Требования по обеспечению ликвидации электростанций могут отвлечь у них значительные суммы. Об этом в ходе онлайн-конференции на площадке НПП "Атамекен" сообщил глава Казахстанской электроэнергетической ассоциации (КЭА) Талгат Темирханов, передает inbusiness.kz.
"1 июля 2024 года у нас вступает в силу норма, когда мы должны заморозить колоссальный объем финансовых средств на банковских депозитах… Это делается для того, чтобы вдруг, теоретически, если одна из компаний-акционеров бросает станцию и выезжает куда-то за рубеж, то, по мнению законодателей, государство должно взять эти деньги и начать ликвидацию объекта, что теоретически, на мой взгляд, возможно и выполнимо, но, наверное, так никто делать не будет. Тем не менее вопрос: по каждой станции это может достигать от 20 млрд до 30 млрд тенге. Где эти деньги взять, мы не понимаем. Но этих денег сегодня свободных нет", – сказал председатель КЭА.
Очевидно, что для внесения обеспечения по ликвидации электростанций после их вывода из строя придется закладывать эти средства в тариф на тепло и электричество в ближайшем будущем. Между тем, по информации Темирханова, увеличения тарифов стоит ожидать уже в апреле из-за необходимости повышения зарплаты энергетиков.
По его мнению, сейчас вопросы энергетиков по экологии, поднятые на встрече с правительством в сентябре, не решаются, несмотря на обсуждения с профильным министерством. В минэкологии предпочитают не обращать много внимания на риск дальнейшего роста тарифов из-за ожидаемого внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) согласно требованиям Экокодекса. В то же время на госполитику в сфере энергетики сильно влияют разрозненные позиции вовлеченных госорганов.
"Что касается наилучших доступных техник, мы долго говорили о том, что программа низкоуглеродного развития, которая, кстати, утверждена 2 февраля, она абсолютно не бьется с теми планами, которые перед нами ставит министерство энергетики. Кокшетауская станция – тендер не разыгран, она угольная. В итоге никто же и не пришел на эту станцию строить. Хотя минэнерго говорит о том, что давайте строить, давайте вводить блоки на угольной генерации – по сути, это логично, потому что большую часть мы тащим именно тепловую нагрузку в регионах... Но экологическая повестка нас немножко вводит в ступор ввиду того, что там черным по белому написано… что угольная генерация будет сокращаться – это стратегия низкоуглеродного развития. Как в таких условиях нам дальше развиваться, никто внятный ответ нам дать не может", – сообщил Темирханов.
Отметим, что ранее сообщалось о возможном участии турецкого инвестора в тендере по строительству ТЭЦ в Кокшетау.
По расчетам ассоциации, внедрение НДТ может обойтись потребителям как минимум двухкратным повышением тарифов.
"В той же стратегии (низкоуглеродного развития. – Прим.) прописано, что будет выбытие станций, а каких станций, конкретно не говорится. И ни минэнерго, ни минэкологии нам эти данные не дают, к сожалению. Теперь станции что говорят: нам надо внедрять НДТ? Надо ли нам сейчас загружать потребителя, увеличивать тариф, притом что мы не понимаем, останемся ли мы после 2040 года на рынке или не останемся. Это системные вопросы, которые, к сожалению, своего решения не нашли", – посетовал Темирханов.
Руководитель КЭА также рассказал, что в отрасли нет понимания, как будут увеличиваться суммы выплат электростанциям на рынке мощности за реконструированный или новый 1 МВт. Напомним, в декабре inbusiness.kz писал об итогах прошлогоднего аукциона на рынке мощности.
"Что касается рынка мощности – мы долгое время обсуждали увеличение лимита с 590 тыс. до 885 тыс., уперлись в АЗРК (агентство по защите и развитию конкуренции. – Прим.), прошли АЗРК, получили там понимание, но, к сожалению, какого-то финального рывка не произошло, и мы вошли в 2023 год с теми лимитами, которые у нас были ранее. Этого, к сожалению, не хватает на те объемы ремонтных работ, которые мы планируем. Сейчас героически обсуждается рост с 590 тыс. до 2 млн тенге за МВт на рынке мощности, мы увеличиваем с 30 млрд до 400 млрд лимиты. Вернее, не мы, а государство планирует увеличить. Как это будет выглядеть на практике, пока понимания у меня на самом деле нет", – отметил он.
Скорее всего, обсуждения с правительством по рынку мощности продолжатся после выборов в мажилис и формирования правительства, однако уже сейчас электростанциям нужны средства для ремонта и обновления оборудования, считает Талгат Темирханов. В то же время важным вопросом в ожидании запуска программы "Тариф в обмен на инвестиции" остается недостаток кредитного финансирования.
"Мы обсуждали льготное кредитование сектора, потому что сам механизм рынка мощности имеет модель возвратных средств. То есть сначала надо эту мощность дать, а потом вам вернут деньги. По факту же сейчас банки, понимая, что экологическая повестка очень серьезно давит, и угольная генерация, если верить той же стратегии, которая утверждена, она не в приоритете, и кредитовать нас уже международные институты так сильно не хотят. Даже наши внутренние банки – уже сейчас очень много препон мы чувствуем при согласовании этих кредитов. К сожалению, и внутренние наши казахстанские банки второго уровня с неохотой смотрят на кредитование энергетического сектора. Хотя мы кредитуемся по рынку - 25% и более, но тем не менее льготкредитования нам, к сожалению, не дали", – констатировал глава Казахстанской электроэнергетической ассоциации.
Читайте по теме:
Электростанции страны проверят независимые аудиторы
В Казахстане предложили создать единого закупщика электроэнергии
Каким должен быть тариф, чтобы спасти энергетику страны?