Зарубежные эксперты размышляли на тему цифровых медиа, роли традиционных СМИ и феномене TikTok, передает inbusiness.kz.
Кто мы в цифровом мире?
"Последние лет 20 мы живем одновременно в двух реальностях - в физическом мире, как жили наши предки, и в цифровом мире. Мой телефон показывает, что порядка 8 часов в день я нахожусь в соцсетях, мессенджерах. В цифровом мире я сейчас признаюсь в любви, вступаю в конфликты с людьми, спасаю кого-то, становлюсь причиной проблемы. Мои действия в сети гораздо важнее для меня и для людей. И это нарастает и становится очевидным. Возникает вопрос: а кто мы в цифровом мире? Мы те же самые люди или мы все-таки другие?", - сказал Тимур Бекмамбетов на сессии Евразийского медиафорума "Медиа и технологии: Тенденции 2021 года".
По его словам, в цифровом мире отсутствуют все главные для человека принципы и ценности - там нет понятия жизни и смерти. Человек умер, а его аккаунт жив. Там нет понятия родины, патриотизма, страны, потому что мир един, нет понятия семьи, потому что в семье один почтовый ящик, а в цифровом мире у каждого свой.
Люди хотят следить за людьми
Со-основатель Baza, основатель телеграм-канала Mash Никита Могутин обратил внимание на то, какие проекты привлекают аудиторию.
"Мы все наши материалы, расследования стали переводить в формат Youtube, при этом выдвигая конкретных персонажей. И заметили, что живые ролики залетают гораздо лучше. Люди устали от обезличенных брендов, люди хотят следить за людьми. Человеческий контакт заменился живым человеком из экрана", - говорит он.
Спикер выразил мнение, что рынок меняется и СМИ, не желающие это принять, идут на погибель. У цифровых платформ, особенно в пандемию, выросла глубина просмотра, появился запрос на новые формы подачи информации.
"СМИ не хотят меняться, они считают, что могут кормить людей тем, чем кормили их все эти 20 лет: мы им давали новости, мы им и будем давать новости. Только вот это верный путь к гибели", - говорит он.
Звезды появляются и исчезают
Большие дискуссии состоялись и по поводу развития TikTok. В медиафоруме участвовала казахстанская тиктокерша Алина Ким, у которой более 30 млн подписчиков. Феномен такого невероятного успеха попытались объяснить эксперты.
По мнению автора, обозревателя цифровой революции в Кремниевой долине Эндрю Кина, число подписчиков ни о чем не говорит, важнее всего те цели, перспективы, которые несут в себе эти показатели.
"В нашей жизни возникают суперзвезды, которые как метеориты освещают своим сиянием, а потом могут исчезнуть. Когда она собирает деньги и собирается в дальнейшей перспективе развивать тренд? Это же конвейер, каждые 5 секунд она должна поддерживать интерес аудитории", - заметил он. Тимур Бекмамбетов согласился с тем, что количество и качество контента - разные вещи.
Никита Могутин обратил внимание собеседников на то, что создание роликов на этой платформе – это каждодневная полноценная работа, авторы имеют четкий план рабочего дня и это непросто, как кажется на первый взгляд.
В ходе сессии из зала даже прозвучал вопрос-реплика о том, что в TikTok сидит молодежь, мягко говоря, с низким интеллектуальным уровнем.
На что американский футуролог, журналист Бен Хаммерсли высказал иную точку зрения. "У человека 30-31 млн фаловеров. Почему? Потому что TikTok - это хорошая штука, это развлекуха. Люди по 10 часов тратят на это, но в этом ничего нового нет. Это не Шекспир, это не Толстой. Но надо ли сравнивать вообще эти вещи? Нет. У нас есть риск сказать так, что молодежь делает все неправильно, мы, старики, не понимаем этого", - сказал Бен Хаммерсли.
Почему серьезные новости не так популярны
Также Бен Хаммерсли развеял миф о том, что в прежние времена люди активно занимались сложными вопросами, перепроверяли источники, а сегодня это никто не делает.
"Конечно, есть люди, которые смотрят несколько программ или читают газеты, но таких мало. Чтение серьёзных новостей - это весьма специализированное хобби. Это как любить классическую музыку, не все это могут. Поэтому возникает вопрос - почему люди в целом не очень заинтересованы в серьёзных новостях? Одна из причин – большинство новостей не влияет на их жизнь. Если вы пытаетесь содержать семью, воспитываете детей, пытаетесь выжить, то какая вам разница, что где-то в Южной Америке что-то произошло", - говорит он.
Он также вспомнил, что и до появления социальных сетей читателей аудиторию привлекала больше желтая пресса, нежели новости из Financial Times.
"Веселее посмотреть классный танец или посмеяться. Это не вопрос моральных недостатков молодого поколения или того, что люди не читают. Комиксы тоже могут быть интереснее, чем художественная литература", - добавил он.
Никита Могутин заметил, что у молодых нет запроса на то, чтобы быть в курсе всех новостей. И об этом он может судить по аудитории своего телеграм-канала.
Эндрю Кин же поставил вопрос о том, сможет ли тиктокер удержать интерес аудитории, построить карьеру, развить свои таланты.
"Социальные сети, как скоростные конвейеры, где человек известен на несколько секунд, а потом аудитория движется к другому. Мы тогда не сможем развить новое поколение талантливых людей. А нам это нужно. Вне зависимости от того, чем они занимаются, пишут музыку, истории, снимают видео", - говорит он.
При этом на сессии один из участников заметил, что они лучше коммуницируют и доводят мысли. "Тут речь не о том, является ли это традиционным средством массовой информации или новым форматом. Все дело в том, насколько хорошо вы коммуницируете, считает он.
Айгуль Тулекбаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!