсионные накопления у 80% вкладчиков не превышают 1 млн тенге.
Вместе с тем государство вряд ли с пониманием относится к громким инвестиционным промахам Национального банка. По этой причине управляющий пенсионными активами старается укрепиться в комфортном поле надежных и доходных зарубежных инструментов с рейтингом не ниже "ААА" и "ВВВ". Инструменты с такой оценкой составляют 65% портфеля ЕНПФ. Уместно вспомнить, что в 2016 году на индивидуальные счета вкладчиков распределили чистый инвестиционный доход в размере 472 млрд тенге, в котором доход от переоценки валютных инструментов составил 452 млрд тенге. Это значит, что вкладывать активы казахстанцев в валютные инструменты в принципе выгодно.
Однако с начала года тенге укреплялся, принося управляющему отрицательную курсовую разницу. Скорей всего, инвестиционный доход пытаются выравнивать за счет покупки активов с высокой доходностью. Так, в портфеле ЕНПФ с 6% до 8,2% выросли депозиты местных банков. Доля ценных бумаг корпоративного сектора, преимущественно облигации, почти не изменилась с начала года – 37% казахстанских эмитентов и 2,7% иностранных компаний. Зато с 5% до 8,8% увеличилась доля иностранных ГЦБ. Основу портфеля все также составляют ГЦБ Минфина Казахстана. Средняя доходность до погашения правительственного долга составляет 7,8%, доля госбумаг остается стабильной – 39,75%.
Несмотря на укрепление тенге, Национальный банк не отказывается от валютных инструментов. К 1 мая Национальный банк довел валютную составляющую портфеля до 27%, тогда как на начало года доля валютных активов составляла 22,3%. В планах Национального банка – довести валютную составляющую до 30%.
Татьяна Батищева